"ИЗОБРАЖЕНИЕ И КУЛЬТ: САКРАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В ХРИСТИАНСКИХ ТРАДИЦИЯХ". III МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В РГГУ 24-26 ноября 2022 г.
| 24 Октября 2022
24-26 ноября в РГГУ пройдет III международная конференция "Изображение и культ: сакральные образы в христианских традициях". Мероприятие организовано РГГУ совместно с РАНХиГС и МГУ им. М.В. Ломоносова.
Организаторы:
Российский государственный гуманитарный университет, факультет культурологии, УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Школа актуальных гуманитарных исследований ИОН, Лаборатория теоретической фольклористики
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт мировой культуры, Отдел культуры древности
Сакральные образы в любую эпоху функционируют в сложном культурном и социальном контексте. Они маркируют, «осваивают» и «присваивают» пространство, формируют символическую топографию не только храма, но и городского или сельского ландшафта, структурируют индивидуальное и коллективное поведение, воспринимаются как полноценный субъект коммуникации. Образам молятся и угрожают, их просят о помощи и призывают в качестве свидетелей, принуждают к чуду, одаривают или пытают, торжественно хоронят или гневно «убивают».
Подобные действия обращены не только на иконы или статуи святых, но и на миниатюры или фрески с изображением библейских сюжетов, сакральных предметов или символов. В отличие от других почитаемых объектов, специфика изображений в том, что практики общения с ними так или иначе связаны с их визуальной структурой, заложенным и воспринимаемым смыслом. Тем не менее вопросы семантики и антропологии искусства редко изучаются вместе. В фокусе внимания исследователей, как правило, оказываются либо иконографические особенности изображения, либо обряды, которые выстраиваются вокруг него.
Одна из ключевых задач конференции – рассмотреть визуальные «образы-объекты» (в терминологии Жерома Баше) в сложной взаимосвязи заложенных смыслов (регистр «написания»), уровней восприятия (регистр «прочтения») и зрительских стратегий коммуникации. Для массового зрителя любая масштабная иконографическая программа или многофигурная композиция – текст с мерцающим, а зачастую неясным, закрытым смыслом. Сюжеты, мотивы и знаки понятны рядовому прихожанину и даже читателю лицевой рукописи в более или менее ограниченном объеме. Свою роль играет и удаленность от зрителя многих церковных изображений, и мелкий размер отдельных фигур.
Тем не менее «избыточность» визуальной информации может работать на ее эффективность. Средневековые авторы как на востоке, так и на западе христианского мира наделяли храмовые образы целым рядом взаимосвязанных функций. Среди них не только моленная и дидактическая (которая часто оказывается на последнем месте) – изображения порождают воспоминания, наводят на мысли о непознаваемой святости, определяют эмоциональный настрой, формируют эстетико-литургический синкретизм.
Как отмечал Жером Баше, рассуждая о социальной роли храмовых образов, способы их бытования и регистры эффективности в культуре многочисленны и пластичны, они меняются и накладываются друг на друга в каждой конкретной ситуации. Изучению этого комплекса проблем будет посвящен наш научный форум.
Отдельно в рамках конференции 2022 г. будет рассмотрен вопрос о феномене «советских икон». Декорированные различными элементами иконы-киотки, нелегально изготовлявшиеся в советские десятилетия сельскими мастерами – явление, интереснейшее и в социальном, и в материальном, и в религиозном планах. До сих пор оно оставалось практически не изученным. Сегодня советские иконы массово утилизируют в российской провинции (сжигают, хоронят). Рождение в середине XX в., функционирование в годы гонений на Церковь и постсоветская судьба «советских икон» – актуальные вопросы, которые будут обсуждаться в серии докладов.
В рамках конференции предполагается обсудить следующие темы:
– От поклонения до мести: стратегии коммуникации с визуальными образами
– Роль зрителя: уровни понимания и регистры эффективности изображений
– Традиция возрождаемая и конструируемая: почитание икон в России конца XX – начала XXI в.
– Символы, маркеры, жесты: визуальный «микрорассказ» и вопрос о зрительской рецепции знаков
– Храм как «пространство образов»: визуальная программа собора в контексте литургического и индивидуального ритуала
– Ложные интерпретации визуальных сюжетов в научной и околонаучной среде: «биография» ошибок, каналы их трансмиссии и функционирование в социуме
– Сакральные образы в нехристианских традициях: интерпретация изображений и коммуникация с изображениями
Особая тема в рамках конференции 2022 г.:
«Советские иконы» (иконы-киотки эпохи СССР) как социальный, материальный и религиозный феномен; досоветские и постсоветские иконы-киотки
Для подачи заявки на конференцию просим в срок до 10 октября 2022 г. просим прислать заявку по форме:
ФИО, ученая степень и звание, аффилиация, контактный e-mail, названия доклада, тезисы объемом около 3000 знаков с пробелами, на два адреса: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript и Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В теме письма укажите: «Образ и культ: Фамилия И.О.» (пример: «Образ и культ: Иванов П.П.»).
Оргкомитет примет решение о включении доклада в программу не позднее 20 октября 2022 г.
Рабочие языки конференции – русский и английский. Предполагается очное проведение конференции. Для иностранных и иногородних коллег возможно заочное участие на платформе Zoom.К сожалению, Оргкомитет не может предоставить оплату проезда и проживания.
По результатам конференции участники могут получить предложение о публикации статей в журнале «Вестник РГГУ» серии «Культурология» (список ВАК).
Актуальная информация о конференции будет размещена на сайтах РГГУ, РАНХиГС и МГУ.
Вопросы организаторам конференции можно задавать по адресу: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Оргкомитет конференции
Антонов Дмитрий Игоревич, д.и.н., директор УНЦ визуальных исследованийСредневековья и Нового времени, профессор кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ, с.н.с. лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС (председатель)
Лидов Алексей Михайлович, академик РАХ, директор научного центра восточнохристианской культуры, зав. отделом культуры древности института мировой культуры МГУ
Преображенский Александр Сергеевич, к. искусств., доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ, с.н.с. сектора древнерусского искусства ГИИ
Майзульс Михаил Романович, к.и.н., с.н.с. УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ
Петров Никита Викторович, к.филол.н., зав. лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС, доцент УНЦ типологии и семиотики фольклора РГГУ
Косякова Валерия Александровна, к.культурол., с.н.с. УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ
Доронин Дмитрий Юрьевич, н.с. УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ, н.с. лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС (отв. секретарь)