Выбор читателей:

О РАБОТЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА (ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА) РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИСТОРИКОВ-АРХИВИСТОВ С ФЕВРАЛЯ 2001 г. ПО АПРЕЛЬ 2006 г. ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД ЦС РОИА IV ВСЕРОССИЙСКОМУ СЪЕЗДУ

Печать PDF

ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД ЦС РОИА IV ВСЕРОССИЙСКОМУ СЪЕЗДУ


1. РОИА — всероссийская общественная организация, содействующая развитию архивного дела и исторической науки.

В 2001-2005 гг. в Российской Федерации продолжался процесс демократических преобразований и административных реформ, создания и развития гражданского общества; шла стабилизация общественно-политического, экономического и культурного развития страны, совершенствовалась правовая база жизни россиян; проходило дальнейшее разграничение полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации.

В этих условиях набирали силу общественные объедине¬ния, возрастала их роль в решении государственных проблем, в организации взаимодействия государственных структур и гражданского общества.

Особое место среди всероссийских общественных организаций занимает Российское общество историков-архивистов. Его главной целью является содействие развитию архивного дела и исторической науки, поддержка общественных инициатив в повышении социальной значимости деятельности архивов и других хранилищ историко-документального наследия народов, его сохранение и приумножение, всестороннее использование в интересах граждан, общества и государства; участие в патриотическом воспитании граждан России; защита социальных прав и интересов историков-архивистов, всех членов РОИА.

В связи с проведением административной реформы в стране и принятием нового Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» существенно изменилась жизнь архивной отрасли, что, естественно, учитывало в своей деятельности Российское общество историков-архивистов.

РОИА, используя свои возможности как общественной организации, стремилось всемерно содействовать достижению положительных результатов в развитии российских архивов.

Оценивая прошедший период, можно сказать, что архивное дело перешло в стадию развития. Это означает, что более успешно стали преодолеваться трудности в материально-техническом и финансовом обеспечении архивных учреждений, совершенствуется их структура, внедряются новые архивные технологии и компьютерная техника, вводятся в строй новые здания архивов, осуществляются другие важные мероприятия.

Лишь в одной области мы пока не можем отметить улуч¬шения - это социальное и материальное положение архивистов, вопросы оплаты их труда. Здесь, конечно, нашему Обществу есть куда приложить силы.
 
2. Организационное укрепление РОИА и активизация его работы по реализации уставных целей и задач.

Состоявшиеся в конце 2005 г. отчеты и выборы нового состава руководящих органов в организациях РОИА наглядно показали, что проведенные ими в отчетный период мероприятия по выполнению решений III Всероссийского съезда Общества дали определенные положительные результаты.

РОИА организационно окрепло и численно выросло; разнообразнее стали формы и методы его работы; расширились и окрепли связи РОИА с архивными и научными учреждениями, органами образования, вузами, музеями и библиотеками, средствами массовой информации, краеведческими и другими организациями. Это помогает объединять их усилия при решении проблем развития архивного дела и исторической науки в России, по сохранению, приумножению и использованию историко-документального наследия народов.

Российское общество историков-архивистов сегодня: это 50 республиканских, краевых и областных отделений РОИА и 23 представительства РОИА в других субъектах Российской Федерации, 19 организаций РОИА федеральных учреждений. Они объединяют на добровольных началах около 6000 индивидуальных членов и значительное число коллективных членов РОИА, которые по своей воле за счет личного времени участвуют в подготовке и проведении мероприятий РОИА, вносят свой скромный, но очень важный вклад в развитие архивного дела и исторической науки России.

Среди руководителей правлений региональных отделений и представительств РОИА в субъектах Федерации 30 процентов -работники исторических факультетов и архивоведческих кафедр вузов и 70 процентов - работники архивных учреждений, музеев и библиотек, добровольно сочетающих свои служебные обязанности с выполнением почетного общественного долга.

Позвольте от имени делегатов нашего съезда выразить всем активистам РОИА нашу глубокую признательность и благодарность за их бескорыстный труд.

К сожалению, в ряде областей Российской Федерации до сих пор не нашлось энтузиастов в деле создания в них органи¬заций РОИА. Речь идет, в частности, об Амурской, Владимирской, Ивановской, Московской, Рязанской, Томской областях и Еврейской автономной области. Представители этих субъек¬тов Федерации присутствуют на нашем съезде и будем надеяться, что они сделают для себя соответствующие выводы.

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что в некоторых субъектах Федерации затянулся процесс преобразования представительств РОИА в региональные отделения Общества.
Деятельность Центрального Совета РОИА в отчетный период была направлена на выполнение организациями Общества решений III Всероссийского съезда, реализацию ими уставных целей и задач Российского общества историков-архивистов.

Наиболее важные проблемы деятельности РОИА обсуждались на пленарных заседаниях Центрального Совета, которые проводились ежегодно. Состоялось пять пленумов Центрального Совета (третьего созыва), на которых было рассмотрено 14 вопросов, в том числе такие актуальные, как «О деятельности Российского общества историков-архивистов в условиях демократических преобразований в России: сотрудничество РОИА с архивными и научными учреждениями, органами культуры и образования»; «Подготовка и переподготовка кадров историков-архивистов и документоведов»; «Проведение Всероссийских конкурсов организаций и представительств РОИА на лучшую постановку работы по выполнению требований Устава и решений III Всероссийского съезда, реализации целей и задач Общества»; «Подготовка и про¬ведение в 2005 году отчетов и выборов нового состава руководящих органов организаций (отделений) РОИА и созыве очередного IV Всероссийского съезда Общества» и др.

