Выбор читателей:

ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОТМЕНЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВВЕДЕНИИ АНТИРЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ. 1917–1929 гг.

Печать PDF









Документальная база исследуемой тематики достаточно широка и включает в себя различные виды источников. Большая часть законодательных актов – декретов и постановлений ВЦИК и СНК, а также постановлений и приказов комиссариатов просвещения, по военным делам, государственного призрения, имуществ, внутренних дел, юстиции, регламентировавших курс на устранение религиозного обучения и носившая нормативно-обязательный и общеприменительный характер, опубликована в Собрании узаконений правительства (Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ). М., 1917–1929).

В первые годы советской власти изданы отдельными книгами сборники документов. В отличие от официальных правительственных изданий, здесь помещался обширный круг подзаконных актов – ведомственных циркуляров, инструкций и разъяснений НКВД, Наркомюста и Наркомпроса, а также краткие юридические комментарии составителей. Документы, относящиеся к деятельности Наркомпроса и его структур, характеризующие политику государственных органов в области культуры, образования и просвещения, представлены отдельными тематическими книгами. В 1996 г. был издан сборник, содержащий законотворческие материалы советских государственных органов по церковно-государственным отношениям в целом и по части религиозного образования.



Церковное законодательство, имеющее важное значение для членов Церкви, приходов, благочиний и епархий, представлено указами и определениями Священного синода, Святейшего патриарха и Священного собора. Значительным и содержательным трудом, раскрывающим беспрецедентную законотворческую деятельность Церкви в 1917–1918 г., является сборник документов «Акты Святейшего Тихона». Подробно и основательно освещена позиция и деятельность Церкви в отношении религиозного образования в советских условиях – в постановлениях и определениях Св. собора, опубликованных отдельными книгами в «Собрании определений и постановлений», в «Деяниях» Св. собора и статье из «Богословского вестника». Определенный вклад в изучение темы вносят публикации документов последних лет.

В 1920-е гг. сложилась, как представляется, трехуровневая система государственного контроля, значительно сократившего правовое поле деятельности Церкви, в том числе и в сфере образования. К таким структурам относились, во-первых, высшие или надгосударственные органы в лице ЦК РКП (б)–ВКП (б), его рабочего аппарата – Отдела агитации, пропаганды и печати (АППО) и образованной Антирелигиозной комиссии ЦК ВКП (б), которая вырабатывала общую линию по ликвидации Церкви как института (1922–1929). Во-вторых, высшими органами власти и управления, утверждающими и проводящими политику полного отделения Церкви от государства были ВЦИК (президиум и секретариат) и Совет народных комиссаров с правительственными органами и структурами в лице наркоматов и их отделов – Наркомюста и его VIII (V) ликвидационного (культового) отдела (1918–1929), Госкомиссии по просвещению Наркомпроса (1917–1918), Наркомпроса и его отделов и управлений (отдела единой школы и др., управлений – Главсоцвоса, Главполитпросвета, ГУСа), Административного подотдела отдела управления НКВД, 6-го отдела секретного отделения ОГПУ, а также созданной в 1929 г. Постоянной комиссии по вопросам религиозных культов при Президиуме ВЦИК. И, в-третьих, информационно-агитационную и пропагандистскую деятельность осуществляли неправительственные общественные, союзные и профессиональные организации, претендовавшие на общественный размах и инициативу в деле антирелигиозной пропаганды и просвещения (Общество друзей газеты «Безбожник», Союз воинствующих безбожников, РКСМ, ВЦСПС и другие). Все указанные выше государственные органы издавали и проводили в жизнь декреты и постановления, распоряжения и инструкции, циркуляры и разъяснения, прямо или косвенно запрещающие и отменяющие религиозное образование, сужающие сферу обучения религии. А союзные и общественные организации, целиком поддерживая решения партии и правительства, показывая со своей стороны пример, призывали общественность к активной борьбе против религии.



Собранные в архивохранилищах делопроизводственные документы центральных советских учреждений и материалы церковных органов требуют дальнейшего глубокого изучения и осмысления. Фонды Государственного архива Российской Федерации содержат руководящие документы центральных органов власти, доклады, циркуляры, инструкции и разъяснения, направляемые в губернии, а также отчеты и служебную переписку – внутриведомственную, межведомственную и с местными органами власти. Среди архивных документов имеются проекты, письма и предложения по тем или иным вопросам, касающимся отмены религиозного образования. Необходимое первичное представление о фондах ГАРФ дают путеводители, в которых содержатся обобщенные аннотации фондов. Более компетентное суждение о содержательной стороне отдельных фондов можно приобрести, ознакомившись с тематическим указателем, составленным сотрудниками архива для исследователей.

