Выбор читателей:

О ВИЛЛИ РЕДЕЛЕ, РАЗВЕДКЕ РИББЕНТРОПА И ДЕЛЕ РАУЛЯ ВАЛЛЕНБЕРГА

Печать PDF








История германского внешнеполитического ведомства в нацистский период в последние годы привлекает пристальное внимание историков. Расширению круга доступных общественности источников по этой теме способствует сборник* выявленных в архивах ФСБ России материалов, касающиеся германского дипломата оберфюрера СА Вилли Ределя (1897-1947).

Биография Ределя изложена в его «собственноручных» показаниях от 10 декабря 1944 г. (с.26-28): родился в городе Ханау-на-Майне. Из семьи полицейского - комиссара уголовной полиции. Участник Первой мировой войны. В 1919 г. демобилизован, устроился на службу в полицию г. Мекленбург-Шверин. В 1924 г. уволился и уехал с друзьями в Южную Африку (Виндук) и пробовал заниматься фермерством, в том же году вернулся в Германию. Поступил на работу в компанию «Дюнкоп-гумми». В 1925 г. вступил в нацистскую партию. После 1933 г. при содействии обергруппенфюрера СА А. Беккерле (германского посла в Софии) направлен в штаб франкфуртской бригады СА. Служил адъютантом, затем начальником штаба, а с 1934 г. - командиром этой бригады (бригада СА № 49). После путча Э. Рёма бежал в Баварские Альпы. Благодаря вмешательству друзей после завершения следствия вернулся на службу в СА. Занимал должность референта при штабе гессенской группы СА во Франкфурте-на-Майне. В 1935 г. перешел в министерство иностранных дел, работал дипломатическим курьером (посетил Японию, Англию, Швейцарию, Голландию, Италию и Балканы). В 1936-1939 гг. в качестве дипкурьера неоднократно посещал СССР. В 1940 г. после назначения М. фон Килленгера германским послом в Братиславу, взят на службу в посольство в качестве референта и начальника консульского отдела в чине старшего правительственного советника. В 1941 г. переведен в германское посольство в Бухаресте в качестве начальника информационного отдела; в начале 1942 г. получил звание советника посольства первого класса.



Оберфюрер СА Редель был задержан в Бухаресте 7 сентября 1944 г. сотрудниками опергруппы советской военной контрразведки «СМЕРШ» и на следующий день доставлен в Москву; содержался в Лефортово и во Внутренней тюрьме МГБ СССР, осужден не был. Редель умер 15 октября 1947 г. «во время этапирования в лагерь военнопленных № 27» (с. 72).

Личность Ределя вызывает интерес историков по двум причинам: во-первых, в 1941-1944 гг. Редель как сотрудник так называемой разведки Риббентропа («Дойче Информационштелле III» или «ДИС III») руководил информационным отделением германского посольства в Румынии. Во-вторых, судьба Ределя в советском плену оказалась связанной со шведским дипломатом Раулем Валленбергом, в 1944–1945 гг. спасшим не менее 100 тыс. венгерских евреев. С 29 мая 1945 г. по 26 февраля 1947 г. Валленберг и Редель содержались вместе в тюремной камере № 203 Лефортовской тюрьмы, а с 1 марта 1947 г. - во Внутренней тюрьме МГБ СССР в Москве. Причем порядок их перемещения в камерах этой тюрьмы по архивным материалам точно определить невозможно. Это объясняется существовавшей практикой с целью сокрытия пребывания в тюрьме некоторых лиц присваивать им вымышленные имена или номера: «достаточно уверенно можно сказать, ...что в 1947 г. Валленберг был так называемым „номерным заключенным“ – „заключенным № 7“» (с. 4).

Показания Ределя от 26 декабря 1944 г. и 14 января 1945 г. были опубликованы в книге «Тайны дипломатии Третьего рейха», в которую вошли протоколы и стенограммы допросов двух десятков пленных военных, полицейских и дипломатических чиновников, осуществлявших преступную гитлеровскую внешнюю политику. Однако в этой книге материалы, касающиеся Ределя, были опубликованы не полностью, что дало повод утверждать, что российские архивисты отрицают существование протоколов допросов Ределя, а, следовательно, скрывают правду и о его сокамернике Валленберге (с. 4).

Например, заместитель председателя Совета Научно-информационного и просветительского центра общества «Мемориал» Н.В. Петров отмечал, что уже после завершения работы российско-шведской комиссии он обнаружил документ, который проливает свет на дело Валленберга. «Но, проливая свет, он тем самым создает еще больше вопросов. Это сухой акт передачи дел, которые образовались после расследования дела Берии. Огромные мешки документов, включая личные бумаги Берии, подвергались уничтожению. Но какие-то бумаги, которые использовались прокуратурой, которые рассматривались в Президиуме ЦК КПСС, сдавались на хранение в КГБ. И среди них в акте передачи значится такой пункт: „Дела на ликвидированных. Редель, „Слуга“, „Ужгородское“. Причем обратим внимание – „Слуга“, „Ужгородское“ в кавычках. Люди, знакомые с архивной проблематикой, легко поймут, что Редель – это фамилия, это тот человек, который много лет сидел с Валленбергом в одной камере. И этот документ неопровержимо доказывает, что Редель был убит, уничтожен. Но когда работала российско-шведская комиссия, много раз всплывал вопрос о сокамернике Валленберга и его судьбе. Ответ был всегда один: умер по дороге в Красногорский лагерь для военнопленных. И до сих пор официального ответа о его судьбе нет».