На пленумах Центрального Совета регулярно заслушивались и обсуждались доклады о работе региональных отделений РОИА субъектов РФ, организаций РОИА федеральных учреждений и секций Центрального Совета по выполнению решений III съезда Общества, реализации ими уставных целей и задач РОИА.

С докладами на пленумах выступали члены Центрального Совета РОИА: председатель Правления Башкирского республиканского отделения РОИА доктор исторических наук А.Б. Юнусова; председатель Правления Татарстанского республиканского отделения РОИА академик АН РТ И.Р. Тагиров; председатель Правления Архангельского областного отделения РОИА ректор Поморского государственного университета, доктор исторических наук В.Н. Булатов; председатель Правления Ростовского областного отделения РОИА заместитель директора Государственного архива Ростовской области Т.Б. Ивасенко; председатель Правления Новгородского отделения РОИА доцент Новгородского госуниверситета Р.П. Макейкина; председатель Правления Кабардино-Балкарского республиканского отделения РОИА директор ЦДНИ Кабардино-Балкарии P.M. Ашхотова; члены Центрального Совета - руководители архивных органов субъектов РФ: Н.К. Коробейникова (Удмуртская Республика), Д.Р. Шарафутдинов (Республика Татарстан), В.Н. Кутищев (Алтайский край), О.А. Наумова (Вологодская область), А.П. Арефьев (Нижегородская область), В.А. Белорусцев (Самарская область), Л.М. Сорина (Тверская область); руководители секций Центрального Совета: доктор исторических наук А.Б. Безбородое, доктор исторических наук М.В. Ларин и другие члены Центрального Совета.

По обсуждавшимся вопросам пленумами принимались соответствующие постановления, которые доводились до организаций РОИА. Материалы пленумов публиковались в «Вестнике архивиста».
Актуальные вопросы практической деятельности РОИА, требовавшие оперативного решения между заседаниями пленумов, рассматривались на заседаниях Правления Центрального Совета, которые созывались, как правило, каждые два месяца. Всего за отчетный период состоялось 23 заседания Правления, на которых было рассмотрено более 120 вопросов и приняты соответствующие решения.

В центре внимания РОИА и его организаций всегда были вопросы развития инициативы и самодеятельности в работе рядовых членов Общества, вовлечение в ряды РОИА новых членов, поиск новых форм и методов реализации целей и задач РОИА.
 
РОИА поддерживает проводимую Росархивом и региональными архивными органами политику государственного регулирования развития архивного дела на основе внедрения программных методов управления. Большое значение для преодоления проявившегося в 1990-х годах спада в развитии архивного дела имела реализация архивными органами и учреждениями при содействии организаций РОИА комплексной подпрограммы «Архивы России» Федеральной целевой программы «Культура России» (2001-2005 гг.).

Важную помощь организациям РОИА в отчетный период продолжал оказывать Центральный печатный орган Общества - «Вестник архивиста», научный и профессиональный уровень которого возрос, а полиграфическое исполнение и художественное оформление улучшилось. Всего за отчетный период вышло 30 номеров журнала. Журнал все больше становится важным средством информирования научной общественности, работников архивных учреждений, музеев, библиотек и других организаций по проблемам развития архивного дела и исторической науки.

В этом году, 10 марта, члены РОИА вместе с работниками государственных и муниципальных архивов, сотрудниками ведомственных архивов и учреждений, организаций третий раз отметили учрежденный Росархивом День архивов. К этому профессиональному празднику архивистов были приурочены собрания трудовых коллективов, торжественные вечера, заседания научных советов и конференций, документальные выставки и презентации изданий. В числе праздничных мероприятий следует особо отметить широкий показ общественности нового здания РГИА, к строительству которого было приковано внимание не только российской, но и международной научной общественности, а вопросы строительства были предметом специального обсуждения на заседаниях Правления и Пленума Центрального Совета РОИА. К празднованию Дня архивов во многих коллективах были приурочены меры морального и материального поощрения архивистов, ветера¬нов архивного дела, членов РОИА.
 
3. Участие РОИА в подготовке нормативно-правовых актов по архивному делу и документоведению, в отстаивании интересов пользователей архивной информацией.

Наиболее зримо участие РОИА в совершенствовании нормативно-правовой базы в области архивного дела проявилось при подготовке нового Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации».

В правления региональных отделений и в представительства РОИА в субъектах Федерации были направлены письма Правления Центрального Совета Общества с приложением текста проекта закона, в которых предлагалось обсудить с активом РОИА проект закона и дать по нему свои замечания и предложения. Аналогичные рекомендации были даны секциям и ассоциациям Центрального Совета и организациям РОИА федеральных учреждений. Проект закона был опубликован в «Вестнике архивиста».

Объединив полученные от организаций РОИА и секций Центрального Совета предложения по проекту закона, Правление ЦС РОИА передало их Росархиву и другим разработчикам проекта закона, и ряд из них, по заявлению руководителей Росархива, оказались очень полезными и ценными и были учтены на завершающей стадии работы над проектом закона.

Следует также напомнить, что важную роль в продвижении проекта нового Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» сыграли парламентские слушания «Сохранение культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы России», активное участие в которых приняли члены Центрального Совета РОИА, в том числе академик РАН А.О. Чубарьян, начальник Главархива Москвы А.С. Киселев, руководитель архивной службы при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания Э.М. Мецаев и другие.

