ИЗ ИСТОРИИ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО КАЗАЧЕСТВА ПЕРИОДА КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ 1817-1864 гг.: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ
| 01 Апреля 2012
ПО ДОКУМЕНТАМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО АРХИВА
В последние годы активно развиваются процессы казачьего возрождения и его интегрирования в систему современной российской государственности, взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными и политическими организациями, Русской православной церковью. Быстро развивается и научное изучение феномена казачества в России. Только за последнее десятилетие количество научных публикаций и защищенных диссертаций по данной проблематике составило несколько сотен наименований. Особенно востребована и актуальна казачья тематика в субъектах Южного федерального округа.
Основу источниковой базы по истории северокавказского казачества в период Кавказской войны 1817-1864 гг составляют архивные документы и материалы местного административного учета. Причем необходимо отметить такую особенность организации управления на Северном Кавказе как объединение в руках военного начальства функций военного, административного и гражданского управления. Архивные материалы отложились, прежде всего, в Российском государственном военно-историческом архиве. Здесь находятся как материалы центральных ведомств, таких как Главное управление казачьих войск, Военного министерства и других, так и материалы местного происхождения, переданные в РГВИА уже при советской власти. Сопоставление и сравнительный анализ с одной стороны материалов официальных отчетов по линии Военного министерства, а с другой – материалов местного административного учета, прошений, жалоб и т.п., позволяют получить объективную картину состояния казачества Северного Кавказа и особенностей проблем организации государственного управления в регионе.
Главное место среди центральных государственных и военных учреждений занимало ГУКВ (Главное управление казачьих войск), в котором собирались и анализировались отчетные материалы по всем казачьим войскам и казачьим войсковым областям империи, вырабатывались и согласовывались общегосударственные законодательные акты и административные распоряжения, ведомственные инструкции и положения, касающиеся как военной и иной государственной службы казачества, так и административного местного гражданского управления и самоуправления казачьих войсковых областей. ГУКВ также занималось историей казачества и казачьей службы, изучало и систематизировало боевой путь отдельных казачьих полков и войск, ведало войсковыми и полковыми наградами и отличиями и т.п. Управление иррегулярных войск, в ведении которого находились казачьи и иррегулярные войска, было образовано 16 декабря 1857 г. 29 марта 1867 г. управление было переименовано в Главное управление иррегулярных войск, а 27 октября 1879 г. преобразовано в ГУКВ, которое было ликвидировано 6 сентября 1910 г., его функции были переданы Казачьему отделу Главного штаба.
В архивном фонде ГУКВ отложились такие необходимые для исследователей данные, как статистические отчеты и переписка о численности, движении и составе населения казачьих областей Северного Кавказа; взаимоотношения между коренным казачьим и пришлым («иногородним») населением; переписка об организации и деятельности гражданской администрации и местного казачьего самоуправления; материалы о землевладении, землепользовании и землеустройстве казачьего и «иногороднего» населения; о переселении казаков из малоземельных районов; а также обширные сведения о сельском хозяйстве казачьих областей – о хлебном хозяйстве, плодоводстве, садоводстве и разведении технических культур, табака; о животноводстве и разведении лошадей; сведения о мелиорации земель, лесоводстве и т.п. Здесь содержатся также законы и сведения о рыбных промыслах, которые играли большую роль в хозяйстве кубанских и терских казаков; документы о местонахождении и добыче полезных ископаемых; о войсковой промышленности; материалы об организации народного просвещения и военного образования. Хранятся и документы по истории кавказского казачества, собранные для подготовки трудов по истории казачества в России.
В фонде ГУКВ наибольший интерес по исследуемому вопросу представляют годовые отчеты и ведомости о состоянии казачьих войск за период 1874-1916 гг. В их числе - ежегодные отчеты Главного управления иррегулярных войск за 1871-1878 гг., ежегодные отчеты ГУКВ за период с 1879 по 1909 г. и отчет казачьего отдела Главного штаба за 1910 г. Кроме того, большой интерес представляют входящие отчеты Терского и Кубанского казачьих войск, такие как Всеподданнейший отчет начальника Терской области и наказного атамана ТКВ о состоянии области и войска за 1891 г., и другие; о состоянии Кубанской области и Кубанского казачьего войска за 1893 г. и другие. Представляют интерес и дела Временного комитета для пересмотра казачьих положений, а также хранящиеся в архиве ГУКВ карты и планы казачьих войск. Среди последних можно выделить карту земель КЛКВ (Кавказское линейное казачье войско) с обозначением различных категорий войсковых земель от 1844 г. и ряд других карт и планов. Кроме дел ГУКВ интерес представляют материалы фонда статистических, экономических, этнографических и военно-топографических сведений о Российской империи, в которых содержатся данные о числе жителей по населенным пунктам; о распределении населения по сословиям, профессиям, национальностям и вероисповеданиям, в том числе и по населению Северного Кавказа.
