ИЗ ОПЫТА ПУБЛИКАЦИИ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
| 26 Декабря 2016
А.В. КОРОБОВА
г. Красногорск, Российская Федерация
ИЗ ОПЫТА ПУБЛИКАЦИИ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
К 90-летию Российского государственного архива кинофотодокументов и памяти заслуженного профессора РГГУ, основателя факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ В.М. Магидова
Открытие архивов положило начало новой эпохе в изучении истории как нашей страны, так и других государств, тех или иных явлений и событий. Огромное значение имело снятие идеологических шор, которые не только навязывали восприятие и понимание исторической действительности, но и держали под запретом исследование широкого круга проблем и связанных с ними источников, поскольку они не укладывались в жесткие рамки обязательной концепции. То есть возникла ситуация, когда стало необходимо вводить в научный оборот все, что раньше было недоступным для изучения. Начиная с 90-х гг. XX столетия архивный документ стал предметом многочисленных и разнообразнейших по форме публикаций в исторических, научно-популярных и других журналах.
Публикации в печатных и электронных СМИ – это весьма привлекательный PR-инструмент для любой организации. Он позволяет решить сразу несколько задач: улучшить имидж компании, познакомить целевую аудиторию с новыми поступлениями документов или какими-то неожиданными находками. А также повысить узнаваемость бренда, в данном случае Архива. Именно с помощью материалов в СМИ возможно формировать круг потенциальных исследователей, для активного продвижения организации, а также для поддержания необходимого статуса. По большому счету, публикации в СМИ могут служить как каналом широкого информирования общественности об организации, так и материалом, помогающим целевой аудитории в принятии нужных решений или сотрудничестве с компанией.
Ожидаемый результат можно получить как от пресс-релизов, опубликованных в крупном издании, так и от статей в узкоспециализированном тематическом ресурсе с небольшой аудиторией. В случае Архива, например, журналы «Родина» или «Свой» в одном варианте и журнал «Исторический архив» в другом. В век информационной перенасыщенности рынка вопрос количества публикаций уступает место вопросу их качества. Иными словами, 10 публикаций в нецелевых изданиях имеют меньшую ценность, чем 1 статья в издании, которое читает 100% целевой аудитории. Поэтому адресный, точечный подход играет огромную роль: очень важно, чтобы материал был размещен именно в том СМИ, которое имеет влияние на конкретную (свою) аудиторию. Иначе это никому ненужный труд.
Российский государственный архив кинофотодокументов не остался в стороне и ведет активную публикаторскую деятельность. За последние 12 лет (с 2005 по 2016 гг.) вышло около 150 публикаций и статей в 9-ти периодических изданиях. Надо отметить, что наряду с основными функциями архива (комплектование, учет и обеспечение сохранности документов, создание научно-справочного аппарата) использование и пропаганда имеющихся материалов является важной составной частью деятельности архива. Хотелось бы перечислить эти издания и дать им краткую характеристику. Необходимо уточнить, что эти издания принадлежат к научно-популярному типу и предназначены для распространения исторических знаний и популяризации исторических документов среди широкого круга читателей.
Чемпионом по количеству публикаций является журнал «Родина» - ежемесячный (возрожденный с 1989 года) советский, и с 1992 года российский исторический иллюстрированный журнал. Учреждён Администрацией Президента России и Правительством России, издаётся при поддержке Федерального агентства России по печати и массовым коммуникациям. С 2007 года журнал находится в списке ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых Экспертный совет ВАК Министерства образования и науки России требует осуществлять публикации основных научных результатов диссертаций на соискание учёной степени кандидата и доктора исторических наук. Главный редактор — Владислав Александрович Фронин. В этом журнале было 74 публикации.
Журнал «СВОЙ», учрежденный «Издательским домом «Сибирский цирюльник», издается с июня 2004 года. Издатель - Никита Сергеевич Михалков. Это именной журнал, посвященный главным событиям в культуре, искусстве и светской жизни России. Сотрудничество с этим журналом, к сожалению, закончилось в 2010 г., т.к. г-н Михалков прекратил финансирование сначала печатного издания, а затем и интернет-проекта.Хотя за 5 лет было сделано 8 публикаций.
