«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ». ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В Г. КОЛОМНЕ 26–27 апреля 2018 г.

Печать PDF

Организаторы:

Министерство образования Московской области

ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»

Управление образования администрации Коломенского городского округа

Центр военной истории России ИРИ РАН

ПРОГРАММА

ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

26 – 27 апреля 2018 г.

г. Коломна 2018

Пленарное заседание

26 апреля, актовый зал ГСГУ, 11 час.

Открытие конференции – первый проректор ГСГУ, доктор экономических наук, профессор Жанна Константиновна Леонова

1. Приветствие главы Коломенского городского округа Дениса Юрьевича Лебедева

2. Приветствие начальника управления образования городской администрации, доктора филологических наук, профессора Ларисы Николаевны Луньковой

3. Патриотическое воспитание в контексте геополитических и духовных вызовов–Владимир Владимирович Блохин, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Российского университета дружбы народов.

4. Приветствие председателя Совета ветеранов Коломенского городского округа генерала в отставке Ивана Ивановича Ивкина.

5. О взаимодействии ветеранских и образовательных организаций в патриотическом воспитании молодого поколения – представитель Комитета ветеранов России.

6. Приветствие председателя историко-патриотического центра при администрации Коломенского городского округа, контр-адмирала в отставке Вячеслава Федоровича Юрченко.

7. О реализации проекта «Помним. Чтим. Гордимся! в ГСГУ»– Анатолий Иванович Шевельков, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, истории, политологии и права ГСГУ.

Секция № 1

Роль музеев в патриотическом воспитании.

26 апреля, 9–11 час.

Коломенский музей Боевой славы

26 апреля, 14–17 час., ГСГУ

Руководитель:

Ломако Евгений Львович, кандидат исторических наук, заведующий отделом по основной деятельности МБУ «Историко-культурный музей-заповедник «Коломенский кремль».

1. Роль военно-исторического музея Курской битвы в зарождении молодежного поискового движения – В.В. Коровин, доктор исторических наук, профессор кафедры конституционного права, Юго-Западный государственный университет» (г. Курск).

2. Потенциал музейной экспозиции в патриотической работе со школьниками – М.В.Моисеев, кандидат исторических наук, заведующий сектором экспозиционно-выставочной работы ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы».

3. Патриотическое воспитание школьников в Музее боевой славы – А.Ю. Лешина, МБУ «Историко-культурный музей-заповедник «Коломенский кремль».

4. Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся –Н.С. Рябова, МБОУ Бояркинская СОШ им. М.Е. Катукова.

5. Патриотическое воспитание школьников через музейное дело – А.В. Дёмина, МБОУ «Средняя школа № 1», г. о. Зарайск.

6. Проект создания и работы музея Великой Отечественной войны– О.П. Поликарпова, общественная организация «Дети войны – Память», г.о. Люберцы.

7. Работа школьного историко-краеведческого музея «Былое и мы» – Л.Н. Скуратова, МОУ школа №2, г.о. Жуковский

8. О роли военно-исторического музея образовательного учреждения в патриотическом воспитании обучающихся» – А.Д. Мотылев, Музейный комплекс ГБОУ «Школа № 627 имени генерала Д.Д. Лелюшенко», г. Москва

9. Музейная педагогика в воспитательном и образовательном пространстве школы – Е.В. Зубова, МБОУ СОШ №12, Коломенский городской округ.

Секция № 2

Патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях

ГСГУ, ауд.402

26 апреля, 9 – 11 час., 14 – 17 час.

Руководитель: Макашина Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой НДО ГСГУ

1.Мы растим патриотов (из опыта работы) – О.А. Лихачева, МБДОУ ДСОВ №2 «Дельфинчик», г.о. Озёры.

2.Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО" (из опыта работы) – О.А. Минина, Л.Н. Аникина,МАДОУ Детский сад №3 «Дюймовочка», г.о. Зарайск.

3.Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения – Е.А. Лобанова, И.А. Пинегина, МАДОУ Детский сад №12 «Ягодка», г.о. Зарайск.

