Выбор читателей:

ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА В ДОКУМЕНТАХ АРХИВНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (г. МОСКВА)

Печать PDF

2 февраля 2006 г. в рамках XIV Международных образовательных Рождественских чтений «Школа и Церковь. Традиция и реформы российского образования» состоялось секционное заседание на тему «Церковь и школа в документах Архивного Фонда Российской Федерации». Включение данной проблематики в программу Рождественских чтений осуществлено по инициативе Секции личных фондов и документальных коллекций Российского общества историков и архивистов при поддержке Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» и Московского общества историков и архивистов.

Заседание проходило в помещении читального зала архивов г. Москвы. В его работе приняли участие 58 человек: духовенство Московской, Смоленской, Брянской, Полтавской (Украина) епархий, историки, архивисты, журналисты, представители вузов, общественных и военно-патриотических организаций, иных учреждений. Было заслушано 13 докладов и сообщений, прозвучавших в режиме развернутого диалога. Участники заседания рассмотрели:

• проблемы научного использования малоизученных архивных фондов, в документах которых отражена история и роль Русской Православной Церкви в истории государства и общества, воспитании и образовании народа. Ряд докладов и сообщений содержал источниковедческий анализ архивных документов, что особенно важно в условиях растущего интереса к архивным изысканиям со стороны недостаточно подготовленных исследователей, не владеющих методами критики исторического источника, в результате чего их публикации нередко содержат искажения и субъективную оценку фактов;

• вопросы использования в воспитательно-образовательном процессе современной школы изданий, подготовленных на основе архивных источников.

Концептуальный анализ взаимодействия «Человек-общество-государство земное и Царство Небесное», пути человека ко спасению в современном мире дали в своих выступлениях епископ Калмыцкий и Элистинский Зосима и игумен Дамаскин (Орловский), под сопред-седательсвом которых проходила работа Секции.

Основанные на архивных источниках серьезные исследования процессов разрушения основ религиозной жизни в России во второй половине XIX в., а также атеистической политики советского государства содержались в докладах: зам. директора Центрального архива общественно-политической истории Москвы Т.Н. Коршуновой «Противодействие государственных и партийных органов духовному влиянию Церкви на детей в 20-50-е годы XX столетия (по документам ЦАОПИМ)»; Е.Н. Мухиной, канд. ист. наук (МГУ им. М.В. Ломоносова) «Приходские документы как исторический источник»; преподавателя Коломенской Духовной семинарии, иерея Михаила Щепеткова «Из истории Русской Православной Церкви: закрытие и разрушение церквей в XIX веке». Доклады представителей Главар-хива Москвы канд. ист. наук М.М. Горинова и канд. ист. наук А.Н. Казакевича, других выступавших были посвящены исключительной значимости для современного учительства в деле духовно-нравственного воспитания документальных публикаций и трудов, изданных Главархивом Москвы по москвоведению, сборников материалов и документов: «Образование в Москве. История и современность» (М., 2000); «Православная Москва в начале XX века» (М., 2001); «Православная Москва в 1917-1921 годах» (М., 2004). Ставшие библиографической редкостью, эти издания получили широкое общественное признание.

Отмечалось, что сокровищница духовно-нравственного образования пополняется также усилиями Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» при содействии членов Секции личных фондов и документальных коллекций РОИА. Издаваемый этим Фондом полный свод документально выверенных «Житий новомучеников и исповедников Российских, составленных игуменом Дамаскиным (Орловским)», а также серия «Духовное наследие новомучеников», содержат глубочайший анализ истоков и следствий народной трагедии, судеб людей России XX века. Эти труды служат восстанавлению забытых основ отечественной педагогики. Так, книга священномученика архиепископа Фаддея (Успенского) «Записки по дидактике», вышедшая в этой серии, пользуется огромным спросом», - отмечала в своем докладе доцент Московского городского психолого-педагогического университета канд. пед. наук. М.А. Егорова. Посвятив свое выступление острой проблеме беспризорного детства, отечественным традициям в образовании сирот, она подчеркнула исключительную значимость введения в научный оборот документального наследия по русской педагогике, малоизвестных архивных источников, освещающих процессы воспитания и образования в дореволюционной школе.

В докладе З.П. Иноземцевой, канд. ист. наук (ВНИИДАД, РОИА) на примерах из творений новомучеников Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского, Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и др. были показаны неисчерпаемые возможности, которые, обратившись к этим трудам, получит учитель для формирования нравственного идеала и воспитания личности; для восстановления на уроках истории разрушенного исторического восприятия посредством ознакомления учащихся с документально выверенными свидетельствами недавнего прошлого; для раскрытия духовного смысла русской истории; для возрождения интереса к русской литературе, глубокий критический анализ которой содержится в творениях новомучеников.

Доклад зав. отделом агиологии Брянской епархии монахини Сергии (Ежиковой), настоятельницы Петропавловского монастыря, познакомил участников заседания с пастырско-педагогическим наследием архиепископа Даниила (Троицкого), имя и труды которого еще неизвестны отечественной педагогике. Документальному наследию И.В. Киреевского и И.А. Ильина посвятили свои выступления иеромонах Василий (Саяпин) (Полтавская обл.) и канд. ист. наук A.M. Шарипов (Главархив Москвы).

Живой отклик и поддержку участников заседания вызвал основанный на труде Н.Я. Данилевского «Дарвинизм» доклад канд. биоло-гич. наук Т.И. Волобуевой, члена Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» по вопросу преподавания естественных наук в современной школе. Опираясь на данные современных научных исследований, она аргументировала свой вывод о нравственном разрушении личности ученика, которому по сей день внушают антинаучную теорию происхождения человека от обезьяны.

Высокую оценку докладам участников заседания дал в своем выступлении генерал-майор Б.П. Уткин, председатель Секции военно-патриотического воспитания Московского общества историков и архивистов. Он ознакомил присутствующих с состоянием духовно-нравственного воспитания в армии и внес предложение о необходимости самого широкого информационного освещения материалов по затронутым проблемам в газете «Красная Звезда».

Участники Секции внесли ряд предложений, включенных в итоговый документ XIV Международных образовательных Рождественских чтений, в числе которых предложения об обращении в компетентные органы, к учителям естественных наук, к музейным работникам с просьбой (требованием) о запрещении преподавания дарвиновской теории происхождения человека как антинаучной дисциплины, не совместимой с традиционной культурой народа и приводящей к разрушению нравственности подрастающего поколения; о приведении музейных экспозиций о происхождении человека в соответствие с Евангельским учением о сотворении мира; о восстановлении отечественной традиции воспитания идеала на основах христианской нравственности, используя в первую очередь жития святых новомучеников и их духовное наследие; о целесообразности распространения опыта заключения соглашений и совместной работы на ниве духовно-нравственного просвещения епархиальных, архивных и органов образования (по примеру Ярославской, Вологодской и ряда других регионов).