Нельзя не упомянуть об изданиях, где публиковались научные статьи, тем более, что их было не мало.
«Вестник архивиста» — российский историко-архивоведческий журнал. Издается с марта 1991 г. В журнале публикуются научные статьи по источниковедению, архивоведению, документоведению, археографии, а также статьи по следующим научным направлениям: документалистика, методы исторического исследования; отечественная история; всеобщая история. Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Главный редактор - кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации Иван Анатольевич Анфертьев. Здесь вышло 38 статей.
«Исторический архив» - научно-публикаторский журнал создан в 1992 г. Тематика журнала: публикация впервые вводимых в научный оборот архивных документов и материалов по отечественной и всеобщей истории, историографии, источниковедению, документалистике, зарубежной архивной россике. Главный редактор- доктор исторических наук, профессор кафедры истории российской государственности РАНХиГС при Президенте Российской Федерации - Чернобаев Анатолий Александрович;7 публикаций.
«Отечественные архивы» — российский научно-практический журнал, специализирующийся на вопросах истории, теории и практики архивного дела и делопроизводства. В журнале публикуются нормативные акты, регламентирующие деятельность российских архивов, статьи по проблемам экспертизы ценности и отбора документов, обеспечения их сохранности и организации использования, документы из архивов России и зарубежных стран, отражающие события отечественной истории. В 1979 году, постановлением Президиума ВАК СССР, журнал был включён в «Перечень издающих организаций, в научных изданиях которых могут публиковаться основные научные результаты, включаемые в докторские диссертации». Главный редактор - Бондарева Татьяна Ивановна;6 публикаций.
Альманах междисциплинарных исследований «Вестник истории, литературы, искусства», в котором представлены результаты исследований ведущих специалистов в различных сферах гуманитарного знания, а также проблемам взаимопонимания носителей разных культурных традиций. Ряд публикаций посвящен как теоретическим проблемам культурологии, так и конкретным проблемам - персоналиям, историческому контексту создания тех или иных произведений, геральдике. Отдельный раздел посвящен выдающимся деятелям русской культуры и представлению неизвестных экспонатов;3 публикации.
«Киноведческие записки» — российский историко-теоретический журнал о кино. Основан киноведом Александром Трошиным. Издаётся с 1988 года. Главный редактор — Наум Ихильевич Клейман. Журнал публикует как новые работы по теории и истории кино, созданные российскими и зарубежными исследователями, так и архивные материалы классиков мирового киноведения. Особый акцент делается на историю дореволюционного и советского кинематографа;2 публикации.
«Военно-исторический журнал» (ВИЖ) — ежемесячное издание (журнал) Министерства обороны Российской Федерации (ранее МО Советского Союза). Журнал публиковал статьи, документы и материалы преимущественно по новейшей истории, начиная с Гражданской войны, мемуары и воспоминания деятелей Гражданской и Великой Отечественной войн, рецензии и научную информацию. В настоящее время в журнале освещаются актуальные проблемы отечественной и зарубежной военной истории, военная политика Российского государства на всех этапах его становления и развития, историю военной науки и техники, деятельность выдающихся русских и советских военачальников. Главный редактор - полковник Игорь Мадинович Чачух (с 2008 г.), 1 публикация.
«Красногорские вести» - муниципальная газета Московской области, входит в Золотой фонд прессы РФ. Издание освещает различные аспекты повседневной жизни, а также историю Красногорского района. Директор и главный редактор С. И. Меняйло;3 публикации.
Как говорилось выше публикация документов является одним из важнейших видов деятельности архива. Под этим подразумевается совокупность работ по подготовке документов к изданию.
Существуют различные типы, виды и формы публикации документов.
Типы публикаций:
- научные публикации, предназначенные для научного исследования и заменяющие непосредственное обращение к источнику;
- научно-популярные, рассчитанные на широкий круг любителей истории. Поскольку они предназначены не для профессионалов, к этим изданиям составляется справочный аппарат, делающий источник доступным;
- учебные, предназначенные для освоения учебных программ.
Виды публикаций:
- пофондовые: из документов одного архивного фонда;
- тематические: из документов различных фондов, но по одной теме;
- публикации документов одного вида (акты, протоколы). Публикация документов одного лица.