Из числа источников местного происхождения наибольший интерес представляют материалы, отложившиеся по линии военной администрации, командования Кавказского корпуса и собственно военного и административного управления казачьих областей Северного Кавказа. Прежде всего, здесь нужно упомянуть документы и материалы штабов разного уровня, которым подчинялись и в ведении которых находились казачьи войска на Северном Кавказе.
О формировании северокавказского казачества и участии его в Кавказской войне позволяют судить документы, отложившиеся в фонде Штаба войск Кавказской линии и в Черномории расположенных. К концу XVIII века Кавказская пограничная линия делилась на две части – Моздокскую и Кубанскую. В 1792 г. они были объединены в Кавказскую пограничную линию. Было образовано Управление линией, осуществлявшее военное и гражданское управление Северным Кавказом. В 1826 г. к Кавказской области было присоединено и Черноморское казачье войско, а Управление линией было преобразовано в Штаб войск Кавказской линии и в Черномории расположенных. Штабу линии подчинялись штабы левого и правого крыла. Среди документов Штаба представлены приказы по Штабу и по казачьим войскам на линии; отчеты и рапорты о состоянии войск, их численности и дислокации, о несении кордонной службы; рапорты о нападениях горцев на кордоны и селения, о военных действиях на линии; правительственные прокламации к горским народам; показания воинских чинов, бежавших из горского плена; этнографические описания народов Северного Кавказа; переписка о проведении топографических съемок, подготовке статистических описаний; о составлении положения об управлении горцами; материалы о состоянии и строительстве на линии крепостей, постов, мостов, дорог и т.п.; статистические сведения о состоянии казачьих войск на линии; переписка о преобразовании казачьих войск, их обмундировании и вооружении, наделении казаков землей, а также материалы о движении народонаселения на линии и сведения об экономическом развитии области, сельском хозяйстве, промышленности и торговле.
В ходе реорганизации кавказских казачьих войск в 1856 г. Штаб линии был упразднен и образованы управления правого и левого крыла Кавказской линии, ставшие с 1860 г. штабами образованных Кубанского и Терского казачьих войск. В фонде штаба войск Кубанской линии, входившей в состав Кавказской, интерес представляют материалы о мерах по охране линии от набегов, описания линии, документация об обмене военнопленными и о бежавших из плена казаках, показания бежавших из плена.
После преобразования Кавказской линии и образования вместо нее Терского и Кубанского казачьих войск место штабов левого и правого крыла линии заняли соответственно штабы командующих войсками одноименных войсковых областей. Штаб командующего войсками Терской области был образован из штаба войск левого крыла 23 мая 1860 г. Среди документов штаба важное место занимают журналы военных действий, предписания о переселении казаков, текущая переписка и т.п.
В фонде Штаба командующего войсками Кубанской области содержатся материалы о взаимоотношениях с горскими народами, о переходе горцев на сторону России; предписания Кавказского наместника и главного штаба Кавказской армии о политике по отношению к лояльным горцам и организации управления ими; сведения о расселении горцев; отчеты, рапорты, статистические сведения о состоянии Кубанского, Ставропольского и Черноморского казачьих войск; материалы учета населения станиц и сел, его состава; сведения о колонистах; материалы административного управления; переписка о производстве различных строительных работ в области и т.п.
В фондах Кавказского военного округа, который был образован в ходе военных реформ в 1865 г. и просуществовал до 1918 г., в состав которого входили, в том числе, и казачьи области – Терская и Кубанская, имеются исторические записки и очерки о Кавказском линейном и Кубанском казачьих войсках.
Как уже отмечалось, исполнение обязанностей в компетенции гражданского и административного управления в условиях Северного Кавказа возлагалось на военное руководство. Интерес представляет гражданская канцелярия командующего войсками правого крыла Кавказской линии и наказного атамана Черноморского казачьего войска.
