| 09 Сентября 2009
В октябре 2006 г. Российскому государственному архиву кинофотодокументов исполнилось 80 лет. Непосредственный отсчет своей истории он ведет с 12 октября 1926 г., когда Коллегия Центрархива РСФСР под председательством М.Н. Покровского приняла решение об организации специального архива для концентрации в нем фото-и кинонегативов, постройке для него специального здания.
Строительство началось в мае 1927 года, а в феврале 1928 г. новое кинохранилище в г. Москве на территории бывшего Лефортовского дворца было сдано в эксплуатацию, и с этого времени архив стал комплектоваться кинофотоматериалами, обеспечивать их сохранность и учет, проводить научную обработку документов, создавать и развивать научно-справочный аппарат, вести научно-исследовательскую, методическую и информационную работу.
С тех пор многогранная деятельность архива постоянно сопровождается созданием различных документов. Исполненные документы в соответствии с заголовками номенклатуры дел группируются в дела, составляющие архив архива.
В настоящее время в архиве архива насчитывается 700 дел, из них:
• постоянного хранения - 606 дел;
• временного хранения - 94 дела. Приблизительно это более 12 тыс. листов, поэтому обзор такого материала может быть только схематическим, с акцентом на наиболее важных документах.
Но прежде чем приступить к обзору архивных материалов, следует остановиться на формировании архива архива в середине 90-х гг. прошлого века, в котором я принимала непосредственное участие. Как мне представляется, в разные периоды времени существования архива папки с исполненными документами формировали либо случайные люди, или не очень разбирающиеся в делопроизводстве, или просто недобросовестно относящиеся к порученной работе. Иначе как можно объяснить крайне плачевное состояние архива архива в 90-е годы.
Следует отметить и ошибки, допущенные при формировании папок: во многих из них документы полистно не пронумерованы, в делах постоянного хранения отсутствуют внутренние описи, заголовки дел зачастую не соответствуют номенклатуре дел и многое другое.
В 1995 г. архив архива представлял собой груду папок и множество разрозненных листов, лежавших не только на стеллажах в библиотеке, но и прямо на полу. И тогда оргметодичес-кий отдел проделал большую работу по восстановлению архива архива и его правильному формированию.
Все имеющиеся дела были разобраны по срокам хранения, разрозненные листы сформированы в папки: дела с истекшим сроком хранения списаны и уничтожены, а оставшиеся дела по действующей на тот период времени номенклатуре были сведены в две описи.
Впоследствии главный специалист орготдела Л.Ф. Макарова разработала Инструкцию по делопроизводству в РГАКФД, согласно которой установлен порядок приема, учета, подготовки, размножения, контроля исполнения, хранения и использования документов в РГАКФД. И теперь вся работа по делопроизводству ведется в соответствии с этой Инструкцией, в том числе и в части архива архива.
Начинается эта работа в структурных подразделениях, где формируются дела лицами, ответственными за ведение дел. Самое большое количество дел формируется в секретариате, в настоящее время - специалистом I категории Н.А. Богачевой.
Сформированные дела затем подлежат оформлению и по окончании года сдаются на хранение в архив архива, расположенный в помещении библиотеки.
В зависимости от сроков хранения на них составляются описи. Опись дел - это систематизированный перечень заголовков дел. Описи составляются отдельно: на дела постоянного хранения - опись № 1; на дела временного хранения -опись № 2. Нумерация дел в описях валовая. Такая нумерация обеспечивает сохранность и порядок расположения папок на стеллажах, дает возможность любому исследователю без особого труда отобрать необходимый материал. В 2005 г. архив закупил специальные короба, и теперь в них хранятся папки с документами, что значительно увеличивает сохранность документов, не говоря уже об удобстве нахождения нужного материала.
Первая папка архива РГАКФД - это дело № 1 (опись № 1) относится к маю 1938 г. В ней находятся следующие документы:
1. Положение о Центральном фоно-фото-киноархиве СССР (входившем в то время в систему Центрального архивного управления СССР), которое в июне 1938 г. было передано в ведение НКВД СССР, соответственно наш архив перешел в подчинение НКВД.
2. Положение о фоно-отделе.
3. Положение о фото-отделе.
4. Положение о кино-отделе.
Из этих Положений вырисовывается структура архива того времени, а именно:
• фоноотдел для реставрации и расшифровки документов, возглавлявшийся заведующим И.К. Здановичем;
• фотоотдел с фотолабораторией, возглавлявшийся заведующей П.И. Герасимовой;
• киноотдел с кинолабораторией и просмотровым залом, возглавлявшийся заведующей М.В. Поповой
При каждом отделе была своя секретная часть.