Представители Центрального Совета РОИА в своих выступлениях наряду с другими вопросами обратили внимание участников парламентских слушаний, и на то, что информационный потенциал архивов и библиотек не может быть эффективно использован без применения современных информационно-поисковых систем, повсеместное внедрение которых сдерживается отсутствием необходимых финансовых ресурсов. Особое внимание обращалось на недопустимость замедления темпов работ по рассекречиванию архивных документов, что тормозит их использование. Была выражена надежда на то, что подготовленный Росархивом проект Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» будет поддержан и внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ.

Говоря об участии РОИА в законотворческой деятельности, хотелось бы особо остановиться на следующем.

Вызванные новой серией реформ в России некоторые нововведения в области архивного дела и документовведения вызывают у архивистов России и актива РОИА немало вопросов и чувство неудовлетворенности. Эти нововведения не всегда между собой стыкуются, а в ряде случаев вызывают противоречивые последствия.

Новый Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» - это, несомненно, шаг вперед в правовом и функциональном развитии архивной отрасли. В то же время в ходе административной реформы Федеральная архивная служба России реорганизована в агентство, что понижает ее статус, функции, полномочия, возможности, что может иметь и уже имеет отрицательные последствия в условиях быстрых структурных изменений во всех сферах жизни общества.

Разработка стратегии развития архивной отрасли возложена на Министерство культуры и средств массовых коммуни¬каций, которое никогда в истории России этой отраслью не занималось и не имеет в этом необходимого опыта.

Или возьмем такой пример: все новые федеральные органы, образованные в ходе административной реформы, созданы без решения вопроса о правопреемстве. Громадные архивы ликвидированных министерств и ведомств (а по подсчетам Росархива, это более 2 млн дел, из которых около 400 тысяч дел - так называемые «грифованные») остались фактически бесхозными. Принимать и обрабатывать их должны государственные архивы, которые не имеют необходимой стеллажной площади для размещения документов. Однако в правительственных постановлениях, связанных с административной реформой, вопрос об обеспечении госархивов площадями и кадрами для обеспечения сохранности документов ликвидированных структур не нашел должного решения.

Острая для архивистов проблема сегодняшнего дня - это комплектование государственных и муниципальных архивов документами. Здесь принципиальную роль играет не только нехватка площадей архивохранилищ и затратный характер работ, но и неопределенность правовых норм.

У архивистов и актива РОИА вызывает беспокойство и увеличение числа ведомств, обращающихся в Правительство РФ с просьбой предоставить им право депозитарного хранения документов. Это может нарушить сложившуюся систему организации хранения документов Архивного фонда РФ и государственного контроля за обеспечением их сохранности, отрицательно повлиять на возможность их использования в научных целях.

Нельзя признать нормальным и то, что в результате последних нововведений в стране не оказалось органа, ответственного за разработку нормативно-правовых актов по документоведению, документационному обеспечению управления и ведению делопроизводства, поскольку эти функции с Росархива сняты, но ни на какой другой орган не возложены.

Отечественные традиции, мировой опыт со всей очевидностью указывают на необходимость государственного регулирования вопросов управления документацией, которое включает:

•    установление единых унифицированных правил и методов документационного обеспечения управления в органах государственной власти и госорганизациях;

•    осуществление мониторинга и контроля за соблюдением правил и норм межведомственного документооборота, за процессами документообразования и объемами документооборота;

•    организацию научных исследований и научно-методической работы в области документационного обеспечения, в особенности электронных документов и электронного документооборота;

•    организацию экспертизы программных и иных информационных средств, применяемых в органах государственной власти для электронных документационных коммуникаций;
• осуществление профессиональной подготовки и повышение квалификации специалистов в области документационного обеспечения управления.

Во всех цивилизованных странах в той или иной форме и степени функции по управлению документацией возложены на определенные государственные органы, и такая практика себя оправдывает.

Активисты РОИА во многих субъектах Российской Федерации приняли активное участие и в обсуждении подготовленного в свое время проекта «Основных правил работы государственных и муниципальных архивов Российской Федерации», название которого в настоящее время изменено на «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях РАН».

Эти «Правила...» после обсуждения на коллегии Росархи-ва 30 ноября 2005 г. и их доработки представлены сейчас на утверждение Министерства культуры.

Несколько слов о роли РОИА в отстаивании интересов пользователей архивной информацией. Я имею в виду проведенный по инициативе Правления ЦС РОИА совместно с Росархивом общественный смотр читальных залов федеральных архивов. Было изучено состояние этой работы в 14 федеральных архивах, находящихся в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Самаре. Особое внимание было уделено соблюдению требований «Правил работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации».

Проведенный анализ показал, что ежегодно в читальных залах федеральных архивов работает около 11 тысяч исследователей; им для изучения выдается в год свыше 355 тысяч дел, в том числе около 90 тысяч в виде микрофильмов; по просьбе исследователей изготавливается около 350 тысяч копий документов и т.д.
 
Вместе с тем были выявлены недостатки в работе читальных залов: многие из них не располагали необходимым количеством посадочных мест для исследователей; оборудование читальных залов физически и морально устарело; графики работы читальных залов не удовлетворяли исследователей.

Общественный смотр подтвердил справедливость критических замечаний исследователей и выступлений средств массовой информации о все еще низких темпах работы по рассекречиванию архивных документов, по совершенствованию научно-справочного аппарата архивов, открытию самостоятельных сайтов архивов в сети Интернета.