4.Патриотическое воспитание детей с ОВЗ" (из опыта работы) –И.И. Шепелева, А.В. Горбачева, МБДОУ детский сад №17 «Журавушка», Коломенский городской округ.

5.Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале регионального компонента – Т.Ю. Комахина, Г.А. Ларина, Е.Ю. Русинова, МБДОУ детский сад № 5 КВ «Чебурашка», Коломенский городской округ.

6.Работа МАДОУ Михневского ЦРР – детский сад «Осинка» в статусе региональной инновационной площадки по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения к истокам русской народной культуры через музейную педагогику – Л.Н. Виндюкова, МАДОУ Михневский ЦРР – детский сад «Осинка», г.о. Ступино.

7.Народная кукла – ложка – как интерактивное средство социально – коммуникативного развития ребенка в детском саду – Е.М. Звонкова, МАДОУ Михневский ЦРР – детский сад «Осинка», г.о. Ступино.

8.Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством проектной деятельности: «Родные улицы моего края!» – Н.Е. Дубовицкая, Е.М. Шевчук, МБДОУ детский сад №32 «Аленький цветочек», Коломенский городской округ.

9.Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектно-исследовательской деятельности (проект: «Великая Отечественная война глазами наших детей») – И.П. Козлова, МБДОУ ЦРР – детский сад №6 «Колокольчик» МО, г.о. Луховицы.

10.Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры – Н.Н. Агапова, МБДОУ детский сад № 15 «Светлячок», Коломенский городской округ.

11.Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы) – С.Г. Щенова, С.А. Фирсова, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №9 «Солнышко», г. Озеры

12.Опыт работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей Сталинградской битвы – К.А. Федосеева, МБДОУ «Детский сад №5 «Родничок», г.о. Луховицы.

13. Помним, гордимся, наследуем! – С. Н. Беликова, МБДОУ ЦРР – детский сад №1 «Муравейник», Коломенский городской округ.

14.Патриотическое воспитание дошкольников: из опыта работ – М.В.Шандрова, О.Н. Фадеева, МБДОУ ЦРР – детский сад №1 «Муравейник», Коломенский городской округ.

15.Формирование мировоззренческих установок детей на основе культурно-исторического наследия в детском саду – Л.П. Захарова, Е.А. Куманяева, А.А. Рощина,МБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида «Чебурашка», Коломенский городской округ.

16.Организация дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников–А.М. Гондалева, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ёлочка», г.о. Озеры.

17.Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края – О.В. Волкова, МБДОУ ЦРР – детский сад №6 "Колокольчик", г.о. Луховицы.

18. Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах патриотического воспитания дошкольников – Т.В. Зудина, МБДОУ ЦРР – детский сад №6 «Колокольчик», г. о. Луховицы

19. Использование ИКТ в патриотическом воспитании дошкольников – И.А. Чернуха, МБДОУ №3 «Ладушки» комбинированного вида, Коломенский городской округ

Секция №4

Патриотическое воспитание школьников.

ГСГУ, ауд. 332

26 апреля, 9 – 11 час., 14 – 17 час.

Руководитель: Леонова Анна Викторовна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики ГСГУ.

10 час. Доклад: «Искусство и патриотизм» – Добуш Георгий Несторович, кандидат философских наук, журналист, член союза писателей России, главный редактор альманаха «Литературные горизонты».

1.Роль патриотического воспитания в становлении личности – Е.Н. Беликова, МБОУ «Средняя школа № 1», г.о. Зарайск

2. «Карта памяти» – К.А. Горелова, МБУ ДО «Центр детского творчества», Зарайская районная детская общественная организация «Радуга», г.о. Зарайск

3.Опыт волонтёрского отряда «Поиск» в формировании активной гражданской позиции школьников – Л.Н. Скуратова, МОУ школа № 2, г.о. Жуковский.

4.Патриотическое воспитание в школе №28 – Н.В. Павлова, МБОУ СОШ № 28, Коломенский городской округ.