Формы публикаций:
- корпус: свод источников по определенной теме;
- том: часть продолжающегося или многотомного издания;
- выпуск: часть периодического издания или серии. Часть, раздел: часть текста одной книги.
Надо сказать, что подготовка публикации идет в несколько этапов:
- выявление и отбор документов;
- выбор и передача текста документа;
- археографическое оформление документа и составление научно-справочного аппарата к публикации;
- формирование макета публикации.
Хотелось бы остановиться на изданиях научно – популярного типа (это такие как «Родина», «Свой»,«Отечественные архивы» и другие), в которых больше всего публикаций РГАКФД, а также принципах отбора фотокинодокументов для них. Надо отметить, что для таких изданий документы отбираются, прежде всего, обладающие большим эмоциональным воздействием на читателя, содержащие выразительную информацию, конечно доступные для понимания широких кругов, и имеющие познавательный интерес. Анализируя содержание публикаций, можно сказать, что примерно 10% - это зарубежная тематика, около 60% из них относятся к советскому периоду истории нашей страны и соответственно оставшиеся 30 % к дореволюционному. В последнем, по тематике, пальма первенства принадлежит публикациям, касающихся императоров, членов императорской фамилии и конечно войнам, которые Россия вела в XIX-начале XX вв.
Например, публикации в журнале «Свой»:«Императрица Мария Федоровна» Е. Н. Лебедевой; «Константин Романов. «Я Баловень судьбы», «Дежкины дорожки» о судьбе русской певицы Н. Плевицкой А. В. Коробовой;в журнале «Отечественные архивы»:«Деятельность общественных и благотворительных организаций в период русско-японской и Первой мировой войн.», «Русские военнопленные в Японии 1904-1905 гг. в фотодокументах РГАКФД» Е. Е. Колосковой.
Тематика публикаций советского периода весьма разнообразна: Великая Отечественная война, политические процессы, международные отношения, кинооператоры и фотографы, спорт, юбилеи городов, культура и многое другое.Например, в журнале «Исторический архив» вышли «Россия- Франция: 1896-1974 гг.»и «Россия-Великобритания. 1894-1964 гг.».
Но большая часть материалов, на 90 %, увидела свет в журнале «Родина». Тематика следующая: «По сталинскому маршруту» и «Лужники – город спорта» Е. Н. Лебедевой; «Роман Кармен - летописец событий истории» и «Отдых в СССР» Л. А. Денисовой; «Смерш. Тайная война» и «А над Римом, а над миром Новый год, Новый год» А. В. Коробовой; «Разгром немецких войск под Москвой» Е. Е.Колосковой; «Становление второго Баку» и «Московский троллейбус»Т. И. Борисенко; «Россия-Германия. История в лицах» и «Весна с команданте Фиделем» Л. С. Мальцевой.
Хотелось бы отдельно остановиться на том, каким образом строятся отношения РГАКФД с партнерами. В частности, на примере того же журнала «Родина», с которым архив сотрудничаем около 15 лет. Обычно, в конце года согласовывается календарь знаменательных дат на следующий год и распределяются публикации по месяцам. Бывает, что в течении года возникают непредвиденные ситуации и требуется срочный материал на какую-либо тему. Ранее в журнале выходили спецвыпуски, посвященные определенным странам или каким-то событиям.Например, публикация Л. С. Мальцевой «Москва-Дамаск: кинофотолетопись сотрудничества», которая появилась в спецвыпуске журнала, посвященному Сирии или «День, который вошел в века», посвященный 50-летию полета Ю. А. Гагарина в космос. К сожалению, сейчас всвязи с переформатированием журнала и сменой собственника, спецвыпуски перестали выходить. Реже бывает ситуация, когда архивом предлагается какой-либо интересный, с точки зрения РГАКФД, материал, выявленный в процессе работы. В частности, это касается выставок в архиве, при подготовке которых появляется весьма любопытный материал.