Много нареканий исследователей вызывала организация платных услуг, неоправданное, по их мнению, различие в перечнях и завышение стоимости услуг, оказываемых архивами.
Большинство федеральных архивов не проводило читательских конференций и анкетирование пользователей архивной информации, что не способствовало своевременному выявлению претензий исследователей.

По итогам общественного смотра читальных залов федеральных архивов было принято развернутое совместное реше¬ние коллегии Федеральной архивной службы России и Правления Центрального Совета Российского общества историков-архивистов.

Как нас проинформировали в Росархиве, многие проблемы уже решены. Так, за последние три года закуплены и поставлены в читальные залы более 60 комплектов аппаратов для чтения с микропленки. Устранение других недостатков еще предстоит.

Об этом свидетельствует и ряд статей, опубликованных в специальном выпуске журнала «Новое литературное обозрение», вышедшем в свет в конце прошлого года и посвященном архивам и библиотекам.

Многие из поставленных в этом журнале вопросов привлекли внимание членов РОИА, работников архивов и библиотек. Они, несомненно, будут предметом обсуждения на Всероссийской научно-практической конференции «Архивоведение и архивное дело в России (1991-2005 гг.): осмысление пройденного», которая начинает свою работу завтра в этом же зале.

Следует подчеркнуть, что невыполненными остаются и рекомендации архивным органам субъектов РФ и правлениям региональных отделений РОИА: провести у себя аналогичные смотры работы читальных залов.

Было бы целесообразно коллегии Росархива и новому составу Правления ЦС РОИА еще раз вернуться к этому вопросу и проверить, как выполняется их совместное решение.

4. Участие РОИА в анализе проблем организации подготовки и переподготовки кадров историков-архивистов и документоведов.

Успешное развитие архивного дела и исторической науки невозможно без подготовки и переподготовки кадров историков-архивистов. В этом процессе участвуют как научно-педагогическая общественность высших и средних профессиональных учебных заведений, так и заинтересованные архивные органы и учреждения.

Исходя из этого, IV Пленум Центрального Совета РОИА в феврале 2004 г. специально вынес на обсуждение своего пленарного заседания вопрос «О подготовке и переподготовке кадров историков-архивистов и документоведов». Этому предшествовало проведение Правлением Центрального Совета РОИА общероссийского анкетирования состояния подготовки и переподготовки кадров историков-архивистов и документоведов.

Была получена подробная информация о подготовке этих кадров на учебной базе региональных вузов и колледжей 36 субъектов Российской Федерации, в Историко-архивном институте РГГУ и ВНИИДАД.

Выяснилось, что если в 1970-1980-е гг. количество студентов из регионов в общем числе студентов Московского государственного историко-архивного института составляло 40% , то в 1990-е гг. оно сократилось до 1%. В то же время потребности архивных учреждений субъектов Российской Федерации в молодых специалистах с высшим историко-архивным образованием в условиях реформирования архивного дела, внедрения компьютерной техники, новых автоматизированных ар¬хивных технологий продолжали расти. Возросли и требования к кадрам.

Новое архивное законодательство Российской Федерации, отразившее многообразие форм собственности на архивные документы, привело к делению Архивного фонда РФ на государственную и негосударственную части. Это коренным образом повлияло на организацию его формирования, начиная от образования документов в делопроизводстве учреждений, предприятий и организаций, кончая их отбором и передачей на хранение в государственные и муниципальные архивы, учетом и использованием в составе архивных фондов. На этой основе были пересмотрены многие нормативные и правовые докумен¬ты, научно-методические пособия по архивному делу и делопроизводству. Демократизация доступа к архивным документам и информатизация архивов расширили возможности всестороннего использования и публикации документальных источников. Получили дальнейшее развитие документоведение, теория и практика архивного дела.

И в этих условиях свертывается централизованное по¬полнение региональных архивных учреждений молодыми специалистами с высшим историко-архивным образованием.

Это заставило наиболее инициативных руководителей архивных органов субъектов Федерации и региональных отделений РОИА вступить в контакт с историческими факультетами, архивоведческими и документоведческими кафедрами региональных вузов и общими усилиями, при поддержке местных органов власти, Минобразования РФ, ИАИ РГГУ и ВНИИДАД организовать подготовку кадров историков-архивистов и документоведов на учебной базе региональных вузов.

В результате подготовка историков-архивистов и документоведов была начата в Казанском, Красноярском, Нижегородском, Новгородском, Алтайском, Уральском, Ульяновском, Омском, Курганском, Кемеровском, Марийском, Петрозаводском, Чувашском, Ставропольском, Тюменском, Поморском и ряде других государственных университетов, а также в ряде академий госслужбы и управления.
 
Но, как показали проведенное анкетирование и обсужде¬ние вопроса о подготовке и переподготовке кадров историков-архивистов на IV Пленуме ЦС РОИА, в этой работе было выявлено немало слабых мест, которые отрицательно влияют на качество подготовки кадров. Включение в процесс подготовки и переподготовки кадров историков-архивистов значительного числа региональных вузов вызвало увеличение спроса на обновленные учебные программы, учебники, учебные пособия, на преподавательские кадры.