5.Дружина «Юный пожарный» в практике патриотического воспитания школьников – Е.М. Шаталова, Д.О. Рудякер,МОУ Раменская СОШ №4, г.о. Раменское.

6.Патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность в общеобразовательном учреждении по формированию у обучающихся гражданского сознания – Р.Л. Фролочкина, МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова», г.о. Серебряные Пруды.

7.Использование метода проектов в патриотическом воспитании обучающихся – В.В. Ерохина, МОУ «Клёмовская СОШ», г.о. Серебряные Пруды.

8.Презентация настольно-печатной игры МЕМО «Сталинградская битва»» – Ю.П. Баранова, МОУ «Совхозная СОШ», г.о. Серебряные Пруды.

9.Патриотическое воспитание в рамках проектной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы – П.А. Шатров, МОУ «Петровская СОШ», г.о. Серебряные Пруды.

10.Воспитание гражданственности школьников через приобщение к ценностям отечественной духовно-нравственной культуры – Т.А. Астахова, МБОУ «Лицей №4», Коломенский городской округ.

11.Празднования знаменательных дат и их роль в патриотическом воспитании обучающихся – Р.И. Еловская, МОУ школа №8, г.о. Жуковский

12.Из опыта работы школьного патриотического объединения «Факел» – М.М. Звонникова, Т.Ю. Невзорова, МБОУ СОШ №16, Коломенский городской округ

13. Патриотическое воспитание в условиях современной школы – Т.Л. Гвоздева, СОШ № 6, г.о. Озеры.

14. Система патриотического воспитания «Отечества достойные сыны» – О.В. Гудкова, МБОУ СОШ №30, Коломенский городской округ

15.Патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности – И.В. Борташевич, Е.В. Чехонина, МБОУ СОШ №1, Коломенский городской округ

16. Работа по увековечиванию памяти сотрудников Московского Дома-Дворца пионеров — участников Великой Отечественной войны: из опыта Музея истории детского движения – Е.А. Ефимова, Н.А. Александрова М.Н. Архипова М.Н., Музей истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы», г. Москва.

17.Развитие, формирование традиций и новых направлений в работе школьного военно-патриотического клуба «ПОИСК» – Т.А. Дьякова, МКОУ Белоомутская основная общеобразовательная школа №2, РП Белоомут, г.о. Луховицы.

18.Гражданская активность молодежи – Е.С. Афанасьева, МОУ «Лицей № 6», г.о. Воскресенск.

19. Дети военной Москвы – кружковцы Дома пионеров (по материалам ЦОА УСО г. Москвы), – Е.А. Ефимова, Н.А. Александрова, М.Н. Архипова, Музей истории детского движения ГБПОУ «Воробьевы горы», г. Москва.

20. Создание военно-патриотического клуба «Звезда» имени героя России генерал-полковника Романова А.А. (обобщение и распространение опыта работы) – А.С. Колтунов, МОУ Кратовская СОШ № 28, г.о. Раменское.

21. Военно-патриотический клуб, как модель патриотического воспитания и социализации обучающихся – А.А. Парашин, МБОУ Горская СОШ, г.о. Озеры.

22. Воспитание гражданского патриотизма Карасёвской средней общеобразовательной школе – О.В. Дороднова, МОУ Карасёвская СОШ, Коломенский городской округ.

23. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся с нарушением слуха – Н.М. Жиленко, МКОУ « Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 19», Коломенский городской округ.

24. Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в МКОУ «Коробчеевская школа-интернат» – В.И. Сурова, МКОУ «Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коломенского городского округа Московской области », Коломенский городской округ.

25.Организация военно-патриотического движения «Юнармеец» – А.Н. Бизюлин, МБОУ СОШ №7, Коломенский городской округ.

26. Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию подростков на примере организации молодежного театра – Д.О. Шурыгин, МБОУ ДО «Центр внешкольной работы», г.о. Егорьевск.

27. Методологические подходы к научному исследованию проблемы гражданско-патриотического воспитания в современном мире – С.А. Ермолаева, доктор педагогических наук, профессор, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломенский городской округ.