Возглавлял архив директор (затем - начальник), которому непосредственно подчинялись: бухгалтерия, секретариат, комендатура с охраной, хозяйственная часть и картотеки архива. Директором архива с 1936 г. был капитан госбезопасности СИ. Жбанков.
Дело № 1 архива архива (постоянного хранения) содержит в себе ценнейший материал по истории РГАКФД, поскольку дает возможность заглянуть нам в один из сложнейших периодов становления и развития архива кинофотофонодоку-ментов. Других материалов о деятельности архива за 30-е годы в архиве архива нет и крайне мало их вплоть до 1941 г. Почему же они отсутствуют до этого времени? Есть версия, что документы были конфискованы НКВД в 1936 г. после ареста директора архива А. К. Минченко и ряда сотрудников. Были ли материалы уничтожены или до сих пор хранятся в Центральном архиве ФСБ, нам неизвестно.
Следующие дела архива архива относятся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Из них мы узнаем, как складывалась жизнь архива и его сотрудников в тяжелые военные годы. А складывалась она непросто.
Уже в июле и начале августа 1941 г. наиболее ценные архивные документы (приблизительно 50% всего фонда архива), оборудование и химикаты эвакуированы в г. Саратов, где они были размещены в подвальном помещении, совершенно непригодном для их хранения: влажность была настолько высокой, что иногда превышала 100%, и архивистам приходилось постоянно просушивать хранившиеся документы. С этими документами работали 7 эвакуированных сотрудников, работа шла в нормальном режиме и возглавлял ее начальник архива СИ. Жбанков.
В связи с угрожающим положением в Москве, оставшиеся документы в 1942 г. были вывезены в подвальное помещение Областного исторического архива на ул. Ульяновская, д. 39, где режим хранения документов также не соответствовал нормам. За московский архив отвечал заместитель Жбанкова Кол-тановский. Однако 13 ноября 1941 г. все документы, эвакуированные в Саратов, были перевезены в г. Чкалов (теперь Оренбург), а в начале 1942 г. и московская часть архива была эвакуирована в г. Чкалов.
Во время войны и эвакуации архив продолжал свою напряженную деятельность. Об этом нам рассказывают материалы архива архива.
В нем имеются документы о работе московской и эвакуированных частей в годы войны, а именно: документы о комплектовании архива материалами с фронтов войны и о трудностях, связанных с этим; об учете фонофотокиноматериалов; о создании НСА, о популяризации фонофотоматериалов; о начале работы над путеводителем архива еще в эвакуации, а также документы по возвращению эвакуированных материалов в Москву.
Реэвакуация (возвращение) материалов архива из г. Чкалова в г. Москву проводилась в 1944 г. тремя партиями: первая партия прибыла в Москву 13 апреля; вторая - 8 мая; третья -22 июня 1944 г.
По результатам обследования возвращенных документов был составлен акт, в котором отмечалось, что утраченных и не исправимо поврежденных документов нет. К концу весны 1945 г. все возвращенные документы были приведены в порядок и размещены в архивохранилищах.
Далее архив работает в плановом режиме, идет массовый прием фонофотокиноматериалов, размещать которые становится все труднее из-за недостатка свободных мест в архивохранилищах. В материалах архива архива за 1951 г. мы находим записку начальника архива СИ. Жбанкова в ГАУ МВД СССР о том, что из-за перегруженности хранилищ к тому времени принимать документы некуда, и поэтому архив просит ЦСДФ продолжать временно хранить на студии документальные фильмы и журналы до первого требования ЦГАКФФД, а научно-популярные и учебные - временно концентрировать в Госфильмо-фонде.
Также в архиве архива имеются письма СИ. Жбанкова в Архивное управление о необходимости строительства нового здания хранилища под поступающие документы. Есть в делах информация и Архивного управления по строительству зданий и сооружений архива.
Например, в 1950 г. - о начале переоборудования части здания бывшего архивохранилища Управления по делам перемещенных военнопленных и интернированных лиц МВД СССР в г. Красногорске для сталинского фонда. 20 июля 1951 г. выходит приказ № 32 Начальника ГАУ об образовании комиссии по разработке планового задания на строительство зданий ЦГАКФФД в Москве и подборе для него земельного участка, т.е. сначала предполагалось не весь архив перевести в г. Красногорск, а только его Особый фонд.
