Выбор читателей:

МЕЧТАТЕЛЬ, МЕЦЕНАТ И УЧЕНЫЙ: ГЛАВАРХИВ — О СОЗДАТЕЛЕ ПЕРВОГО АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ДМИТРИИ РЯБУШИНСКОМ

News image

Небо и полеты всегда волновали людей. Однако только в начале ХХ века с появлением аэропланов в этой области произошел настоящий пр...

РАДИО, КИНО, АУДИОЗАПИСИ НА УРОКАХ: ГЛАВАРХИВ — О ТОМ, КАК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕДРЯЛИ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

News image

К середине 1960-х годов развитие радио, телевидения и звукозаписи в СССР было достаточным для того, чтобы использовать эти технические средства в ...

НАУЧНЫЕ ВЫСТАВКИ И НАДУВНОЙ СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ: ГЛАВАРХИВ – О ТОМ, КАК ПРОВОДИЛИ ДОСУГ МОСКВИЧИ В НОЯБРЕ 1984 ГОДА

News image

В Главархиве хранятся подшивки газет за разные десятилетия ХХ века. По ним можно изучать события, которые происходили в повседневной жизни го...

«МОСКОВСКИЕ ИСТОРИИ. АРХИТЕКТОР А.С. КАМИНСКИЙ». ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА В ГЛАВАРХИВЕ МОСКВЫ

С 18 мая по 20 июня 2010 года в "Белых палатах на Пречистенке" проходила историко-документальная выставка «Московские истории. Архитектор А.С. Каминский», организованная Главным архивным управлением города Москвы и Комитетом по культурному наследию города Москвы в рамках проведения Дней исторического и культурного наследия Москвы. Экспозиция приурочена к 180-летию со дня рождения зодчего, родившегося на территории современной Украины, учившегося архитектуре в Санкт-Петербурге, но всю свою жизнь и творчество связавшего с Москвой.

Имя московского архитектора Александра Степановича Каминского знакомо, пожалуй, немногим москвичам. Однако трудно назвать другого зодчего конца XIX века, который оставил бы такое же богатое архитектурное наследие в нашем городе. Архитектурный ансамбль Третьяковского проезда и комплекс зданий Государственной Третьяковской галереи, особняк на Гоголевском бульваре, где ныне разместился Российский фонд культуры, и здание Торгово-промышленной палаты России на улице Ильинка, дома на Кузнецком мосту, Неглинке и Лубянке, Пречистенке и Большой Никитской… Все это – лишь немногие из почти сотни зданий, внесенных в список объектов культурного наследия города Москвы, построенных архитектором А.С. Каминским.

Александр Степанович Каминский родился 28 декабря 1829 г. (ст. стиль) в семье дворянина Волынской губернии. После окончания курса гимназии он, по примеру старшего брата Иосифа, в 1848 г. поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В 1857 г., получив диплом на звание классного художника, А.С. Каминский отправился в Италию для продолжения образования. Знакомство во время этого путешествия с П.М. Третьяковым определило личную судьбу будущего архитектора – в 1862 г. он стал зятем П.М. и А.С. Третьяковых, женившись на их сестре Софье.

На выставке впервые представлены документальные материалы Центрального исторического архива Москвы, связанные с венчанием А.С. Каминского и С.М. Третьяковой Среди них – выписка из свидетельства об утверждении рода Каминских в дворянском достоинстве и выписка из аттестата, выданного А.С. Каминскому Санкт-Петербургской Императорской Академией художеств. Несомненный интерес у посетителей вызовут письма А.С. Каминского, а также С.М. Третьяковой к П.М. Третьякову из фондов Государственной Третьяковской галереи. Рассказ о личной жизни архитектора дополняют фотографии из частного собрания Е.С. Хохловой.

В 1860 г. по приглашению К.А. Тона, возводившего в то время в Москве Храм во имя Христа Спасителя, Александр Степанович приехал в первопрестольную и начал свою архитектурную деятельность, участвуя в работах по созданию внутреннего убранства Храма. Дальнейшую профессиональную судьбу зодчего определило близкое родство с семьей Третьяковых: А.С. Каминский являлся фактически их семейным архитектором.

Проекты особняков, реализованные для родственников, принесли зодчему известность среди знатных представителей московского купечества. Помимо выполнения частных заказов, с 1867 по 1892 г. А.С. Каминский занимал должность ведущего архитектора Московского купеческого общества: возводил деловые здания и доходные дома, гостиницы и склады, училища, больницы и богадельни, застраивая подчас целые кварталы в различных частях города. Документы о строительстве комплекса зданий во владениях Арнольдо-Третьяковского училища по Донской улице и Солодовниковской богадельни по улице Щипок дают представление об этой стороне деятельности зодчего.

Большое место в творчестве А.С. Каминского занимало церковное зодчество: он проектировал соборы, церкви и колокольни; по его эскизам производили внутреннюю отделку храмов и расписывали иконостасы.

О высоком мастерстве зодчего говорит и тот факт, что он совместно с архитектором А.Е. Вебером участвовал в проектировании и строительстве на Ходынском поле комплекса сооружений Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 г. Генеральный план выставки, разработанный этими архитекторами, впервые представлен среди экспонируемых документов.

Но судьбе было угодно испытать Александра Степановича на прочность. В 1888 г. на Кузнецком мосту неожиданно обрушился доходный дом Московского купеческого общества, строившийся по проекту зодчего. Каминский был признан виновным в случившемся. На выставке представлен обвинительный акт по делу архитектора А.С. Каминского, привлеченного к суду за обрушение стены дома Московского купеческого общества. Так удачно складывавшаяся карьера архитектора оборвалась…

Главная тема выставки — творчество зодчего А.С. Каминского. Яркий представитель поздней эклектики, он никогда не следовал единственному стилю: для каждого типа здания и каждого заказчика у него находилось своё, не связанное стилевыми условностями решение. Многочисленные архивные материалы: проекты фасадов зданий и эскизы, выполненные Александром Степановичем, — убедительное доказательство мастерства архитектора.