Выбор читателей:

МЕЧТАТЕЛЬ, МЕЦЕНАТ И УЧЕНЫЙ: ГЛАВАРХИВ — О СОЗДАТЕЛЕ ПЕРВОГО АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ДМИТРИИ РЯБУШИНСКОМ

News image

Небо и полеты всегда волновали людей. Однако только в начале ХХ века с появлением аэропланов в этой области произошел настоящий пр...

РАДИО, КИНО, АУДИОЗАПИСИ НА УРОКАХ: ГЛАВАРХИВ — О ТОМ, КАК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕДРЯЛИ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

News image

К середине 1960-х годов развитие радио, телевидения и звукозаписи в СССР было достаточным для того, чтобы использовать эти технические средства в ...

НАУЧНЫЕ ВЫСТАВКИ И НАДУВНОЙ СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ: ГЛАВАРХИВ – О ТОМ, КАК ПРОВОДИЛИ ДОСУГ МОСКВИЧИ В НОЯБРЕ 1984 ГОДА

News image

В Главархиве хранятся подшивки газет за разные десятилетия ХХ века. По ним можно изучать события, которые происходили в повседневной жизни го...

7 НОЯБРЯ

Печать PDF

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРАЗДНИКА

Совсем недавно, в 2004 году родился новый праздник – День народного единства – 4 ноября. Есть мнение, что он создан в качестве альтернативы празднику 7 ноября – годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Но 4 ноября - это совершенно иной праздник по следующим причинам.

Во-первых, праздники искусственно подменить невозможно. Например, как только ни пытались подменить празднование Пасхи Христовой на так называемую «Красную Пасху» или «Комсомольскую пасху» в 1920-1930-е годы в Советском Союзе. В результате праздник Светлого Христова Воскресенья жив и здравствует, а о его суррогатах сегодня помнят только историки.

Во-вторых, День народного единства основан на дате освобождения Москвы от захватчиков, избавления политической власти от иноземного влияния и, по сути, является своеобразным «Днем независимости». Годовщина Октябрьской революции представляет собой день рождения государства, которое долго называли как СССР. То есть, очевидно, что основываются эти праздники на слишком разных, никак несовместимых событиях и имеют разное содержание.

Сегодня празднование 7 ноября – годовщины Великого Октября уже часть истории. Но его помнят и - иногда - любят россияне, которым сегодня под сорок лет. Непременными атрибутами этого дня еще не так давно были демонстрации, праздничный салют и веселое застолье.

Сама история празднования 7 ноября отражает состояние общества, государства, показывает, чем реально жили люди в определенное время, 7 ноября вполне определенного года. Поэтому велик интерес к эволюции праздника, к тому, как отмечалась годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции.

Судьба 7 ноября как праздника не лишена странностей.

Переход на григорианский календарь в феврале 1918 года привел к тому, что уже в названии, применительно к дате празднования, как будто таилась ошибка. Сами подумайте – годовщина ОКТЯБРЬСКОЙ революции отмечается – 7 НОЯБРЯ!

В Царицыне понимание важности нового праздника появилось не сразу. В октябре 1919 году была выпущена листовка, которая называлась: «Что произошло 25 октября 1917 года». В листовке Царицынский губком партии терпеливо объяснял, что именно произошло: «голодал, холодал, недоедал, недоживал рабочий и крестьянин от жадности своих угнетателей». И вот: «После долгой и упорной борьбы… это случилось». В смысле - революция.

После того как «это случилось», естественно, встал вопрос как это отметить. Очень скоро специальной комиссией был составлен план по подготовке к празднику 1919 года: «памятники открыть,…целый ряд училищ и площадь переименовать имени 25 октября…».

Праздновать предполагалось целых 3 дня: 1-й день церемониал – шествие рабочих с нарукавниками с надписью «Коммунар – солдат революции», 2-й день – бесплатное посещение концертов, митинги. На 3-й день устраивался праздник «Юная Россия».

Всего на празднования 2-й годовщины Октябрьской революции губком партии планировал потратить 500.000 рублей. Намечалось раздать подарки учащимся всей губернии, а именно: по осьмушке фунта сахара и по пол осьмушки «конфект» на ученика. Это примерно 56 грамм сахара и 23 грамма конфет.

В протоколе комиссии по празднованию 2-ой годовщины Октябрьской революции записано следующее: «Возбудить ходатайство перед губпродкомом об отпуске красного материала в 2000 аршин, гвоздей 10 пудов, сахару песку 156 пудов, конфект 78 пудов. По получении распределить сахар и конфекты на подарки школам через уездные комиссии по празднованию».

Правда, поскольку губпродком отказал в просимых 2000 аршин материи, было решено пользоваться старыми знаменами.

В 1922 году, к 5-й годовщине Октября постановлением губкома партии намечалось улучшить питание детских домов, домов-инвалидов, мест заключения.

А в 1925 году празднование Октябрьских торжеств планировалось начать с пропаганды «достижений партии и советской власти… в области внешней и внутренней политики». Планировалось «создать революционно-праздничное настроение среди трудящихся масс города и деревни». Настроение «создавалось» проведением вечеров воспоминаний, чтением докладов на тему: «Наши достижения за 8 лет», постановкой агитпьес, показами «кино с революционным репертуаром». Общегородская демонстрация сопровождалась художественными выступлениями с чучелами, карнавальными шествиями, выступлениями физкультурников. Это в городе.

В деревне через своих представителей готовило крестьян к празднику общество «Культсмычка». Перед обществом ставилась задача весьма широкого диапазона: где возможно помогать «кино и литературой», а где и тракторами.

В 1927 году кампанию по проведению торжеств в честь 10-летней годовщины Октябрьской революции предполагалось поводить уже, цитирую - «сообразуясь с политикой режима экономии». Это в смысле материальном. В смысле идеологическом бюро губкома партии отмечало «перегибы со стороны отдельных комиссий по подготовке празднования в части содержания культурничества, заслоняющего политическое содержание десятилетия»!

«Культурничать» тогда означало - недостаточно подчеркивать «роль партии в революции, пролетарский характер нашего государства, роль союза пролетариата с крестьянством, значение Советского Союза, как опоры мировой пролетарской революции…».

В 1934 году за ходом подготовки празднования 17-ой годовщины Октября уже внимательно наблюдает ОГПУ. И в своих наблюдениях фиксирует: «…подготовка поводится вяло, …плакаты, лозунги отсутствуют…». Но что особо примечательно – «среди рабочих отмечаются настроения в праздник отдохнуть, участия в демонстрации не принимать.». Среди рабочих агенты ОГПУ «взяли на карандаш» следующие высказывания: «…а что нам праздник, пусть празднуют те, кто довел нас до жизни такой, мы свое уже отпраздновали раньше,… 17 лет ждали перемены власти, так и не дождались…, мне праздник не нужен, хорошо праздновать тому, кто сидит у власти, а нам, «пролетариям» не привыкать к плохому, пусть празднуют наши кровососы».

1937 год. 20-я годовщина Великого Октября…

Празднование этой даты намечалось сопровождать «…мобилизацией трудящихся на дальнейшее повышение революционной бдительности, …на решительное разоблачение и выкорчевывание врагов народа и ликвидацию последствий вредительства».

В качестве конкретных зрелищных мероприятий планировалось организовать выставки народного творчества (живопись, лепка, резьба по дереву и т.д.), показ народной самодеятельности. Причем, отмечалось, что «особенно должны быть показаны дарования людей, родившихся в 1917 году»! Такая вот партийная астрология!

К 20-й годовщине Октябрьской революции планировалось приурочить, строительство рабочих квартир, ремонт общежитий, максимально улучшить снабжение промтоварами, продуктами питания. Предлагалось в эти дни улучшить питание в детских домах, дать детям новую одежду.

Послевоенный 1947 год, год 30-летия Октября проходил под знаком «мобилизации рабочих, крестьян и интеллигенции области на борьбу за выполнение и перевыполнение планов послевоенной сталинской пятилетки, за новый подъем промышленности, транспорта, сельского хозяйства, науки, культуры. С трудящимися проводились беседы на темы: «Советский социалистический строй – самый передовой общественный строй в мире», «Советское социалистическое государство – самое демократическое государство в мире». В театрах намечался показ «лучших пьес советской драматургии», проводились книжные выставки, литературные вечера и читательские конференции в библиотеках. Давалось указание театрам подготовить и показать юбилейные спектакли в сельских районах: драматическому театру им. Горького – «Хождение по мукам», театру музкомедии – «Любовь Яровая», Камышинскому драмтеатру – «Хлеб наш насущный». Кроме того, не забывая о «важнейшем из всех искусств», обком партии требовал обеспечить жителей села регулярными кинопоказами (демонстрировать не менее двух раз в месяц кинокартину в каждом сельском совете). В дни праздников намечалось установить по районам области 7000 радиоточек, в Сталинграде – свыше 100 громкоговорителей.

Документы по празднованию последующих «юбилеев Октября» изобилуют фразами типа «все помыслы и практические дела волгоградцев направляются на достойную встречу этой знаменательной даты…» и т. д…

В 1977 году на 60-ю годовщину Октября, был выдвинут тезис, который сегодня читается наверное где-то с определенной завистью. Цитирую: «Мы создали новое общество. Это общество бескризисной, постоянно растущей экономики, зрелых социалистических отношений, подлинной свободы. Это – общество твердой уверенности в будущем».

Правда, пройдет еще десятилетие и уже в ноябре 1987 года говорилось несколько иначе: «…мы видим, что были сбои и ошибки», но выход был найден и объявлялось, что «революция не закончилась, ее боевой дух живет сегодня в буднях перестройки и обновления». Вот так.

В 1996 году годовщину Великой Октябрьской социалистической революции вообще переименовали в «День согласия и примирения». Хотя годовщина революции к согласию и примирению ну никак, согласитесь, не располагала. Да и не было уже того государства, день рождения которого можно было бы отметить.

Поэтому, логично, что в 2005 года годовщина Великой Октябрьской социалистической революции – этот праздник, хоть и с иным названием официально перестал существовать.