К сожалению, этот возросший спрос оказался неудовлетворенным. В результате преподавание отдельных архиво-ведческих дисциплин стали вести по устаревшим учебным про¬граммам и устаревшим учебникам. Нехватку преподавательских кадров стали возмещать недостаточно подготовленными совместителями. В разных региональных вузах с одной и той же специализацией - «историко-архивоведение» - были выявлены разные перечни преподаваемых архивоведческих дис¬циплин и разное количество часов, отводимых на их изучение студентами, и т.д.
Надеемся, что широкое обсуждение этого вопроса на Пленуме Центрального Совета РОИА с участием руководителей архивных органов и региональных отделений РОИА субъектов Российской Федерации, заведующих кафедрами региональных вузов и РГГУ, работников Росархива, ВНИИДАД и Учебно-методического объединения вузов по образованию в области истори-ко-архивоведения и других заинтересованных организаций ускорит издание и обеспечение вузов новыми учебными программами, новыми учебниками и пособиями по архивоведческим дисциплинам, будет способствовать улучшению методической работы и с преподавателями. Хотелось бы надеяться, что и новое руководство Российского государственного гуманитарного университета уделит этому вопросу должное внимание.

5. Участие РОИА в анализе проблем развития архивов и в организации использования архивных документов в интересах объективного познания прошлого.

Этому направлению деятельности РОИА всегда придавало важное значение.
 
В этих целях широко использовалось совместное проведение всероссийских, региональных и международных науч¬но-практических конференций и заседаний круглого стола за¬интересованных сторон. Как правило, они проходили с участием руководителей и специалистов Росархива, РАН, РОИА, ВНИИДАД, ИАИ РГГУ, архивных органов и учреждений субъектов Российской Федерации, федеральных архивов, а также представителей заинтересованных министерств, ведомств, вузов, музеев, библиотек, средств массовой информации. Количество участников каждой конференции колебалось от 150 до 300 человек, а количество научных сообщений на них - от 30 до 50. Заканчивались конференции принятием рекомендаций по обсуждавшимся вопросам. Материалы кон¬ференций публиковались в «Вестнике архивиста» и выпускались отдельными изданиями.

Из состоявшихся в отчетный период научно-практических конференций, прошедших на хорошем научном и профессиональном уровне, следует в первую очередь назвать следующие:

•    март 2001 г., Общероссийская научно-практическая конференция «Изменяющаяся Россия и российские архивы на рубеже веков»;

•    апрель 2002 г., четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе»;

•    июнь 2002 г., Всероссийская научно-практическая конференция «И моя деревня должна принадлежать истории»;

•    декабрь 2002 г., расширенное заседание круглого стола «300-летняя история Петербурга в документах федеральных государственных архивов», посвященное выявлению и использованию архивных документов по истории Санкт-Петербурга, его места и роли в истории России, его разносторонних связей с губерниями Российского государства. Круглый стол проведен по инициативе секции пропаганды Центрального Совета РОИА;

•    сентябрь 2003 г., Международная научно-практическая конференция «Российские архивы сегодня: взгляд извне и изнутри»;
 
•    ноябрь 2003 г. Международная конференция «Архивы Русской Православной Церкви: пути из прошлого в настоящее», проведенная по инициативе секции Центрального Совета РОИА по проблемам архивов Русской Православной Церкви;

•    сентябрь 2004 г., Международная научная конференция «Россия, мир накануне, в ходе и после Первой мировой войны по документам российских и зарубежных архивов», посвященная 90-летию начала Первой мировой войны;

•    апрель 2005 г., Всероссийская научно-практическая конференция «Единство фронта и тыла в разгроме фашизма, в завоевании Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (по документальным источникам)». Проведение научно-практических конференций совместно
с архивными органами, музеями, библиотеками, вузами, краеведами широко практиковалось не только на федеральном уровне, но и многими региональными отделениями и представитель¬ствами РОИА в субъектах Российской Федерации. Это отражено в розданной делегатам съезда «Хронике событий и деятельности Российского общества историков-архивистов за период 2001-2005 гг.».

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в отчетный период тематика научно-практических конференций и заседаний круглых столов была актуальной, разнообразной, охватывала большой спектр наиболее острых проблем развития архивного дела и исторической науки, отражала знаменательные даты событий в истории Отечества. Конференции и круглые столы позволяли организациям РОИА целенаправленнее и активнее участвовать в научном анализе актуальных проблем развития архивного дела и исторической науки, в выработке соответствующих рекомендаций.

Хотелось бы отметить и то, что представители региональных отделений РОИА и организаций РОИА федеральных архивов, секций Центрального Совета Общества регулярно участвовали в проводимых Росархивом каждые два года всероссийских конкурсах научных работ в области архивоведения, документоведения и археографии. Некоторые из них были удостоены призов этих конкурсов.
 
6. Всероссийские конкурсы региональных и местных отделений и представительств РОИА в субъектах Российской Федерации и организаций РОИА федеральных учреждений на лучшую постановку работы по реализации целей и задач Общества.

III Всероссийский съезд РОИА в своем постановлении записал: «Сделать традиционным проведение всероссийских конкурсов организаций РОИА на лучшую постановку работы по реализации целей и задач Общества и проводить их каждые два года». На этом позвольте остановиться подробнее.

Первый такой конкурс был проведен по инициативе Правления Центрального Совета в 2000 году и посвящался 10-летию РОИА и предстоявшему Ш Всероссийскому съезду Общества. Кокурс хорошо зарекомендовал себя как форма мобилизации членов РОИА на успешное выполнение стоящих задач.

II Всероссийский конкурс организаций и представительств РОИА был проведен в сроки, установленные Правлением Центрального Совета с января 2002 г. по декабрь 2003 г. Его итоги объявлены на IV Пленуме Центрального Совета РОИА.