28. Системный подход к организации патриотического воспитания школьников – Г.С. Вяликова, доктор педагогических наук, профессор Государственный социально-гуманитарный университет, Коломенский городской округ.

29. Теория и практика гражданско-патриотического воспитания в отечественной педагогической традиции – А.В. Лексина, кандидат филологических наук, доцент, Государственный социально-гуманитарный университет», Коломенский городской округ.

30. Проблемы гражданско-патриотического воспитания в современной школе – А.В. Леонова, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломенский городской округ

31.Учет региональных особенностей Подмосковья в гражданско-патриотическом воспитании молодежи – Т.В. Яковлева, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломенский городской округ.

32.Психолого-педагогические условия реализации гражданско-патриотического воспитания детей и подростков – С.С. Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломенский городской округ.

33. Формирование гражданско-патриотической культуры школьников на уроках математики – Ю.А. Данилова (научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Т.В. Яковлева), Государственный социально-гуманитарный университет Коломенский

34. Методы организации патриотического воспитания в условиях реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годы» – А.П. Власенко (научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Т.В. Яковлева),ФМФХИ, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломенский городской округ

35. Проблемы патриотического воспитания подростков в современной школе – И.П. Мирошина (научный руководитель: Ермолаева С.А., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики С.А. Ермолаева), ФИЯ, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломенский городской округ

36. Воспитание ответственности у учащихся в контексте гражданско-патриотического воспитания – Т.В. Таранова (научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики С.А. Ермолаева), ФИЯ, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломенский городской округ.

37. Квест-игра как один из способов патриотического воспитания школьников – Е.М. Столярова (научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Г.С. Вяликова), ФИУС, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломенский городской округ

38. Воспитание гражданско-патриотической позиции школьников личным примером – А. Гусев (научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики А.В. Лексина), ФМФХИ, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломенский городской округ

39.Особенности гражданско-патриотического воспитания в современной школе – Д. Фаттахова (научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики А.В. Лексина), ФИУС, Государственный социально-гуманитарный университет», Коломенский городской округ

40. Патриотическое воспитание на уроках музыки – Л.А. Александрова, МОУ Черкизовская основная общеобразовательная школа, Коломенский городской округ.

41. Патриотизм – есть физическое и духовное здоровое состояние личности –А.И. Панов, главный специалист отдела патриотической работы Российского Союз ветеранов, доктор политических наук, профессор, г. Москва.

42. Военно-патриотическое воспитание школьников – Н.В. Павлова, СОШ № 28, Коломенский городской округ.

43. Мой край. Мой город. Моя Родина. Гражданско-патриотическое воспитание школьников (из опыта работы) – Н.А. Побочина, МБОУ СОШ №2, г.о. Озёры.

44. Развитие интернациональных связей средствами музейной педагогики с целью увековечивания памяти героев-земляков – Г.В. Попенкова МБОУ, Фруктовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Малочуева Олега Григорьевича»

Секция № 4

Патриотическое воспитание в средних специальных учебных заведениях

26 апреля, 9–11 час., «Колледж «Коломна»

14 час., ГСГУ

Руководитель: Пальцев Виктор Николаевич, преподаватель общественных дисциплин, «Колледж «Коломна»

1.Реализация воспитательных проектов патриотического направления в ГБПОУ МО «Колледж Коломна» – В.А. Емельянова, ГБПОУ МО «Колледж «Коломна», СП№4, Коломенский городской округ.

2. Истинный защитник России – история. – О.В. Расторгуева, ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж», Коломенский городской округ.

3. Патриотическое воспитание на уроках литературы – С.И. Родина, ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж», Коломенский городской округ.

4. Патриотическое воспитание молодежи через волонтерскую деятельность в среднем специальном учебном заведении – А.А. Сильченко, ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж», Коломенский городской округ.

5. Роль музея в патриотическом воспитании студентов – Д.Ш. Юсупова, ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж», Коломенский городской округ.