Особо ценным и информативным является фонд Народного комиссариата юстиции РСФСР (Наркомюст РСФСР) (1917–1925), специальный отдел которого был призван устранять не соответствовавшие Декрету проявления церковной жизни и деятельности. Делопроизводственные документы Наркомюста включают в себя переписку, сообщения и разъяснения VIII отдела по отдельным поводам и запросам, выдачу ответов на те или иные предложения с мест. К этой группе документов относятся заявления и прошения коллективов верующих, прихожан, уполномоченных приходов, председателей церковных советов, настоятелей церквей и законоучителей, благочинных, неуполномоченных заявителей и отдельных граждан о необходимости возобновления преподавания Закона Божия. Некоторые священники наивно и явно не по адресу предлагали VIII отделу Наркомюста меры по совершенствованию духовно-нравственного воспитания путем реформирования преподавания Закона Божия и т.д. В указанном фонде содержатся материалы, свидетельствующие об отношении граждан к декрету об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, а также к запрещению преподавания Закона Божия.



Фонд Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпрос РСФСР) (1917–1929) содержит материалы, свидетельствующие о стремлении взять под тотальный контроль не только разные типы образовательных учреждений, подвергнув их огосударствлению, но и охватив все формы и виды внешкольной и негосударственной образовательной деятельности. Особой заботой Наркомпроса и его коллегии была отмена Закона Божия в школе и наполнение программ преподавания гуманитарных и естественнонаучных учебных дисциплин (комплексов) антирелигиозным содержанием.

В документах фонда Народного комиссариата внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР) (1917–1930) отложились протоколы заседаний коллегий Наркомпроса, Наркомюста, Большой и Малой Государственной комиссии по просвещению, заявления граждан, постановления и разъяснения Административного подотдела отдела управления и Административного отдела НКВД, межведомственного совещания при НКВД и др.. В этих документах рассматривались вопросы о преподавании Закона Божия, о духовных учебных заведениях и их передаче в ведение Наркомпроса, о порядке открытия религиозных курсов и контроля над ними, инструкции о проведении в жизнь декрета, об отмене прежних разрешительных в отношении мусульманского религиозного образования решений, переписка о разрешении в порядке религиозно-образовательной подготовки к конфирмации лютеран для детей с 15-летнего возраста и т.д.

В материалах фонда Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1917–1929) имеются документы и материалы из папки «мусульманские дела», освещающие вопрос о преподавании мусульманского вероучения детям с 15 лет, а также заявление Патриарха Тихона председателю ВЦИК, содержащее юридический анализ антицерковных постановлений советской власти.

В фонде Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР (СВБ СССР) (1922–1931) помимо резолюций, директивных и информационных материалов, сосредоточен большой массив писем, обращений, заметок, корреспонденций и статей в редакцию газеты «Безбожник», поступивших от граждан – взрослых и детей, учителей и учащихся. Все письма посвящены одной теме – антирелигиозному воспитанию в школе. Встречаются письма-исповеди, в которых учащиеся анализируют перемены в своих религиозных воззрениях.

Структурные подразделения Наркомпроса также были призваны заниматься вопросами антирелигиозного воспитания в школе. В фонде Секретариата заместителя наркома просвещения РСФСР Н.К. Крупской (1927) собраны многочисленные письма от граждан, высказывавших свои пожелания и предложения в вопросе антирелигиозного воспитания. За научно-педагогическую, идеологическую сторону содержания школьных программ отвечала научно-педагогическая секция Государственного ученого совета (ГУС).



Одним из главных управлений Наркомпроса РСФСР был Главсоцвос и его школьный отдел, обязанность которого состояла в практическом приложении заложенного в программах и учебниках содержания образования. Документы фонда Главного управления социального воспитания и политехнического образования детей (протоколы коллегии, письма, протоколы совещаний инспекторов школьного отдела) показывают, как готовилось решение о переходе к антирелигиозному воспитанию в школе.

Отдельные важные по теме документы имеются в материалах органов, курировавших деятельность Церкви во второй половине 1920-х гг. – Административной комиссии при Президиуме ВЦИК (1923–1927), а также Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК (1929–1938). Вопросы истории отмены религиозного образования и введении антирелигиозного воспитания в 1917–1929 гг. нашли отражение в исследованиях и опубликованных документах М.И. Одинцова, А.Л. Беглова, А.Г. Кравецкого, М.В. Шкаровского и других авторов.

