КРУГЛЫЙ СТОЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ИСТОРИКО-АРХИВНОГО ИНСТИТУТА РГГУ 8–9 октября 2012 г.
| 14 Октября 2012
«УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАУЧНЫХ ШКОЛ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ»
8 октября 2012 г. в Историко-архивном институте РГГУ прошел круглый стол «Учитель – ученик: преемственность научных школ и педагогических традиций», посвященный 90-летию со дня рождения заслуженного профессора РГГУ, доктора исторических наук Ольги Михайловны Медушевской. Круглый стол был организован Высшей школой источниковедения, вспомогательных и специальных исторических дисциплин ИАИ РГГУ и собрал многочисленных учеников и коллег Ольги Михайловны.
Более 60 лет научно-педагогической жизни О.М. Медушевской было связано с Историко-архивным институтом. Она являлась автором многих классических учебников по исторической географии, отечественному и зарубежному источниковедению, трудов по истории и теории источниковедения. Ее многочисленные ученики работают во многих государственных архивах и высших ученых заведениях России и зарубежных государств, стали историками, которых отличает внимательное отношение к источнику как продукту целенаправленной деятельности человека.
Со вступительным словом выступил директор Историко-архивного института А.Б. Безбородов, отметивший большой вклад О.М. Медушевской в становлении традиций преподавания в Историко-архивном институте. Руководитель Высшей школы источниковедения, вспомогательных и специальных исторических дисциплин, член-корр. РАН С.М. Каштанов подчеркнул значимость научных трудов О.М. Медушевской для отечественной исторической науки.
Доклады первой части заседания были посвящены научно-педагогической деятельности О.М. Медушевской. А.Н. Медушевский дал характеристику основным этапам научной биографии Ольги Михайловны. В.П. Козлов, размышляя над научным наследием О.М. Медушевской, остановился на теоретических аспектах соотношения понятий исторический источник и документ как интеллектуальный продукт. С.М. Каштанов рассказал о членах кафедры вспомогательных исторических дисциплин, у которых училась и с которыми работала и отмел, что Ольга Михайловна «вложила все свое очарование в науку, чтобы сделать ее очаровательной».
Т.Г. Архипова поделилась воспоминаниями о педагогической деятельности Медушевской. Ю.Э. Шустова остановилась на характеристике педагогической деятельности своего учителя, отметив ее особое внимание к интересам студентов, способности увлечь разработкой новых научных проблем, а также умение не только учить, но и учиться у своих учеников.
Н.И. Басовская отметила большой вклад Ольги Михайловны в становлении преподавания всеобщей истории в Историко-архивном институте в 1970−1980-х гг.
Вечернее заседание круглого было посвящено научно-педагогическим школам ИАИ, роли коллег и учеников О.М. Медушевской в их создании и развитии. С.О. Шмидт рассказал о учителях О.М. Медушевской − А.И. Андрееве и В.К. Яцунском, поделился воспоминаниями об историко-архивном институте в 1940−1970 гг., о традициях, которые складывались в его стенах, из которых вышло не одно поколение выдающихся отечественных ученых. Доклад В.Ф. Козлова был посвящен важной роли Павла Петровича Смирнова в истории ИАИ, особенно в период Великой Отечественной войны. Ряд докладов были посвящены преподавателям кафедры вспомогательных исторических дисциплин. С.В. Зверев отметил особую роль трудов Е.И. Каменцевой для развития целого ряда вспомогательных исторических дисциплин. В.И. Дурновцев представил портреты двух коллег, в одно и то же время возглавлявших кафедры в Историко-архивном институте – Владимире Евгеньевиче Иллерицком и Евгении Алексеевиче Луцком. О судьбе Е.А. Луцкого и О.М. Медушевской сделал сообщение Л.А. Молчанов. Л.В. Столярова поделилась воспоминаниями о Е.П. Маматовой – одном из любимейших студентами преподавателе. О научном и педагогическом наследии заведующего кафедрой, крупнейшем историографе В.А. Муравьеве рассказал Г.Н. Ланской.
Характеристике деятельности Е.В. Старостина − выдающегося историка и архивиста был посвящен доклад Т.И. Хорхординой, которая отметила важность применения методов классического источниковедения в архивоведении. Воспоминаниями о А.Д. Степанском, 10 лет возглавлявшем кафедру археографии ИАИ, поделилась О.А. Шашкова. Крупнейшему ученому-практику в области технотронных архивов Льву Моисеевичу Рошалю был посвящен доклад В.М. Магидова. А.Г. Смирнова рассказала о формировании школы исторического краеведения ИАИ РГГУ.
Е.В. Пчелов подчеркнул значимость вех научно-педагогических школ ИАИ неразрывно связанных друг с другом в первую очередь источниковедческим методом исследовании и важную роль выдающихся ученых в их формировании и развитии, особое место в кругу которых принадлежит Ольге Михайловне Медушевской.
В рамках круглого стола прошла презентация сайта Ольги Михайловны Медушевской, разрабатываемого ее учеником Н.И. Ходаковским, а также выставка «Ольга Михайловна Медушевская – учитель − ученик», подготовленная Высшей школой источниковедения, вспомогательных и специальных исторических дисциплин ИАИ РГГУ.