6.Реализация воспитательных проектов патриотического направления в ГБПОУ МО «Колледж Коломна»–О.И. Абрамова, ГБПОУ МО «Колледж «Коломна» СП№4, Коломенский городской округ.

7. Патриотическое воспитание студентов на уроках истории и обществознания– В.Н. Пальцев, ГБПОУ МО «Колледж «Коломна», Коломенский городской округ.

8.Патриотическое воспитание курсантов колледжа на примерах выпускников колледжа Героев СССР и России – С.М. Покалюк, Егорьевский авиационный колледж им. В.П. Чкалова – филиал МГТУ ГА, г.о. Егорьевск.

Секция №5

Патриотическое воспитание в высших учебных заведениях

26 апреля, 14 час., ГСГУ, ауд. 332.

Руководитель: Борис Уразбекович Серазетдинов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра военной истории России Института российской истории РАН.

1. Стратегическое значение исторического знания для современной гуманитарной образовательной сферы и формирования самосознания российского общества – Т.С. Бушуева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра военной истории России ИРИ РАН;

Б. У. Серазетдинов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра военной истории России ИРИ РАН.

2.Проявление реального патриотизма – народная помощь фронту в 1941–1945 гг. – М.С. Зинич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра военной истории России ИРИ РАН.

3.Суровая школа полководцев Великой Отечественной войны – С.Н. Базанов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра военной истории России ИРИ РАН.

4. Дружина героев или подвиг отряда П.И. Багратиона в бою при Шенграбене 4(16) ноября 1805 г. – Е.В. Мезенцев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра военной истории России ИРИ РАН.

5. Военно-спортивные игры, проводимые в Пензенской области как практическая реализация федеральной программы патриотического воспитания населения– Д.Б. Казанцева, кандидат психологических наук, докторант Южного Федерального университета, председатель Пензенского регионального общественного движения по оказанию психологической, юридической и социальной поддержки и защиты населения «Духовное возрождение».

6.Выездные уроки истории в патриотическом воспитании молодежи: состояние и перспективы – А.А. Новиков, кандидат философских наук, доцент, Президент Фонда сохранения исторической памяти и поддержки патриотических инициатив «МИР РАДИ ЖИЗНИ» г. Москва.

7.К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании современного студенчества (на примере Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова») – Т.В. Замостьянова, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История российской государственности», Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова; М.В. Кручинская, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История российской государственности», Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова; С.А. Рябая, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой «История российской государственности», Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова,г. Ижевск.

8. Воспитание молодежи на примере боевых и трудовых традиций железнодорожников в ходе проведения поездов Памяти–Е.А. Головин, кандидат исторических наук, член-корреспондент Академии военно-исторических наук; А.Н. Манжосов, кандидат исторических наук, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, председатель Совета ветеранов Железнодорожного округа г. Курска; В.Н. Новиков, аспирант кафедры конституционного права, Юго-Западный государственный университет, г. Курск.

9. Поисковые проекты в системе патриотического воспитания молодежи – С.И. Никонова, доктор исторических наук, профессор Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань; Е.В. Буреева, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань.

10. Влияние волонтерского движения на патриотическое воспитание студентов – Ю.В. Прокопенко, лаборант кафедры УП Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.

11.Организация патриотического воспитания подрастающего поколения в Липецкой области – О.В. Клевцова, кандидат исторических наук, доцент кафедры российской истории и археологии Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.

12. Опыт патриотического воспитания в ГСГУ – Д.С. Балтухин, заместитель начальника отдела воспитательной работы ГСГУ.

Круглый стол.

26 апреля

14 час., актовый зал ГСГУ.

Тема: Новые идеологические течения постсоветского пространства и Запада.

Ведущий: Калашников Сергей Глебович, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой ФИПиП ГСГУ;

Участвуют: Бышок Станислав Олегович, политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO, эксперт Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия»; Блохин Владимир Владимирович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории РУДН; председатель историко-патриотического центра при администрации коломенского городского округа Коломна, контр-адмирал Юрченко Вячеслав Федорович.