Однако уже в январе 1952 г. правительство страны принимает именно такое решение. Как видно из архивного дела № 90 (постоянного хранения), перебазирование архива в Красногорск осуществлялось в несколько этапов. Началось оно 26 января 1953 г.
В сопровождении двух человек вооруженной охраны с постоянными шоферами на двух автомобилях, кузовы которых имели двойную внутреннюю обивку войлоком, перевозились документы из Москвы в Красногорск.
В деле № 90 сосредоточены все акты, договоры и переписка по организации перемещения архива в Красногорск, имеется Перечень необходимых подручных материалов и средств для осуществления данного перемещения.
Из дел узнаем, что работа по перебазированию архива в г. Красногорск должна быть завершена к 3 февраля 1953 г. Однако из-за разных обстоятельств она затягивается и продолжается достаточно долго, практически до начала лета 1953 г.
Переезд архива из Москвы в Красногорск происходил под руководством начальника архива СИ. Жбанкова. Закончив переезд, он уходит на пенсию. Последний свой приказ № 32 по архиву Жбанков подписал 19 мая 1953 г., а уже следующий приказ № 33 от 22 мая 1953 г. подписывает новый начальник архива СТ. Плешаков, который работает в этой должности до 1959 г.
Сразу же после переезда в Красногорск начинаются ремонтные работы в разных помещениях и благоустройство территории, которые идут до конца 1956 г. Архив благоустраивается и осуществляет большую производственную деятельность по концентрации кинофотофонодокументов, по их учету, хранению и использованию. Об этом нам рассказывают ежегодные планы и отчеты, хранящиеся в архиве архива. Изучение планов и отчетов помогает понять тенденции и приоритетные задачи архива в разные годы.
Для примера привожу дело № 203 постоянного хранения «План-отчет архива за 1967 год». Это юбилейный год, когда вся страна отмечала 50 лет Октябрьской социалистической революции. И архив был сосредоточен на выполнении всех плановых задач юбилейного года, а также на многочисленных мероприятиях, связанных с празднованием 50-летия Советской власти.
Согласно плану-отчету за этот год архив провел большую научно-исследовательскую и производственную работу, а именно:
• составлен целый ряд Инструкций, подготовлено научное сообщение «Основные направления и особенности комплектования архива в 1962-1967 годах»;
• выполнен большой объем научно-методических работ в области создания и усовершенствования НСА архива;
• завершено уточнение новой классификационной схемы на кинодокументы, составлен указатель к ней;
• продолжилась работа над макетом Методических указаний о создании НСА на кинофотодокументы госархивов;
• началась подготовка научного сообщения «Фотодокументы как исторический источник и организация приема их на госхранение »;
• совместно с Музеем революции издан юбилейный фотоальбом «Светом Октября», в котором помещено около 200 архивных фотографий, отражающих этапы истории Советского государства, тиражом в 50 тысяч экземпляров;
• совместно с Бюро пропаганды советского киноискусства подготовлены фотоплакаты «Дни, которые потрясли мир»;
• подготовлены фотоматериалы и оказана значительная помощь Воениздату в издании массовым тиражом фотоальбома «50 лет Вооруженных сил СССР»;
• проведены археографическая обработка и киноведческий анализ наиболее ранних и ценных киноматериалов;
• полностью выполнен план по научно-технической обработке принятых кинофотофономатериалов;
• проведен Научный совет архива, посвященный 50-летию Советской власти;
• подготовлены и проведены многочисленные юбилейные выставки, одна из которых «Моя Москва» экспонировалась в Центральном выставочном зале на Манежной площади, другая - «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции» была развернута на ВДНХ;
• организованы многочисленные кинопросмотры, проведены лекции, вечера и встречи с общественностью;
• выполнены все основные плановые работы по обеспечению сохранности документов, по внедрению новой техники и механизации, по использованию материалов архива по запросам учреждений и организаций.
В юбилейный для страны 1967 год спрос на документы архива был исключительно огромен. В течение всего года наблюдался небывалый наплыв творческих работников кино и телевидения. В архиве работали представители почти всех центральных и местных кино- и телестудий страны. Для своевременного обслуживания их в период наиболее интенсивного использования киноматериалов была организована 2-сменная работа «читального зала» киноотдела. Были обращения и из-за рубежа. Всего за год выполнен 41 запрос иностранных исследователей.
Сотрудники архива в 1967 г. опубликовали 60 статей в разных издательствах, в частности: в журналах - «Советские архивы», «Советское фото», «Огонек», «Советская музыка»; в газетах - «Красная звезда», «Литературная газета», «Неделя», «Авангард».