Канцелярия начальника Черноморской береговой линии, образованная в 1839 г., ведала управлением создаваемой укрепленной кордонной линией на восточном берегу Черного моря для предотвращения контрабандной торговли людьми и оружием. В 1846 г. было образовано гражданское управление на территории побережья. Оно подчинялось начальнику Черноморской береговой линии, который наделялся полномочиями военного губернатора и в свою очередь подчинялся кавказскому наместнику. В 1859 г. канцелярия была преобразована в гражданскую канцелярию командующего войсками правого крыла Кавказской линии и наказного атамана Черноморского казачьего войска, а после образования Кубанского казачьего войска была упразднена. Ее функции сосредоточились в ведении наказного атамана ККВ. В фондах канцелярии интерес представляют годовые отчеты о состоянии края; сведения о народонаселении; данные о казачьей колонизации Закубанья и образовании новых станиц; данные о переселенческой политике в отношении горцев; сведения о поселении азовских казаков вокруг крепости Анапа; материалы об устройстве гражданского управления, о приведении в оборонительное положение станиц, о нападениях горцев, о мерах по борьбе с контрабандой; сведения о торговле.
В другой группе архивных источников, в рамках исследуемой проблемы, наибольший интерес вызывают документы и материалы, отложившиеся по линии органов местного управления и самоуправления казачьих территорий. Эти источники позволяют отследить и оценить процессы, характерные для низового уровня казачьих обществ; увидеть реальную практику жизни казачества на Северном Кавказе, разумеется, лишь в той мере, в которой эта практика пересекалась с органами государственного управления и учета.
Организация гражданского управления казачьих областей имела свою ярко выраженную специфику. Во главе администрации казачьих областей стояли войсковые правления, которые возглавляли наказные атаманы. Наказной атаман имел полномочия, соответствующие генерал-губернатору. В ведении войскового правления находились как военное управление, так и дела по гражданской части. Войсковому правлению подчинялись атаманы отделов, в линейном войске соответственно полковые правления. В состав отдела входило несколько станичных обществ, пользующихся правами самоуправления, осуществляя которые станичное общество избирало станичное правление во главе с выборным же станичным атаманом. Станичное общество обладало большими правами и, фактически соблюдая традиции казачьего круга, решало все вопросы станичной жизни, в частности, давало разрешение на причисление к числу казаков новых поселенцев, разделы имущества, усыновление сирот, распоряжалось станичным капиталом и т.п. Донские казаки, которые в годы Кавказской войны широко привлекались к службе на Северном Кавказе, подчинялись походному атаману.
Из фондов органов управления территориями казачьих войск непосредственное отношение к изучаемому вопросу имеют фонды Кавказского линейного казачьего войска и Кубанского (Черноморского) казачьего войска.
Кавказское линейное казачье войско (КЛКВ) представляет для исследователей истории северокавказского казачества периода Кавказской войны наибольший интерес. Оно было образовано в 1832 г. из полков гребенских, терских, ставропольских и кизлярских казаков. В 1845 г. было утверждено положение о войске от 14 февраля. Согласно этому положению в городе Ставрополе было образовано подотчетное военному ведомству войсковое правление в составе исполнительной, хозяйственной и гражданской экспедиций. Во главе правления стояли наказной атаман КЛКВ, старший член правления, три асессора, войсковой казначей и контролер. В функции войскового правления входили: постоянное наблюдение за деятельностью полицейских учреждений, неприкосновенностью земельных границ, состоянием дорог, мостов и переправ, сохранностью и разведением станичных лесов, приходом и расходом отпускаемых денежных сумм.
В ходе преобразования линии в 1860 г. шесть бригад КЛКВ были причислены к Кубанскому войску, а остальные составили Терское казачье войско. В фондах войска хранятся документы войскового и полковых правлений; текущая переписка; указы Сената; приказы и распоряжения военного министерства; приказы по войску; сведения об инспекторских смотрах, учениях и военной службе полков; формулярные списки; протоколы заседаний войскового правления; сведения по истории войска и полков; отчеты по войску; дела по финансовым вопросам; статистические материалы по войску; сведения о народонаселении и экономике полков и станиц; исторические сведения о войске. Определенный интерес представляют материалы о размежевании земель и наделении казаков землей хозяйственной экспедиции. Дела об экономическом состоянии КЛКВ содержат сведения о развитии сельского хозяйства, посевах хлеба, скотоводстве, в том числе коневодстве, рыболовстве, лесном хозяйстве, виноградарстве и виноделии, шелководстве, о разведении технических культур, о разведке и добыче природных ископаемых, угля, железа, нефти, материалы о происшествиях и т.п.