В отчете шведско-российской рабочей группы по делу Валенберга сказано, что «хотя смерть Рёдля кажется естественной и описанной требуемым образом, она, естественно, вызывает подозрения, так как он умер так скоро после июля 1947 г. ... Перевозка из Лубянки в Красногорск не была особенно сложной; речь идет о поездке на автомашине в течение 20-30 минут. Кроме того, … всех других сокамерников Рауля Валленберга держали в изоляции от других категорий заключенных в течение ряда лет после июля 1947 г. Вероятно, в намерения Карташова или министра госбезопасности вряд ли могло входить прибытие Рёдля в Красногорск, где у него появилась возможность контактов с другими военнопленными и он мог бы рассказать им о многих месяцах своего пребывания в одной камере с Валленбергом».

Бывший переводчик и следователь МГБ Д.Г. Копелянский, с которым шведско-российская рабочая группа беседовала много раз, подтвердил, что «он вел допросы нескольких офицеров германской разведки. Он также слышал в то время, что по приказу Ворошилова арестовали шведа, который сидел в тюрьме под номером. Однако он не может вспомнить, что он допрашивал Валленберга или участвовал как переводчик на его допросах… Копелянский допускал, что мог участвовать в качестве переводчика, но не мог об этом вспомнить… Копелянский очень сильно отреагировал, увидев фотографию Рёдля; в частности, он побледнел и на какое-то время потерял дар речи (согласно записи в журнале, Копелянский должен был допрашивать Рёдля 18 июля 1946 г., через день после… допроса Рауля Валленберга».

Ответом на многие возникающие в связи с Ределем вопросы стала публикация сборника документов «Оберфюрер СА Вилли Редель». При ее подготовке к изданию в архивах ФСБ России были выявлены все протоколы допросов и показания Ределя, а также служебная переписка органов госбезопасности, имеющая к нему отношение (с. 6).

В Центральном архиве ФСБ России хранятся протоколы допросов Ределя и его «собственноручные» показания. Уголовное дело на Ределя не заводилось: он умер до предъявления ему обвинительного заключения. Документы, связанные с Ределем, находятся среди оперативной переписки по делам военнопленных; эта переписка содержит разнообразные материалы, рассказывающие о дипломатической, политической и разведывательной деятельности Ределя со времен Веймарской республики и до конца Второй мировой войны, а также его показания о нацистских функционерах, с которыми он был знаком. Однако упоминаний о Валленберге в них нет.

Материалы по Ределю из «Оперативной переписки по делам военнопленных» составили основное содержание сборника. Документы по теме исследования выявлены также в «Переписке по Особой инспекции СКК в Румынии» и в деле под названием «Разведка Риббентропа».

Документы печатаются в книге без изъятий и купюр. В приложение к сборнику включены четыре схемы: «Структура Германского информационного бюро III» (эта схема составлена Ределем), «Информационная служба Риббентропа в Румынии», «Официальные пути получения информации» и «Схема агентурно-осведомительной деятельности» (с. 117-120).

Публикуемые источники относятся к периоду с октября 1944 по август 1947 гг. В «собственноручных» показаниях Редель описывает деятельность Г. Рихтера, полицейского атташе нацистской Германии в Бухаресте, консультировавшего правительство Антонеску по «еврейскому вопросу». Редель подробно рассказывает о деятельности СА, о сотрудниках «ДИС III», «об официальном составе и агентуре германских разведорганов», о работе «английской “Секрет-сервис“ в Румынии» и о многом другом. Нет там одного: новых данных о Валленберге.

Так что спор историков о Валленберге и связанных с ним узниках продолжается. «Редель… два года находился в одной камере с Раулем Валленбергом. Именно это обстоятельство вызывает у исследователей интерес к его персоне: а вдруг в протоколах допросов Редель говорит что-то о Валленберге. К сожалению, должен их разочаровать: ни слова о Рауле Валленберге там нет. И было бы абсурдно, если бы они там оказались: с какой стати следователь, который прекрасно осведомлен, с кем именно сидит Редель, вдруг начал этим интересоваться... Материалы о Вилли Ределе интересны сами по себе, так как он представлял разведку Риббентропа», - отмечал В.С. Христофоров в одном из интервью.

Аннотация / Annotation

Рецензируемый сборник документов представляет собой публикацию выявленных в архивах ФСБ России материалов в отношении оберфюрера СА Вилли Ределя, судьба которого, по мнению ряда исследователей, была связана с Раулем Валленбергом. Документы публикуются без изъятий и купюр.

A peer-reviewed documents’ miscellany is a publication of identified documents from the Russian Federal Security Service (FSB) archive about SA-Oberfuehrer Willy Roedel, whose fate, according opinion of several researchers, has been linked to Raoul Wallenberg. Documents are published without exemptions and cuts.

Ключевые слова / Keywords

Источники, Архивы ФСБ России, Вилли Редель, Рауль Валленберг, история «Третьего рейха», разведка Риббентропа («Дойче Информационcштелле III» или «ДИС III»). Russian Federal Security Service archives, Willy Roedel, Raoul Wallenberg, the history of the Third Reich, the intelligence service (bureau) of Ribbentrop (“Deutsche Informationsstelle III”, “DIS III”).

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.