С января 2004 г. по декабрь 2005 г. проведен III Всероссийский конкурс организаций и представительств Общества.

Как во II, так и в III Всероссийском конкурсе приняли участие около 50 региональных отделений и более 20 представительств РОИА субъектов Российской Федерации, 16 организаций РОИА федеральных учреждений и около 200 районных и городских организаций Общества.

Конкурсы наглядно подтвердили, что практическая деятельность организаций и представительств РОИА осуществляется по таким приоритетным направлениям, как организационное, научное, издательское, выставочное и секционное.

В центре внимания организационной работы было расширение сети региональных, районных, городских и первичных организаций РОИА, рост рядов Общества за счет более активного привлечения к историко-архивному движению работников архивных и научных учреждений, профессиональных историков - сотрудников исторических факультетов и архивоведческих кафедр вузов и средних специальных учебных заведений, а также работников музеев, библиотек, средств массовой информации.
В результате было создано 14 новых региональных отделений РОИА, удвоилось количество районных и городских организаций Общества, а количество членов РОИА возросло с 3500 человек до 5750.

Научная работа осуществлялась по линии проведения совместно с архивными, научными, вузовскими и другими организациями научно-практических конференций, семинаров, круглых столов на актуальные темы развития архивного дела и исторической науки, общее количество которых возросло в 2,5 раза.

В ряде региональных отделений РОИА студенты и молодые ученые привлекались к использованию современных информационных технологий в историко-архивных исследованиях, музееведении, документоведении, к созданию предметно ориентированных и источникоориентированных баз данных в гуманитарных научных разработках.

Важным направлением научно-практической работы явилось введение в научный оборот значительного количества новых источников и материалов архивов, презентация новых изданий, предпринятых силами архивов и региональных отделений и представительств РОИА, что свидетельствует о возросших связях историков с архивистами.

Следует отметить, что по результатам участия в конкурсах стабильно сохраняют за собой лидерство, завоевывая призовые места:

1)    региональные отделения: г. Санкт-Петербурга, Татарстана, Башкортостана, Удмуртской Республики, Кабардино-Балкарии; Алтайского, Краснодарского, Красноярского, Ставропольского краев; Астраханской, Архангельской, Белгородской Вологодской, Нижегородской Новгородской, Ростовской, Новосибирской, Самарской, Саратовской, Тверской, Читинской и Ульяновской областей; ряда других субъектов РФ;

2)    по группе организаций РОИА федеральных учреждений: ГА РФ, РГВА, РГАКФД, РГВИА;
 
3)    по группе представительств РОИА: Хабаровского края, Республики Тыва, Курганской, Орловской, Вологодской, Мурманской областей;

4)    по группе местных отделений РОИА: Боткинская городская, Яктур-Бодьинская, Чернянская, Киясовская, Ахту-бинская районные и другие организации Общества.

7. Развитие связей РОИА с Международным советом архивов и обществами историков-архивистов зарубежных стран.

III Всероссийский съезд РОИА определил одним из важных направлений его деятельности развитие международных связей, установление и поддержание контактов с профессиональными обществами историков-архивистов других стран.

Как известно, РОИА является постоянным членом Международного совета архивов и его Евроазиатского отделения «Евразики». Общество принимает активное участие в проводимых ими мероприятиях (научных конференциях, заседаниях круглого стола и др.), обменивается с их членами своими изданиями, делится опытом.

Важным событием в жизни архивистов мира стал XV Международный конгресс архивов, состоявшийся в августе 2004 г. в Вене (Австрия). На нем присутствовали около 2000 человек из 116 стран. В его работе приняли участие 40 российских архивистов - представителей Росархива, федеральных архивов, региональных архивных органов, научных и учебных заведений, Российского общества историков-архивистов.

В их числе были члены Центрального Совета РОИА, руко¬водитель Росархива В.П. Козлов и зам. руководителя Росархи¬ва В.П. Тарасов, члены Правления ЦС РОИА В.А. Тюнеев, А.Б. Безбородов, М.В. Ларин, В.А. Маныкин, Е.В. Старостин. Представители РОИА приняли участие в пленарных заседаниях Конгресса и в работе его секций.

Они участвовали также в презентации «Проекта комплек¬сной разработки фондов Советской военной администрации в Германии. 1945-1949 гг.», осуществляемого ГА РФ совмест¬но с Федеральным архивом Германии, в заседаниях региональ¬ного отделения МСА «Евразика» и в работе Консультативного совещания руководителей государственных архивных служб го¬сударств - участников СНГ.

Активное участие в работе Конгресса представительной российской делегации продемонстрировало реальные достиже¬ния в демократизации архивов России, успешное решение ряда актуальных проблем развития архивного дела в нашей стране, укрепление профессиональных связей с международным архи¬вным сообществом на основе двусторонних и многосторонних отношений, тесное взаимодействие с архивными органами и уч¬реждениями стран - участников СНГ.

В сентябре 2002 г. Первый заместитель Председателя Правления ЦС РОИА М.В. Стеганцев принял участие в работе IV Всеобщего съезда польских архивистов (г. Щецин, Польша), на котором выступил с приветствием и рассказал о деятельно¬сти Российского общества историков-архивистов.

После окончания съезда польских архивистов по иници¬ативе МСА в г. Щецине состоялось Совещание (коллоквиум) профессиональных обществ архивистов стран Центральной и Во¬сточной Европы, в котором приняли участие делегации Авст¬рии, Республики Беларусь, Великобритании, Венгрии, Герма¬нии, Латвии, Польши, России, США, Хорватии, Швеции, Украины и других стран. Состоялся широкий обмен опытом практической деятельности обществ архивистов. Был заслушан подробный доклад о деятельности РОИА.

На следующий день после проведения двусторонних пере¬говоров между делегациями РОИА и Общества польских архи¬вистов был подписан договор о путях дальнейшего сотрудниче¬ства.
В ноябре 2002 г. председатель Правления ЦС РОИА ака¬демик РАН А.О.Чубарьян принял участие в XXXVI Междуна¬родной конференции круглого стола архивов МСА (г. Марсель, Франция) «Архивы и отношение к ним общества», на которой выступил с докладом.

Представители РОИА принимали активное участие в ра¬боте всех общих и научно-практических конференций Евро¬азиатского регионального отделения Международного совета архивов в г. Москве (ноябрь 2001 г.), в г. Астане (Республика Казахстан, сентябрь 2002 г.), в г. Минске (Республика Бела¬русь, ноябрь 2003 г.), в г. Вене (Австрия, август 2004 г.), на которых выступали с докладами и сообщениями; принимали участие в дискуссиях по проблемам, которые обсуждались на конференциях.
В день работы Международной конференции 27 сентября 2002 г. в г. Астане состоялось подписание Соглашения о сот¬рудничестве между Российским обществом историков-архиви¬стов и Обществом архивистов Республики Казахстан.

РОИА поддерживает постоянные связи с обществами ар¬хивистов Республики Беларусь и Украины.

И мы признательны делегациям обществ архивистов Рес¬публики Беларусь, Польши, Казахстана, Украины за их учас¬тие в работе нашего съезда.

Стороны развивают сотрудничество на основе принципов равноправия и взаимной выгоды, с соблюдением законодатель¬ства своих государств, общепризнанных норм международного права. Это сотрудничество способствует углублению дружествен¬ных, профессиональных и научных связей между историками и архивистами их стран.

В 2004 г. по согласованию с Федеральным архивным агент¬ством РОИА заключило с фирмой «Ист Вью Пабликейшнс» два договора на микрофильмирование и оцифрование путеводите¬лей государственных архивов Российской Федерации и вывод оцифрованной информации на сайт Росархива в Интернете «Архивы России»

В рамках этого проекта РОИА подписал двусторонние соглашения с государственными архивами 43 субъектов РФ и федеральными архивами, которые изъявили желание при¬нять участие в этом проекте. Продолжается сотрудничество РОИА и с Генеалогическим обществом штата Юта США по созданию страхового фонда генеалогических документов на микрофильмах.
Важную работу выполняет РОИА совместно с государствен¬ными архивами и в части рассмотрения генеалогических запро¬сов граждан России и зарубежных стран, помогая им по архи¬вным документам восстанавливать свою родословную.
 
8. Укрепление материально-технической базы Общества и финансирование деятельности РОИА.

Российское общество историков-архивистов - организа¬ция общественная и его работа ведется на общественных нача¬лах. Центральный Совет РОИА на свою деятельность из госу¬дарственного бюджета никаких средств не получает.

Однако проведение таких крупных мероприятий, как съезды, Пленумы Центрального Совета, всероссийские и меж¬дународные научные конференции, заседания круглых сто¬лов, всероссийские конкурсы организаций и представительств РОИА, издание «Вестника архивиста» и выпуск других пе¬чатных изданий, выявление в госархивах информации по ге¬неалогическим запросам граждан, участие в организации до¬кументальных выставок и т.п., требует определенного материально-технического обеспечения и немалых финансо¬вых затрат.

В силу этого Правление Центрального Совета РОИА и ре¬гиональные отделения Общества с правами юридических лиц пред¬принимают меры по развитию своей материальной и финансовой базы, от которой во многом зависит их самостоятельная деятель¬ность, ее уровень, размах и результативность.

Основными источниками поступления в Центральный Совет РОИА финансовых средств на финансирование меропри¬ятий Общества являются:

•    получение на конкурсной основе грантов научных фондов на проведение всероссийских и международных научно-практических конференций и издание сборников их мате¬риалов;

•    финансовые поступления от подписки на издаваемый РОИА журнал «Вестник архивиста» и реализации другой печатной продукции Общества;

•    поступления от платных услуг РОИА: по рассмотрению генеалогических запросов граждан (совместно с государ¬ственными архивами); оцифрованию путеводителей госу¬дарственных архивов с выводом информации на сайт Ро¬сархива в Интернете «Архивы России» (совместно с фирмой «Ист Вью Пабликейшнс» и госархивами) и другие;
 
•    целевые перечисления средств организаторами совместно проводимых научно-практических конференций;

•    другие добровольные взносы и услуги заинтересованных организаций (бесплатное предоставление транспорта, кон¬ференц-залов, звуковещательной аппаратуры и т.п. при проведении мероприятий).

Важной финансовой поддержкой проводимых научно-прак¬тических конференций, пленумов Центрального Совета, съездов РОИА является оплата заинтересованными организациями про¬езда в Москву, за проживание в гостиницах и питание своих представителей, участвующих в названных мероприятиях.