В архиве Войскового правления КЛКВ большой интерес представляет переписка о зачислении в казачье сословие и об образовании новых станиц. В частности, дела о зачислении в казачье сословие, такое, как, например, «Отношение (копия) начальника Главного штаба о зачислении дворянина Ригоза Алексея в казачье сословие» и переписка по данному вопросу, или рапорт полкового правления 2-й бригады о зачислении уволенного из духовного ведомства Быстрова Ивана в казачье сословие, либо дело о зачислении в казачье сословие унтер офицеров отставных Никифора Боздерева, Евлампия Гаврилова, Петра Шканова, рядовых Никонора Петрова, Марьяна Ковалькова, Михайлу Горюшкина, Василия Кучеренко и казенного денщика Косьяна Сопина. Особый интерес представляют дела о зачислении в войсковое сословие горцев, как, например, дело о зачислении в КЛКВ Тепсы Шахмурзиева и Майя Бабхоева и переписка по данному вопросу.
О масштабах и особенностях политики военно-казачьей колонизации позволяют судить дела об образовании новых станиц, военных поселений и переписка по этому поводу. Например, переписка с наказным атаманом, командующим отдельным Кавказским корпусом и др. об образовании новой станицы у Закай-Юртовского поста. Дела о раскольниках позволяют, в том числе, выявить наиболее старый компонент северокавказского казачества – потомков гребенцев, терцев и других бывших вольных казаков.
Архив Войскового дежурства КЛКВ содержит информацию о боевой повседневной службе линейного казачества в годы Кавказской войны. Здесь собраны материалы по годам о проводимых мероприятиях по боевой подготовке и службе полков и бригад, о планах предстоящих кампаний и экспедиций в горные районы, журналы боевых действий и отчетности, в том числе по убыли личного состава, потерях строевых и нестроевых. Приводятся сведения об обмундировании, вооружении и конском уборе, о хищнических происшествиях на линии, как, например, дело о похищении горскими народами трех эстафет, следовавших из Тифлиса в Воронеж, о постое войск, формулярные списки офицеров, о порядке прохождения казаками службы и т.д. Особый интерес представляют материалы текущего учета, наблюдения и надзора за «офицерами из азиатцев», как, например, дело о доставлении в штаб по управлению смирными горцами формулярных списков на офицеров из азиатцев.
Кубанское казачье войско было образовано из шести бригад КЛКВ и Войска верных казаков Черноморских, учрежденного Екатериной II по инициативе Г.А. Потемкина в 1788 г. В 1802 г. было утверждено положение о войске от 13 ноября. В фонде войска содержатся указы Г.А. Потемкина об организации и управлении войском; приказы по войску; рапорты о состоянии войска; текущая переписка; положение о размежевании земель войска; следственные дела по наследованию имущества; сметы и отчеты по войсковому капиталу; формулярные списки и т.п.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в фондах РГВИА отложился представительный корпус источников, полноценно представляющих историю северокавказских казачьих войск в период Кавказской войны 1817-1864 гг.
SOURCES ON THE HISTORY OF THE NORTHERN CAUCASUS COSSACKS OF THE PERIOD OF THE GREAT CAUCASUS WAR OF THE XIX CENTURY FROM THE RUSSIAN STATE WAR-HISTORICAL ARCHIVE
Аннотация
В статье рассматриваются особенности организации системы управления казачьими войсками на Северном Кавказе в годы Кавказской войны 1817-1864 гг и архивные документы, отложившиеся в фондах Российского государственного военно-исторического архива. Рассматриваются фонды Главного управления казачьих войск, Штаба войск Кавказской линии и в Черномории расположенных, Кавказского линейного казачьего войска (КЛКВ), Терского (ТКВ) и Кубанского (ККВ) казачьих войск.
In the article the author considers peculiar features of the system organization of the Cossacks armies in the Northern Caucasus during the Great Caucasian War of the XIX century and archive documents on this matter kept in the bunds of the Russian war-historical archive. There are considered funds of the Chief Department of the Cossacks armies of the Caucasus line and located in the Black Sea area, Caucasus linear Cossacks army, Terskiy and Kuban Cossacks armies.
Ключевые слова / Keywords
Архивы, казачество, казачьи войска, Северный Кавказ, Кавказская война 1817-1864 гг., Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА).
the Cossacks, Cossacks Army, Northern Caucasus, Great Caucasus war, 19th century, War-historical Archive.
Юрченко Иван Юрьевич
Ivan Jourievich Jourtchenko
Доцент, кандидат исторических наук, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) «МАИ», доцент кафедры истории, доцент Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах РФ
Контактные сведения
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Телефоны: 8-495-158-48-16
Candidate of History, associate professor of the chair of history at the Moscow Aviation Institute (the National Research University)
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.