ЗА ВЕРУ, ЦЕРКОВЬ И РОДИНУ. К ВЫХОДУ В СВЕТ МОНОГРАФИИ ИГУМЕНА ДАМАСКИНА «ЕПИСКОП ГЕРМОГЕН (ДОЛГАНЕВ)»
| 22 Апреля 2011
Историю Русской Православной Церкви в советской историографии предпочитали замалчивать, несмотря на то, что в течение тысячелетия Церковь являлась во многом определяющим фактором устроения духовно-нравственной, народной и государственной жизни в России. Архивы, содержащие документы о духовенстве и мирянах, подвергшихся антихристианским коммунистическим репрессиям, не изучались.
Возрождение в 1990-е годы церковной жизни сопровождалось появлением десятков книг, изучающих роль и место Церкви в истории России, позицию духовных иерархов и рядового священства в исторических событиях, приведших к краху Российской империи, истоки и причины богоборческой политики в РСФСР – СССР. Однако в науке нет единого обоснованного взгляда на эти проблемы, а церковная и общественная деятельность видных иерархов изучена недостаточно.
Такая ситуация во многом связана с тем, что современная Россия не определилась мировоззренчески, духовно-нравственно. О каком едином взгляде можно говорить, если в стране канонизирован император Николай II и одновременно прославляется его убийца Войков в названиях улиц и станции столичного метрополитена. А в исторической науке продолжают доминировать материалистические подходы, отводящие третьестепенную роль духовно-нравственной составляющей исторического процесса. И одновременно православная историческая наука только начинает подниматься на ноги.
Для глубокого научного осмысления российской истории требуется органическое сочетание традиционного академического профессионализма и глубокого православного проникновения в смысл событий и исторического процесса, в духовно-нравственный мир русского народа и отдельных исторических деятелей. Однако на данный момент такого сочетания в заметном масштабе нет ни в светских, ни в православных научных и образовательных учреждениях. Тем более дороги, значимы и требуют бережного отношения отдельные прорывы в этом направлении.
Когда я узнал игумена Дамаскина только по его многочисленным книгам, то думал, что это человек богатырского телосложения - один способен приносить такую пользу, столько успевать сделать, сколько не приносят и не делают целые институты. Но однажды в мой кабинет вошел скромный и сутулящийся отец Дамаскин… Я получил наглядный урок того, что не богатырское телосложение, а сила духа и отношение к своему творчеству как к служению Господу, как богоугодность творчества являются определяющими.
Рецензируемая монография игумена Дамаскина (Игумен Дамаскин (Орловский). Епископ Гермоген (Долганев). М.: Кучково поле, 2010), посвященная церковному и общественному служению епископа Гермогена (Долганева; 1858–1918) в условиях кризиса церковно-государственных отношений в России конца XIX – начала ХХ вв., явилась заметным событием научной жизни и вызвала интерес общественности. Автор является участником многих научных конференций, организуемых Центром истории религии и Церкви ИРИ РАН. Единодушным и беспрецедентным решением Ученого Совета ИРИ РАН монография монаха рекомендована к печати и ей присвоен гриф ИРИ РАН!
В данной работе отец Дамаскин представил читателю результаты своего исследования, отвечающего высоким академическим требованиям. Труд игумена – результат многолетней работы, потребовавшей межархивного выявления и комплексного исследования большого корпуса архивных источников, интегрированного применения общенаучной и духовно-ориентированной методологии, обеспечения документальной удостоверенности фактов, доказательности частных и общих выводов в освещении сложных процессов кризиса церковно-государственных отношениях и их влияния на революционную ситуацию в России в конце XIX – начале XX вв.
Церковная и общественная деятельность епископа Гермогена, участника и свидетеля исторических событий, воссоздана в монографии на основе использования корпуса архивных источников из 200 фондов, хранящихся в РГИА, ГАРФе, ЦИАМе, Центральном историческом архиве Грузии, ряде государственных архивов субъектов РФ и архивах ФСБ РФ. Среди них: указы и определения Святейшего Синода, доклады, рапорты, донесения, докладные записки, отчеты, справки, программы, заключения, служебные письма, прошения, послужные списки, дневники, переписка и воспоминания, в том числе перлюстрированная корреспонденция в фонде Департамента полиции (ГАРФ).