Следует иметь в виду, что РОИА вкладывает значитель¬ные средства и в организационное обеспечение подготовки и проведения научно-практических конференций, съездов и пленумов Центрального Совета и других мероприятий: из¬дание программ, пригласительных билетов, редактирование и тиражирование докладов, выступлений, рекомендаций, по¬становлений и т.п.
Все эти финансовые поступления и расходы отражаются в ежегодных бюджетах РОИА.

В отчетный период по годам это выглядит следующим образом:

Год    Остаток на 01.01. тыс. руб.    Доход, тыс. руб.    Расход, тыс. руб.
2001    3808    2313    3060
2002    3061    1348    2411
2003    1998    3692    2944
2004    2746    1811    3675
2005    882    2257    2096
2006    1043    2300 (план)    2100 (план)
Разницу между доходами и расходами (имеются в виду остатки средств на 1 января по годам) Правление Центрального Совета использовало для создания и постоянного поддержания
 
фонда оборотных средств РОИА, который гарантирует Обще¬ству непрерываемость оплаты расходов в наступающем очеред¬ном году.

Подробно об этом будет доложено делегатам съезда в от¬четном докладе Контрольно-ревизионной комиссии РОИА.

Следует отметить, что все финансовые операции Правле¬ния Центрального Совета РОИА осуществлялись и осуществ¬ляются через ОАО «Банк Москвы» и ОАО «Сбербанк России», с соблюдением всех требований российского законодательства.

Правление Центрального Совета РОИА представляло бух¬галтерскую, налоговую, статистическую и другие виды отчетно¬сти Инспекции федеральной налоговой службы, Организации федеральной службы государственной статистики, Внебюджет¬ным фондам (Пенсионному, Фонду социального страхования) по утвержденным формам в установленные сроки.

Касаясь развития материальной базы Общества, следует особо отметить важную поддержку РОИА со стороны Федераль¬ного архивного агентства, РГАСПИ, РГАДА, РГАНТД, Объеди¬нения по эксплуатации и техническому обслуживанию феде¬ральных архивов.

В соответствии с федеральными законами «Об обществен¬ных объединениях» и «О некоммерческих (общественных) орга¬низациях» Росархив передал РОИА в бессрочное пользование 120 кв. метров служебной площади в новом корпусе РГАНТД (на ул. Профсоюзная, 82), где в настоящее время размещены Правление Центрального Совета, Генеалогическая служба РОИА и редакция «Вестника архивиста». Кроме того, на ул. Б.Пиро¬говская в распоряжение РОИА предоставлены помещения под склад для размещения печатной и другой продукции. РОИА предоставлено право заказа транспорта на автобазе ОЭТО для доставки печатной продукции РОИА из типографии на склад и в почтовые отделения для рассылки подписчикам.

Центральный Совет РОИА выражает Росархиву, РГАСПИ, РГАДА, РГАНТД, ОЭТО свою искреннюю благодарность за их поддержку.
 
9. Нерешенные проблемы и очередные задачи РОИА.
Анализ работы, проделанной в отчетный период органи¬зациями и представительствами РОИА, его Центральным Со¬ветом, Правлением и секциями, показывает, что наряду с оп¬ределенными положительными результатами в их деятельности еще немало недостатков и неиспользованных резервов и воз¬можностей.

Профессиональный и научный уровень этой работы и проводимых мероприятий, их размах и результаты еще не в полной мере отвечают требованиям Устава и предыдущих съез¬дов РОИА. Принимаемые ими решения по обсуждаемым про¬блемам развития архивного дела и исторической науки неред¬ко носят поверхностный характер, не отличаются глубиной анализа, а разрабатываемые рекомендации недостаточно аргу¬ментируются и не всегда реализуются.

В работе организаций и представительств РОИА еще слабо развиваются инициатива и самодеятельность по поиску новых форм и методов взаимодействия и сотрудничества с архивны¬ми, научными, вузовскими, краеведческими и другими органи¬зациями, музеями, библиотеками, средствами массовой инфор¬мации. Без объединения усилий всех заинтересованных организаций трудно обеспечить успешное решение стоящих задач. РОИА в своей деятельности еще недостаточно взаимо¬действует и с научно-методическими советами федеральных округов.

По-прежнему РОИА как всероссийская общественная организация недостаточно использует возможности своего вли¬яния: на законотворческую деятельность по вопросам разви¬тия архивного дела и исторической науки; на решение акту¬альных проблем архивоведения, источниковедения, докумен-товедения; на обеспечение широкого доступа граждан к архивной информации; на разработку нормативно-правовых актов и научно обоснованных решений государственных и ар¬хивных органов по ключевым позициям развития архивного дела и исторической науки; на создание надлежащей матери¬ально-технической базы государственных и муниципальных архивов, обеспечение должного уровня заработной платы их работникам.
 
В условиях продолжающейся административной рефор¬мы в стране и в связи с принятием нового Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» значительно воз¬растает роль не только Центрального Совета, но и региональ¬ных отделений и представительств РОИА в субъектах РФ в ре¬шении названных и других проблем.

К сожалению, имеют место такие факты, когда отдель¬ные архивные органы и руководители государственных архи¬вов субъектов Федерации не стремятся к налаживанию взаи¬модействия с организациями РОИА и слабо используют возможности общественности для постановки и решения набо¬левших проблем в органах государственной власти. От этого страдает дело.

В наступившем новом пятилетии представляется целесо¬образным организациям РОИА сосредоточить внимание на це¬лях и задачах, изложенных в розданном вам проекте постанов¬ления съезда, которое еще будет дорабатываться с учетом замечаний и предложений делегатов и гостей.