Другая точка зрения на религиозное образование представлена в церковных делопроизводственных документах – в фонде Всероссийского Церковного Поместного Собора (Священного собора) Православной российской церкви (1917–1918). Неопубликованные материалы Св. собора 1917–1918 гг. помимо определений, прямо относящихся к религиозному образованию, содержат выписки из протоколов Соборного совета, предваряющих соборные определения, резолюции 1-го Всероссийского Родительского съезда по религиозно-нравственному обучению и воспитанию, протоколы заседаний XV-го отдела о преподавании Закона Божия, предварительно обсуждавшего и готовившего все соборные постановления о религиозном образовании, многочисленные обращения к Собору родителей, педагогических коллективов, законоучителей о сохранении обязательности Закона Божия, докладные записки Патриарху Тихону от председателя секции по религиозно-нравственному воспитанию при Союзе родительских организаций и т.д.

Положение Церкви и состояние религиозного образования в регионах, к примеру, на Дону, характеризуют фонды Особой комиссии при Главнокомандующем вооруженными силами на Юге России по расследованию действий большевиков, Отдела народного просвещения правительства Всевеликого войска Донского (1918–1919) и Временного высшего церковного управления (ВВЦУ) на Юго-Востоке России (1919–1920). В указанных материалах показаны результаты разгрома Донской церкви и усилия правительства Дона и ВВЦУ по восстановлению религиозного обучения в школах, а также выражено соборное мнение Церкви и народа на факт запрещения преподавания Закона Божия.

Изучение архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что особая роль в правовой регламентации антицерковных мероприятий по отделению Церкви от народа и религии от общества принадлежала VIII (V) ликвидационному отделу Наркомюста РСФСР, который с 1918 по 1924 г. являлся главным государственным органом в деле ликвидации религиозного образования и других форм деятельности Церкви в обществе. С 1924 г. все большее влияние в контроле над религиозным обучением и духовным образованием оказывал НКВД. Наркомпрос, отвечавший за школьную политику и воспитание детей и принимавший самое активное участие в отмене преподавания Закона Божия в советской школе, в 1927–1929 гг. стал главным учреждением антирелигиозного воспитания.

Таким образом, материалы ГАРФ дают полное и объемное представление о состоянии вопроса о религиозном образовании – с двух сторон – исходя из установок гонителей Церкви, противников православной веры и религиозного образования и с позиции убежденных сторонников и защитников обучения детей Закону Божию.

DOCUMENTS OF THE STATE ARCHIVE OF THE RUSSIAN FEDERATION TO ABOLISH RELIGIOUS EDUCATION AND THE INTRODUCTION OF ANTI-RELIGIOUS UPBRINGING IN SOVIET RUSSIA IN 1917–1929.

Аннотация

В статье анализируются фонды Государственного архива Российской Федерации, которые содержат документы по истории отмены религиозного образования и введения антирелигиозного воспитания в советской России в 1917–1929 гг. Архивные материалы раскрывают масштабную деятельность государственных органов власти и управления, общественных организаций, нацеленную на полную ликвидацию всех форм обучения религиозным основам. С другой стороны, документы Священного собора, антисоветских правительств и многочисленные письма, в том числе советских граждан выражают позицию, направленную на сохранение религиозного образования для детей и взрослых.

Collections of the State Archive of the Russian Federation contain documents on the history of the abolition of religious education and the introduction of anti-religious upbringing in Soviet Russia in 1917–1929. Archival material reveals a large-scale activities of state administrative bodies, public organizations, aimed at the complete elimination of all forms of religious education. On the other hand, the documents of the Holy Council, the anti-Soviet governments, and numerous letters from citizens, express their attitudes in order to preserve religious education for children and adults.

Ключевые слова

Источник, архив, ГАРФ, Закон Божий, религиозное образование, антирелигиозное воспитание, советское правительство, Народный комиссариат юстиции, Народный комиссариат просвещения, НКВД, Священный собор Православной российской церкви. Law of God, religious education, anti-religious upbringing, Soviet government, People's Commissariats of Justice, Education and Internal Affairs (NKVD), Holy Council (Convocation) of the Russian Orthodox Church

Синельников Сергей Петрович

Sinelnikov Sergei Petrovich

Волгоградский индустриальный техникум, преподаватель

Volgograd Industrial College, teacher

E-mail:

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.