В биографии епископа Гермогена нашли отражение внутренние социальные процессы в России, а также перипетии развития кризиса в церковно-государственных взаимоотношениях. Восстанавливая эпизод за эпизодом в жизнедеятельности епископа Гермогена, автор скрупулезно воссоздает историческое полотно предреволюционной и послереволюционной России, раскрывает влияние субъективного фактора на развитие исторического процесса, характеризует истоки революционной катастрофы, произошедшей в России в 1917 г.
Некоторые подготовительные материалы к этой монографии, многие другие известные труды игумена Дамаскина, проблемно и хронологически примыкающие к рецензируемой книге, ранее публиковались и получили широкую известность. Они позволили отразить церковную и общественную деятельность епископа Гермогена на фоне грандиозных исторических событий и вошли в рецензируемую работу как ее составная часть в обновленном, дополненном и аналитическом виде.
Максимально полное описание жизни, церковного служения и общественной деятельности епископа Гермогена в контексте взаимоотношений Церкви и государства представлено в монографии по основным периодам его служения: санкт-петербургском, тифлисском, саратовском, жировицком и тобольском. Автор избрал идеальный путь для объективного воссоздания личности и деятельности епископа Гермогена. С одной стороны, он дал собственный анализ и оценку этого выдающегося иерарха Русской православной церкви, с другой – вынес на самостоятельный суд читателей тексты проповедей епископа, его переписку с духовными и светскими лицами, письма к императору Николаю II, многочисленные свидетельства современников о воздействии епископа Гермогена и его проповедей на паству. Перед читателями впервые предстает живой образ епископа Гермогена, исключительно обаятельного, высококультурного и чуткого человека, получившего фундаментальное светское и духовное образование, образ человека с высокоразвитым патриотическим чувством, основанном на его религиозном мировосприятии и любви к народу и Отечеству. Россию он воспринимал как православную державу, прозорливо не видя ее будущего как государства атеистического.
Автор составил целостную картину церковного служения и общественной деятельности епископа. Структура многоаспектной монографии состоит из введения, четырех глав, последовательно раскрывающих основные этапы служения епископа Гермогена, заключения, списка источников и литературы, развернутых комментариев к тексту, именного указателя и приложений. Каждый раздел несет смысловую нагрузку, является звеном в общем концептуальном освещении актуальной для современного общества проблемы взаимоотношений Церкви и государства, для осознания необходимости их развития в конструктивном диалоге на современном этапе.
Рассматривая в первой главе становление личности будущего епископа Гермогена, формирование его как церковного и общественного деятеля, автор раскрывает проявление личностного начала в его деятельности, направленной на сохранение нравственных устоев общества в условиях активизации революционных сил. Автор акцентирует внимание читателя на том, что во все последующие периоды своей жизни епископ неизменно придерживался своей мировоззренческой религиозно-нравственной позиции независимо от форм государственной власти!
Во второй главе, посвященной архиерейскому служению епископа в Саратовской епархии (1901–1911 гг.), раскрыта многогранная просветительская деятельность епископа в предреволюционное время. Накал кризиса синодального управления находит свое отражение в событиях 1908 г., связанных с личной встречей и подачей императору Николаю II епископами Гермогеном и Серафимом (Чичаговым), при поддержке их протоиереем Иоанном Кронштадтским, записки о положении церковных дел в тот момент и последовавшим затем отстранением епископов от работы в Святейшем Синоде. Автор документально обосновывает вывод о разном понимании тогдашним обществом общенациональных задач, нежелании и даже неспособности высших и губернских представителей власти менять что-либо в сложившемся положении вещей, выражавшемся, прежде всего, в сохранении зависимости Святейшего Синода от государственной власти.
В третьей главе, посвященной анализу истоков и причин нашумевшего «дела епископа Гермогена» (1912–1916 гг.), особый интерес представляют трагические события и факты, связанные с преследованиями епископа Гермогена, как следствие конфликта епископа из-за Григория Распутина с императорской семьей, закончившегося отстранением епископа от деятельности в Святейшем Синоде и ссылкой.
В четвертой главе, освещающей последний период жизни епископа Гермогена (1917–1918 гг.), автор анализирует малоизвестные и неизвестные источники, проливающие свет на характер Февральской и Октябрьской революций. Освещает роль епископа Гермогена в созыве в 1918 г. Поместного Собора Православной Российской Церкви и восстановлении патриаршества.