Например, публикации: «Женское лицо войны» (к 65-летию Победы),«Августейшие визиты» и «Россия-Италия: взаимопроникновение культур» сделаны на основе выставки в Архиве «Взгляд сквозь года. Россия – Италия», посвященной перекрестному году наших стран;или публикация «Россия -Германия. История в лицах» на основании выставки в РГАКФД «Россия-Германия. 100 лет сотрудничества», посвященная также перекрестному году.
Бывает, что публикация появляется, как реакция на выход очередного издания. Например, «Славный год сей минул». Юбилейные торжества в память 100-летия Отечественной войны 1812 г.» - в журнале «Отечественные архивы».
Продолжая обзор тем, посвященных каким-либо событиям, хочется остановиться на публикации, посвященной 60-летию выхода на экраны фильма «Разгром немецких войск под Москвой» И. Копалина и Л. Варламова. В частности, потому, что иллюстративный материал целиком состоит из стоп-кадров из этого фильма. Не часто, но прибегаем к публикации стоп-кадров из кинодокументов. Чаще всего тогда, когда искомого материала нет в фотографиях. Так произошло и с публикацией «Смерш. Тайная война». Понятно, что по этой теме все фото и кинодокументы в большинстве своем будут косвенными,так как тема закрытая. Но в ленте Ю. Райзмана «Берлин» в одном кадре были найдены, и комиссар госбезопасности 3-го ранга И. А. Серов, бывшего тогда заместителем командующего 1-м Белорусским фронтом по делам гражданской администрации, и начальник ГУКР «СМЕРШ», комиссар госбезопасности 2-го ранга В. С. Абакумов над останками Й. Геббельса. Хотя официальных свидетельств присутствия того же Абакумова в Берлине в мае 1945 г. нет, как сказал наш партнер из журнала «Родина», по крайней мере в открытых источниках.
Поиск материалов по истории празднования Нового года в разных частях нашей планеты тоже подарил сюрприз. В Альбоме №100 (посвященному русско-японской войне 1904-1905 гг.) есть снимок празднования китайского Нового года, на котором изображены местные жители, одетые в маски животных, и на втором плане русские офицеры.
Авторство фотографий приписывалось С. М. Прокудину-Горскому.Хотя здесь много вопросов. В оригинальном альбоме, на каждом листе внизу стоит подпись С. М. Прокудин-Горский, да и в нашем варианте нет ни названия альбома на обложке, ни титульного листа,что, наверное, и вводит в заблуждение. В результате поисков выяснилось, что знаменитый фотограф вряд ли был на фронте, да и дальше Туркестана он не ездил. Источники говорят, что скорее всего он был составителем и издателем этого альбома. Так, предположительно в 1905 или 1906 годах выходит черно-белый альбом «Русско-Японская Война. 1904 – 1905 гг.», изданный для Штаба Главнокомандующего под редакцией Сергея Михайловича. Тогда же выходит и «АЛЬБОМ БОЕВОЙ ЖИЗНИ XVII АРМЕЙСКОГО КОРПУСА ВО ВРЕМЯ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 1904-1905гг.».Скорее всего клише для этих альбомов были сделаны самим Прокудиным-Горским в его фотоцинкографии (или как еще называют: художественная фотомеханической мастерской С. М. Прокудина-Горского, есть другие варианты названия:Товарищество С. М. Прокудина-Горского и Ко в Петрограде или «Торговый дом С. М. Прокудин-Горский», мастерская фотоцинкографии, Петербург.)Смотря на фотографии из этого альбома, можно сказать, что заслуги егокак профессионального полиграфиста весьма очевидны. Так бывает, когда одна фотография тянет за собой целое расследование.
Можно долго рассказывать об интересных моментах, связанных с подготовкой публикаций.Хотелось бы завершить выступление на этой позитивной ноте.Несмотря на то, что РГАКФД не имеет негативов или позитивов замечательного фотографа и ученого, но в архиве хранится оригинальный альбом редактора, издателя, полиграфиста Прокудина-Горского. И это прекрасно, если учитывать, что весь фотоархив его хранится в Библиотеке Конгресса США.
Сведения об авторе
Коробова Алла Владимировна, главный специалист отдела выставок и публикаций Российского государственного архива кинофотодокументов, Российская Федерация, г. Красногорск, ул. Речная, д. 1, 8 (495) 563-66-12, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript