| 22 Августа 2009
Общероссийская общественная организация «Российское общество историков-архивистов», созданная в 1990 г., является некоммерческой организацией, действующей на основании Устава, ее работа ведется на общественных началах. Центральный Совет РОИА на свою деятельность из государственного бюджета никаких финансовых средств не получает.
Вместе с тем проведение уставной деятельности Общества, таких крупных мероприятий, как съезды, пленумы Центрального совета, всероссийские и международные конференции, заседания круглых столов, всероссийские конкурсы организаций и представительств РОИА, издание журнала «Вестник архивиста», поддержание сайта журнала в Интернете (www.vestarchive.ru), участие в организации документальных выставок, заработная плата штатных сотрудников Правления ЦС РОИА требуют значительных финансовых расходов.
Вместе с тем проведение уставной деятельности Общества, таких крупных мероприятий, как съезды, пленумы Центрального совета, всероссийские и международные конференции, заседания круглых столов, всероссийские конкурсы организаций и представительств РОИА, издание журнала «Вестник архивиста», поддержание сайта журнала в Интернете (www.vestarchive.ru), участие в организации документальных выставок, заработная плата штатных сотрудников Правления ЦС РОИА требуют значительных финансовых расходов.
В связи с этим, Правление Центрального совета РОИА и региональные отделения Общества с правами юридических лиц принимают меры по развитию своей материальной и финансовой базы, от которой во многом зависит их самостоятельная деятельность, ее уровень, размах и результативность.
Как известно, в постановлении IV Всероссийского съезда Российского общества историков-архивистов 2006 г. по отчетному докладу Центрального совета РОИА было отмечено, что решение вопросов финансового обеспечения деятельности РОИА осложнилось, особенно содержание рабочего аппарата Правления. Съезд поручил Правлению рассмотреть вопрос о финансово-экономическом положении организаций Общества на специальном заседании с участием руководителей региональных отделений и первичных организаций, при необходимости, внести его на рассмотрение очередного пленума Центрального совета.
Во исполнение поручения съезда вопросы финансово-экономического положения организаций Общества неоднократно рассматривались на заседаниях Правления. К сожалению, кардинальных изменений к лучшему добиться не удалось. Финансово-экономическое положение организаций РОИА остается сложным, обеспечение финансирования деятельности Правления ЦС РОИА стало критическим. Судя по поступившим в Правление ответам на вопросы, рассылавшиеся в порядке подготовки к пленуму, большинство региональных отделений РОИА по прежнему не имеют постоянных источников финансирования. Кризис мировой экономики еще больше осложнил задачи по коренному улучшению материально-технической базы и финансового положения организаций РОИА за счет развития договорных начал в деятельности Общества, оказания платных услуг отечественным и зарубежным пользователям документной информацией, привлечения добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, других, не запрещенных законом поступлений. Учитывая это, вопрос о финансово-экономическом положении организаций РОИА внесен на рассмотрение пленума.
Как и положено, перед пленумом, точнее сказать, 17 июня 2009 г., вопрос о финансово-экономическом положении организаций РОИА рассматривался на заседании Правления ЦС РОИА с участием председателей правлений организаций РОИА федеральных государственных архивных учреждений. К сожалению, из-за финансовых проблем не удалось обеспечить участие в заседании руководителей региональных организаций даже территориально близких к Москве субъектов Российской Федерации.
Правление ЦС поручило мне доложить на пленуме об итогах обсуждения вопроса о финансово-экономическом положении организаций РОИА и представить на ваше рассмотрение одобренный Правлением проект постановления пленума.
Как и в докладе на заседании Правления не буду подробно останавливаться на значении финансово-экономического положения организаций Общества для реализации его основных целей и задач, напоминать лишний раз положения Устава РОИА о формировании имущества и финансовой базы РОИА. Постараюсь основное внимание уделить тому, что было сделано в соответствии с постановлениями IV Всероссийского съезда РОИА и Правления ЦС РОИА, обосновать необходимость принятия дополнительных мер по улучшению финансово-экономического положения организаций РОИА.
Но прежде, в соответствии с ходом обсуждения вопроса на заседании Правления ЦС РОИА, должен сказать, что со времени создания РОИА и до сих пор основной опорой во всей его деятельности, в т.ч. в создании имущественной и финансовой базы, была и остается помощь архивных органов и учреждений, оказываемая безвозмездно, без каких-либо условий, стесняющих независимость нашего Общества в принятии решений, направленных на реализацию его уставных целей и задач, главной из которых является содействие развитию архивного дела и исторической науки.
Федеральное архивное агентство предоставило Правлению ЦС РОИА необходимые служебные помещения, совместно с федеральными государственными архивными учреждениями дает возможность проведения на их базе пленумов, научных конференций и других мероприятий. Редакция журнала «Вестник архивиста» получает помощь Росархива на издание. Федеральные государственные архивные учреждения являются коллективными членами РОИА и платят членские взносы, поддерживают «Вестник архивиста» подпиской, размещением рекламных и других материалов. Аналогичные формы поддержки архивных органов и государственных архивов субъектов Российской Федерации имеют едва ли не все региональные организации РОИА. Ощущает их поддержку и Правление ЦС РОИА, что отчетливо видно на примере помощи Управления государственной архивной службы Новосибирской области, работников ее архивных учреждений в подготовке и проведении настоящего пленума. Позвольте от имени Правления ЦС РОИА, всех нас выразить признательность архивным органам и учреждениям за постоянную помощь и выразить уверенность в том, что наше тесное взаимодействие будет продолжаться в интересах развития архивного дела и исторической науки.
Руководствуясь положениями Устава РОИА Правление основное внимание, естественно, уделяло и уделяет использованию возможных форм собственных действий по улучшению финансово-экономического положения организаций РОИА, прежде всего рабочего аппарата Правления, которое резко ухудшилось в связи с тем, что Правление было вынуждено в 2006 г. погашать задолженности перед бюджетом в сумме более миллиона рублей, образовавшиеся не по вине должностных лиц Правления, а явившиеся следствием общего для всей страны финансового кризиса 1998 г.
Численность рабочего аппарата Правления сокращена с 15 до 10 человек, включая сотрудников редакции «Вестника архивиста» (главный редактор И.А. Анфертьев). Для научно-организационной и финансово-экономической работы осталось всего две штатные единицы - первого заместителя председателя и главного бухгалтера, которые должны обеспечивать выполнение решений Правления и поручений председателя Правления по основным вопросам деятельности во взаимодействии с заместителями председателя и другими членами Правления, работающими на общественных началах. К тому же, зачастую, приходится вести всю текущую работу, вплоть до печатания и рассылки документов. Должен сказать и о том, что средняя заработная плата сотрудников рабочего аппарата Правления составляет всего 6 000 руб., что ниже минимальной заработной платы, установленной в Москве, выплачивается она не регулярно, задерживается иногда до полугода. В таких условиях Правление не может обеспечивать решение возложенного на него Уставом РОИА широкого круга вопросов, касающихся уставной деятельности Общества.
Добиваясь улучшения финансово-экономического положения Правление с учетом мнения Генеалогической ассоциации ЦС РОИА (председатель ассоциации М.Ю. Катин-Ярцев) пересмотрело стоимость отдельных видов услуг, оказываемых отделом исполнения генеалогических запросов совместно с государственными архивами, что позволило несколько повысить рентабельность названной работы, добиться ее самоокупаемости.
Информационный бюллетень РОИА преобразован в журнал «Вестник архивиста», приняты меры по улучшению организации его распространения. Это способствовало увеличению числа его подписчиков с 237 до 502 экземпляров, что вместе с повышением стоимости издания с 320 до 455 руб. за номер, дало возможность сократить его убыточность.
Ведется работа по получению грантов научных фондов общественных и других организаций на выполнение научно-исследовательских работ. Институтом общественного проектирования выделен РОИА грант на исследование проблемы «Новые явления в социальном поведении учащейся молодежи современной России», которое организует секция ЦС РОИА по подготовке и переподготовке кадров историков-архивистов (председатель А.Б. Безбородов, директор Историко-архивного института РГГУ). Опыт показывает, что с трудом получаемые и реализуемые немногочисленные научные и издательские гранты способствуют повышению научного и общественного авторитета организаций РОИА и его членов, но мало дают для улучшения финансово-экономического положения Общества.
В последнее время Правление ЦС РОИА регулярнее стало получать коллективные членские взносы от федеральных государственных архивов: ВНИИДАД, ГАРФ, РГАЭ, РГВИА, РГАКФД, РГАНТД и от РГГУ. Спонсорская помощь получена от Инвестиционной компании «Титул».
В целом в 2008 г. доходная часть бюджета Правления ЦС РОИА составила 1 433 000 руб., расходы 1 722 000 руб., что на 289 000 руб. больше доходов.
В текущем 2009 г. планируется получить доходы в сумме 2 710 000 руб.; расходы — на уровне доходов.
Основные статьи доходов: подписка на журнал «Вестник архивиста» – 760 000 руб.; исполнение генеалогических запросов – 400 000 руб.; членские взносы — 350 000 руб.; благотворительные взносы – 100 000 руб.; средства, полученные по грантам – 1 100 000 руб. Итого – 2 710 тыс. руб.
Основные статьи расходов: расходы на содержание аппарата Правления – 1 031 000 руб.; издание журнала «Вестник архивиста» – 500 000 руб.; исполнение генеалогических запросов – 150 000 руб.; исполнение грантов – 800 000 руб.; налоги, почта, телефон, Интернет – 229 000 руб.
Предварительные итоги первого полугодия показывают, что сбалансировать эти показатели пока не удается, задолженность составляет 240 000 руб. по зарплате. В связи с отсутствием финансовых средств, Правление вынуждено отказаться от материального поощрения победителей Всероссийского конкурса региональных отделений и представительств РОИА в субъектах Российской Федерации и организаций РОИА федеральных учреждений на лучшую постановку работы по реализации решений IV съезда РОИА и выполнению требований Устава Общества; нет возможности поддерживать финансированием мероприятия секций и ассоциаций ЦС РОИА; приходится воздерживаться от планирования научных конференций и семинаров, реализации выставочных проектов и т.д.
На заседании Правления ЦС РОИА 17 июня с.г. высказывалось много общих суждений по улучшению финансово-экономического положения организаций РОИА, но каких-либо новых форм работы в этом направлении, а главное, путей их реализации, конкретных сроков и исполнителей предложено не было, впрочем, как и в ответах на вопросник, который, как уже отмечалось, рассылался на места при подготовке к настоящему пленуму.
Основным на заседании Правления явилось предложение вернуться к вопросу о необходимости выполнения определенной Уставом РОИА обязанности его членов уплачивать членские взносы. Это предложение, судя по информации, поступающей в Правление ЦС РОИА, рассматривается и в некоторых региональных организациях Общества. Официально за разъяснениями по этому вопросу в Правление ЦС РОИА обращалось Правление Алтайского краевого отделения РОИА. Правления Boлoгoдcкoгo, Орловского, Амурского, Белгородского, Воронежского и некоторых других областных организаций запрашивали и получали в Правлении членские билеты РОИА, предусматривающие уплату членских взносов.
На основании Устава РОИА (п.3.5) Правление ЦС РОИА и раньше рассматривало вопрос о размерах и порядке приема членских взносов, но, учитывая мнение председателей первичных организаций РОИА федеральных государственных архивных учреждений, воздерживалось от принятия решения по этому вопросу в связи с трудным социально-экономическим положением работников архивных учреждений. В этом отношении, к сожалению, мало что изменилось, но, повторяю, более серьезных предложений по решению проблемы улучшения финансово-экономического положения организаций РОИА на заседании Правления высказано не было. Поэтому Правление сочло необходимым подготовить проект постановления «Порядок приема и учета членских взносов в организациях РОИА».
По Уставу РОИА (п.3.5) размер и порядок приема членских взносов определяется Правлением Центрального совета, но, учитывая принципиальное значение вопроса, Правление сочло целесообразным внести его на рассмотрение пленума ЦС РОИА. Проект постановления Правления о членских взносах в РОИА роздан членам ЦС РОИА.
При решении этого вопроса необходимо учитывать, что член РОИА имеет право:
принимать участие во всех мероприятиях РОИА, его региональных и местных отделений;
избирать и быть избранным в руководящие и контрольные органы РОИА;
участвовать в работе выборных органов РОИА;
выдвигать любые инициативы в рамках целей и задач РОИА;
критиковать работу руководящих органов РОИА, вносить свои предложения, направленные на улучшение деятельности РОИА;
обращаться к помощи РОИА в защите своих законных прав.
Пожалуй, основной целью улучшения финансово-экономического положения организаций РОИА и аппарата Правления Центрального совета является обеспечение издания журнала «Вестник архивиста», являющегося главным связующим звеном организаций Общества с архивными учреждениями и научными организациями.
В 2008-2009 гг. журнал «Вестник архивиста» на своих страницах традиционно много внимания уделял актуальным проблемам архивного дела: архивоведения, источниковедения, документоведения, археографии, освещению жизни и деятельности РОИА, федеральных и муниципальных архивов, перевода архивных документов на электронные носители, методике организации и проведения конференций, круглых столов, выставок. После обсуждения на заседаниях редакционной коллегии, которые, кстати, проводятся регулярно, появились новые рубрики: «Официальный отдел», «Научная публикация архивных документов», «Генеалогия», «В гостях у «Вестника архивиста». Юбилейный номер (№ 2 2008 г.), посвященный 90-летию Государственной архивной службы России, увидел свет с новым дизайном обложки; в печатной версии журнала заметно увеличилось количество редких архивных иллюстраций.
Все это стало возможным благодаря тому, что в 2008 г. информационный бюллетень РОИА преобразован в журнал «Вестник архивиста» (учредитель — Российское общество историков-архивистов). Утверждены Устав редакции журнала, состав редакционной коллегии пополнился авторитетными учеными, в числе которых академики РАН Ю.С. Пивоваров, А.О. Чубарьян, член-корр. РАН В.П. Козлов, академик Российской академии образования, доктор исторических наук С.О. Шмидт, доктора исторических наук С.В. Мироненко, А.Д. Степанский, А.А. Чернобаев.
«Вестник архивиста» включен в каталог Агентства «Роспечать» (подписные индексы: на полугодие — 48655; на год с 2010 г. - 32337). Создан сайт журнала в Интернете (www.vestarchive.ru): принято решение о создании в 2009 г. электронного приложения — интернет-журнала «Вестник архивиста.ru». Журналу присвоен международный регистрационный номер периодического издания ISSN 2073-0101. В Президиум Высшей аттестационной комиссии направлена просьба о включении журнала в перечень ведущих научных рецензируемых изданий Российской Федерации.
Организована работа представительств журнала на общественных началах в Европе (Париж, руководитель - к. и. н. В.Б. Прозорова) и Узбекистане (Ташкент, руководитель - к. и. н. М.С. Исакова). Правда, в связи с финансовыми трудностями в 2009 г. пришлось временно пойти на 50-процентное сокращение штата редакции, но и эта мера себя оправдала. С первого номера (№ 1 2009 г.) журнал издается по графику тиражом 1 000 экземпляров.
Для финансового обеспечения подготовки и издания журнала необходимо поднять число подписчиков хотя бы до 600. Это представляется вполне реальным, если проанализировать организацию подписки на журнал в субъектах Российской Федерации с учетом сети государственных и ведомственных архивов, их штатной численности. Например, архивы Удмуртской Республики, Свердловской, Нижегородской, Самарской, Курской областей оформили подписку на журнал в первом квартале 2009 г. по 20 и более номеров, архивы Ставропольского края подписались на 32 номера, а в Орловской, Челябинской, Амурской, Рязанской областях, Краснодарском и Забайкальском краях получают по одному экземпляру. Согласитесь, этот пример показательный. Правление, редакционная коллегия и редакция журнала «Вестник архивиста» просят самым внимательным образом отнестись к организации подписки на его издание.
Еще одной из основных задач РОИА, определенных Уставом Общества (п.2.2.10), является работа по «организации рассмотрения совместно с государственными архивами генеалогических и биографических запросов граждан Российской Федерации и зарубежных стран (в порядке платных услуг); оказание содействия государственным архивам в создании страхового фонда генеалогических документов на микрофильмах».
Это направление деятельности важно для удовлетворения возросшего интереса граждан к документной архивной информации генеалогического характера, а также для улучшения финансово-экономического положения организаций РОИА. Положительные результаты в этом деле могут быть достигнуты при взаимодействии отдела исполнения генеалогических запросов Правления ЦС РОИА и государственных архивов. К сожалению, не всегда есть понимание того, что названный отдел не стремится замкнуть на себе всю работу по организации рассмотрения запросов граждан, а лишь предлагает, в случае необходимости, свои услуги в ее координации. Объективно говоря, отдел Правления ЦС РОИА способствует архивам в привлечении потребителей документальной информации, оплачивая работу архивов по их расценкам, расширяет возможности получения ими внебюджетных средств, оставляя и за собой возможность возмещения неизбежных расходов. О недопонимании этого свидетельствует часто чрезмерное затягивание, а то и отказ государственных архивов от исполнения запросов генеалогического характера, поступающих от отдела Правления ЦС РОИА, а поступает в архивы 1-2 таких запроса в год. Некоторые архивы уже поставили наши запросы на очередь в 2010 г. Региональные отделения и организации РОИА все еще недостаточно ориентированы на участие в рассмотрении генеалогических запросов граждан.
Организациями Общества для достижения его основных целей и задач должна активно использоваться возможность получения и реализации грантов государственных фондов, общественных и других организаций на выполнение научных исследований, а также договорных работ, несмотря на определенную неудовлетворенность результатами этого направления деятельности.
При рассмотрении вопроса о финансово-экономическом положении РОИА, Правлением еще раз и самым тщательным образом были проанализированы результаты сотрудничества РОИА с Генеалогическим обществом штата Юта (США) по реализации совместного Проекта микрофильмирования документов генеалогического характера.
Год назад руководство Росархива и РОИА подробно информировало ряд архивных органов, региональных отделений РОИА, государственных архивов субъектов Российской Федерации, хранящих большие комплексы метрических книг и книг записи актов гражданского состояния, о возможностях улучшения работы с архивными документами в результате сотрудничества РОИА с Генеалогическим обществом штата Юта (США). Сообщалось, что за годы сотрудничества полностью с высоким качеством и эффективностью завершили микрофильмирование предусмотренных Проектом документов генеалогического содержания государственные архивы Республики Карелия и Республики Удмуртия, Самарской, Тюменской и Ульяновской областей. Этими архивами осуществлено микрофильмирование метрических книг, их реставрация, обеспечена возможность надежного хранения и активного использования содержащейся в них информации. Успешно продолжают работу по реализации Проекта и близки к ее завершению государственные архивы Республики Татарстан, Астраханской, Нижегородской, Тверской областей.
Руководители архивных органов Республики Коми, Республики Мордовия, некоторых других субъектов Российской Федерации совместно с руководством государственных архивов и отделений РОИА рассмотрели предложение об участии в названном Проекте на договорных началах с РОИА и сообщили о своем согласии. Государственные архивы подписали с РОИА договоры по форме, разработанной совместно с Генеалогическим обществом штата Юта и разосланной в регионы. Однако руководители ряда архивных органов без достаточных обоснований не подтвердили возможность участия в реализации Проекта микрофильмирования документов подведомственных государственных архивов и отказались от подписания договора.
На наш взгляд, недостаточная заинтересованность архивных учреждений в реализации совместного Проекта микрофильмирования документов генеалогического характера во многом объясняется тем, что за последние годы условия договора несколько утратили свою привлекательность из-за расценок, предусматривающих выплату государственным архивам 7 центов США за каждый кадр микрофильма, отснятый и проявленный на предоставленных им оборудовании и необходимых расходных материалах.
Правление ЦС РОИА разработало и внесло на рассмотрение Генеалогического общества штата Юта (США) проект нового «Соглашения о культурном сотрудничестве между РОИА и Генеалогическим обществом штата Юта», предусматривающий двойное увеличение выплаты за каждый кадр микрофильма, изготовленного государственными архивами. К сожалению, пока в этой части согласовать Соглашение не удалось. Генеалогическое общество штата Юта, ссылаясь на опыт сотрудничества с архивами других стран, дает согласие только на увеличение расценок с 10 до 13 центов США за каждый кадр микрофильма. При этом Генеалогическое общество штата Юта принимает на себя расходы по техническому обслуживанию Проекта, транспортировке микрофильмов, изготовленных в ходе его реализации, проведению семинаров участников Проекта, а также, что очень важно, по сканированию для государственных архивов отснятых ими микрофильмов, что избавляет государственные архивы от расходов на изготовление для себя электронного фонда пользования.
Общие расходы Генеалогического общества штата Юта для поддержки Проекта, реализуемого государственными архивами Российской Федерации, составят 25 центов США, РОИА получит возможность увеличить выплату государственным архивам, участвующим в реализации Соглашения, с 7 до 10 центов США за каждый кадр микрофильма. Размер выплат РОИА за координацию работы государственных архивов, обеспечение таможенного оформления оборудования, запасных частей и расходных материалов, выполнение других задач и функций, связанных с реализацией Проекта, в этом случае, имеется в виду оставить прежним — 3 цента США за каждый кадр микрофильма.
Работа над проектом нового Соглашения РОИА и Генеалогического общества штата Юта продолжается. Но уже достигнутые договоренности предусматривают, на наш взгляд, существенное улучшение для государственных архивов условий реализации Проекта микрофильмирования документов генеалогического характера.
Хотелось бы еще раз отметить, что благотворительная помощь, получаемая при реализации Соглашения о культурном сотрудничестве между РОИА и Генеалогическим обществом штата Юта (США), занимает заметное место в доходной части бюджета Правления РОИА, хотя и сократилась в несколько раз в связи с уменьшением числа государственных архивов, участвующих в реализации Соглашения и объема выполняемой в соответствии с ним работы.
Так, в период с 1992 по 2000 г. от Генеалогического общества штата Юта поступало за год в среднем 164 тыс. $ US, в т.ч. для госархивов, участвовавших в реализации Соглашения, 123 тыс. $ US. В прошлом году названные поступления составили для РОИА 6 600 $ US, для госархивов — 18 339 $ US. Но главное в том, что в ходе реализации Соглашения, заключенного Росархивом в 1992 г. по согласованию с архивными органами ряда республик, краев и областей и продолженного с 1996 г. РОИА, ряду государственных архивов удалось решить проблему обеспечения сохранности документов генеалогического характера, которым прежде не уделялось должного внимания, и создать необходимые условия для их использования.
1 апреля 2009 г. срок действия Соглашения между РОИА и Генеалогическим обществом штата Юта истек. Это создает непреодолимые таможенные преграды для продолжения реализации Проекта со всеми вытекающими из этого последствиями. Прекращаются валютные поступления, предстоит возвращение госархивами полученной техники для микрофильмирования документов.
Учитывая все выше изложенное, Правление ЦС РОИА сочло необходимым просить архивные органы субъектов Российской Федерации вернуться к рассмотрению вопроса о возможности участия подведомственных государственных архивов в реализации Соглашения РОИА с Генеалогическим обществом штата Юта. От их решения будет зависеть характер предстоящих переговоров с Генеалогическим обществом штата Юта: продолжать сотрудничество или прекращать его, возвращая микрофильмирующую технику и расходные материалы, не получив электронных копий микрофильмированных ранее документов.
В числе предложений региональных организаций по совершенствованию финансово-экономического положения РОИА, можно отметить следующие:
подготовка, издание и продажа сборников документов, альбомов, монографий и т. п.;
проведение на платной основе исторических исследований по определенной тематике;
организация выставок;
установление деловых контактов с зарубежными партнерами по организации выставок.
Все перечисленные направления работы неоднократно обсуждались в Правлении ЦС РОИА, но, в связи с отсутствием начального капитала, технических и физических возможностей нам не удалось их реализовать.
Заканчивая выступление хотелось бы сказать, что проект постановления пленума роздан членам Центрального совета, присутствующим на пленарном заседании. Правление надеется, что изложенные в нем предложения будут поддержаны, развиты и дополнены в выступлениях, явятся основой практических действий организаций РОИА по улучшению финансово-экономического положения Общества.