В заключении автор, опираясь на убедительные факты, в том числе проявившиеся в биографии епископа Гермогена – «последней жертвы синодального правления», формулирует вывод: синодальная форма церковного управления, включение Русской Православной Церкви в систему государственного аппарата привели к тому, что к концу XIX – началу XX вв. она не смогла существенно повлиять на преодоление кризиса государственной власти, а после отделения Церкви от государства в 1918 г., уже при советской власти, подверглась необоснованным репрессиям.
Высокая информативность монографии обеспечивается и публикацией вводимых в научный оборот 23 документов, включенных в приложение.
Автор создает живое полотно истории, населяя его конкретными действующими лицами, определявшими в то время то или иное развитие событий. Среди них десятки известных и заметных исторических фигур: император Николай II, П.А. Столыпин, обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер, митрополит Владимир (Богоявленский), епископ Серафим (Чичагов), протоиерей Иоанн Восторгов, протоиерей Иоанн Кронштадтский, Г.Е. Распутин, И.В. Джугашвили (Сталин) и многие другие. В работе приведены новые документальные свидетельства об их роли в исторических событиях, в том числе заметно корректирующие бытующие представления, основанные на мемуарных источниках. Скажем, документы Государственного архива Саратовской области и ЦИА Грузии свидетельствуют, что прогульщик и троечник Джугашвили исключен из Тифлисской духовной семинарии именно ректором архимандритом Гермогеном (Долганевым). Читатели узнают и об усилиях, к сожалению не имевших успеха, епископов Гермогена и Серафима (Чичагова) - при поддержке протоиереев Иоанна Кронштадтского и Иоанна Восторгова - преодолеть недостатки синодального управления…
Монография игумена Дамаскина способствует восполнению фрагментарности научного знания о взаимоотношениях Церкви и государства в период, завершившийся крахом Российской империи, а также представляет документально обоснованную аргументацию, позволяющую преодолеть противоречивость в оценках церковного и общественного служения епископа Гермогена, определить его роль как выдающегося народного деятеля.
В своей совокупности исследование игумена Дамаскина, предметом и объектом которого стал человек переломной эпохи в контексте конкретных исторических событий, является важной научной и духовно глубокой попыткой познания истоков русской революции, истории русского народа и его самосознания, и вносит оригинальный вклад в методику изучения соотношения макро и микроисторических источников в освещении объективных и субъективных факторов развития далеко идущих исторических процессов.
Труд игумена Дамаскина является примером того, как могут и должны сотрудничать Российская Академия Наук и Русская Православная Церковь. В сочетании профессионализма и духовной глубины – перспектива плодотворного развития исторической науки на благо возрождающейся России. При этом проблема в том, что такое сочетание складывается или проникает в «старые меха», т.е. в вышедшие из советского времени научные и образовательные учреждения, только в отдельных случаях, причем связанных с преодолением атеистического и пробольшевистского сопротивления, а «новые меха» не созидаются в масштабах, требующихся для духовно-нравственного возрождения русского народа.
В ночь на 16 июня 1918 г. большевики утопили ни в чем не виновного епископа Гермогена. Когда привязывали к нему камень, Гермоген успел благословить палачей. Его останки были вынесены на берег вместе с тридцатикилограммовым камнем, обнаружены крестьянином и погребены под надписью, гласящей, что епископ убит «за Веру, Церковь и Родину». В 2000 г. Гермоген причислен к лику святых Русской православной церкви, через пять лет его мощи обретены и перенесены в Покровский храм Тобольского кремля. А к десятилетию прославления священномученика в столице подготовлена достойная книга игумена Дамаскина.
Аннотация / Annotation
Рецензируемая монография игумена Дамаскина (Орловского), основанная на исследовании обширного круга архивных источников, посвящена церковному и общественному служению епископа Гермогена (Долганева; 1858–1918) в условиях кризиса церковно-государственных отношений в России конца XIX – начала ХХ вв. Основанная на исследовании обширного корпуса архивных документов книга явилась заметным событием научной жизни и вызвала интерес общественности.
Ключевые слова / Keywords
Государство, церковь, епископ Гермоген (Долганев), Николай II, Г. Распутин, церковно-государственные отношения, Святейший Синод.
Лавров Владимир Михайлович,
доктор исторических наук,
заместитель директора Института российской истории РАН,
руководитель Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
; (8-499-723-69-39)
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.