Вот так энергично, с большим подъемом трудился архив в 1967 году под руководством Н.А. Мышко, который был директором архива с 1959 по 1975 г. И узнаем мы об этой работе из планов, отчетов, хранящихся в делах постоянного хранения архива архива. Следующие 10 лет (с 1975 по 1985 г.) архив возглавлял О.Н. Тягунов.
В архиве архива исследователь находит штатные расписания и приказы о приеме, передвижении по службе и увольнении сотрудников за разные годы. Такого рода материалы дают детальное представление не только об архивных кадрах, но и о деятельности его отдельных сотрудников.
Интересна переписка архива с фотокорреспондентами и коллекционерами о передаче в архив фотоматериалов.
В делах архива архива содержатся акты проверки архива главком (Росархивом), сведения о приобретении нового оборудования, ремонтных работах, работе различных кружков и семинаров повышения деловой квалификации и общеобразовательного уровня даже в условиях военного времени, об организации с 1948 г. занятий по изучению технологии изготовления кинопленки, занятий по освоению новой техники.
Важную информацию дают материалы о том, как решался поставленный еще во время войны и в последующие годы вопрос о необходимости реставрации и страхового копирования кинофотодокументов, изучения вместе с Центральной научно-исследовательской лабораторией ГАУ и НИКФИ проблем старения и дефектов кинофотопленки, о начале реставрации и копирования материалов на киностудиях.
В архиве архива начиная с 1949 г. хранятся документы, которые отражают ход работы по форматированию Особого (сталинского) кинофонда, его копированию, реставрации и ликвидации в 1956 г.
В материалах с середины 50-х гг. можно видеть, сколь большое значение стало придаваться в архиве источниковедческому анализу и расшифровке съемок. Сотрудники архива с этой целью работали в библиотеках, музеях, других архивах, были организованы командировки в другие города. В это же время началось составление списков особо ценных материалов.
В делах хранятся документы о строительстве новых филь-мохранилищ. Строительство нового подземного фильмохрани-лища осуществлялось с 1956 по 1962 г. и явилось шагом вперед при практическом решении задачи обеспечения долговременной сохранности кинодокументов большой исторической важности.
Но в связи с очень большим поступлением кинодокументов в 60-70-е гг. подземные фильмохранилища быстро заполнились и снова встает вопрос о строительстве нового хранилища, которое началось в апреле 1977 г. и закончилось в июне 1982 г. Новое здание наземного фильмохранилища для кинодокументов на триацетатной основе было введено в эксплуатацию в марте 1983 г.
В 1985 г. директором архива становится Л.П. Запрягае-ва. С ее приходом существенно расширяется номенклатура дел как постоянного, так и временного хранения.
В Описи № 1 (дела постоянного хранения) появляются такие заголовки дел, как:
• протоколы заседаний дирекции и материалы к ним;
• переписка с главком (Росархивом), приказы, решения коллегии главка (Росархива);
• переписка с учреждениями и организациями по основной деятельности и по общим вопросам;
• документы по проведению архивных чтений и др.
Все эти материалы вместе с планами, отчетами рассказывают нам, как жил архив последние 20 лет, какие изменения произошли в эти годы. Их было немало. Так, постановлением Правительства РФ № 430 от 24 июня 1992 г. было изменено наименование архива, ему присвоено название «Российский государственный архив кинофотодокументов», который непосредственно подчиняется Росархиву и является некоммерческим научным учреждением, осуществляющим комплектование, постоянное хранение, научную разработку и использование ки-новидеофото документов ».
2 апреля 1997 г. Президентом РФ подписан Указ № 275 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ». В этот свод вошел и РГАКФД.
Это было очень важное событие в истории архива, так как была дана высокая оценка хранящимся кинофотодокументам и творческому труду нескольких поколений архивистов, которые, начиная с рождения архива и по сей день, с большой любовью и заботой сохраняют бесценные для истории и культуры России материалы кино- и фотосъемки.
В настоящее время РГАКФД - крупнейшее в мире хранилище киновидеофотоматериалов - ведет активную, многогранную деятельность по дальнейшему его комплектованию. Каждый год архив принимает на хранение документы от киновидеостудий, информационных агентств, редакций газет и журналов, из частных собраний, которые он хранит и всесторонне использует. И вся эта многообразная деятельность РГАКФД отображена в делах архива архива, материалы которого также бесценны для нас, как и киновидеофотодокументы, поскольку они подробно, убедительно и правдиво рассказывают о 80-летней истории архива.