Выбор читателей:

Немецкие школьники и историки В ОРАДУР-СЮР ГЛАН - «ФРАНЦУЗСКОЙ ХАТЫНИ»

В рамках программы немецкого Бундестага для молодежи «Жертвы национал-социализма в годы Второй мировой войны», работающей с 1998 г., немецкие школьники в 2008 г. посетили лагеря Терезин, Ревенсбрюк, Бухенвальд, встретились с теми, кто видел геноцид своими глазами, имели возможность ознакомиться с мнением историков.

Так, например, недельная программа, посвященная освобождению Освенцима, началась 21 января 2009 г. со встречи учащихся со специалистами, организовавшими в Гамбурге выставку о преступлениях вермахта. Школьники прослушали лекции историков Вольфанга Кайзера "Ваффен СС", Йохена Гукеса "Окончательное решение еврейского вопроса во Франции", Нины Риц "За кулисами выставки: поиск следов в Еврейском музее", Яна Фальбуха " Послевоенные процессы над нацисткими преступниками: судьи, адвокаты, свидетели и расследование", Анны Розенхайн- Осольской "Польские жертвы национал-социализма", Сюзанны Тервей "Преступники, жертвы и Сопротивление на местах по материалам РСХА".

В Париже немецкие школьники начали визит с посещения Мемориала Катастрофы. Сообщаем подробнее о лекции, посвященной свидетельствам третьих лиц о геноциде, на которой присутствовала руководитель представительства журнала «Вестник архивиста» В.Б. Прозорова 23 января 2009 г.

После приветствия о. Поля Гугенхейма, координатора научных программ недавно открытого католического научно-выставочного центра «Коллеж де Бернардэн», г-жа Биргид Ашингер рассказала слушателям о молодежной программе Бундестага.
 
Ведущий французский специалист по Гейдриху и «окончательному решению еврейского вопроса» Эдуард Юссон в своем вводном слове о работе международной ассоциации «Яхад ин Унум» подчеркнул, что проблема совести в отношении геноцида стоит особенно остро, так как в данном случае убийцы видят своих жертв «от начала и до конца акции». Представители католического учебного центра «Коллеж де Бернардэн» объяснили школьникам, что католики изучают Холокост, как отказ от веры и моральных ценностей, которые она несет, поскольку для них невозможно мыслить Евангелие без Библии и союза еврейского народа с Богом.

Председатель международной ассоциации «Яхад ин Унум» историк Патрик Дебуа рассказал, что уже 4 года во главе коллектива единомышленников он интервьюирует свидетелей геноцида не-евреев, проживающих на территории бывших советских республик. П. Дебуа объяснил, как экспедиция ищет свидетелей на местах, и насколько ему помогает в этой непростой работе профессиональный опыт и нейтральный статус католического священника. Это тем более важно, что данная программа по устной истории собирает индивидуальную память частных лиц, состоявших в соседских, не всегда простых отношениях, с погибшими евреями.

Как верно говорил Кардинал Парижский Люстижье, один из основателей «Яхад ин Унум»: «Правда о катастрофе евреев на Востоке живет в памяти простых бедных людей». Большинство из 850 опрошенных «Яхад ин Унум» свидетелей были в 1941-1944 гг. детьми и подростками и по этой причине не давали показаний для Государственной чрезвычайной комиссии. Изучение Документов ГЧК, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) (Ф. Р-7021) и микрофильмированных в 1990-х гг. Вашингтонским мемориальным музеем Холокоста, являются одними из важнейших этапов подготовки экспедиции на места.

При пересечении информации актов и протоколов ГЧК с данными, собранными Центральным бюро по расследованию преступлений нацизма в Людвигсбурге (земля Баден-Вюртемберг), подтверждаются важнейшие данные о местах и участниках преступлений. Более, того, опрошенные в 2004-2008 гг. свидетели вспоминают указанные в актах ГЧК членов местных комиссий и имена жертв. Таким образом, долгое время бытовавшее среди западных историков Холокоста мнение о советских архивах, как об идеологизированных и малоинформативных, оказывается полностью опровергнутым благодаря работе "Яхад-ин Унум". Фотографии из частных и государственных, советских и германских архивов используются и при подготовке экспедиции, и при работе с очевидцами.

Хотя «Яхад ин Унум» не вскрывает ямы-могилы, чтобы не нарушать религиозные запреты ортодоксального иудаизма, баллистическая экспертиза систематически проводится на местах расстрелов. Найденные пустые гильзы являются настоящим доказательством, так как каждая из них имеет свой заводской номер, благодаря которому она может быть идентифицирована. Кроме гильз, металлоискатель иногда находит и выброшенные обреченными на расстрел ритуальные предметы. Поскольку у «окончательно решавших еврейский вопрос» германских подразделений был принцип «каждому еврею по пуле», то и документировать это растянутое во времени (1941-1944) и пространстве (от Карпат до Подмосковья) преступление тоже необходимо расследовать километр за километром, в каждой деревне.
 
После просмотра документального фильма «Забытая катастрофа» о работе «Яхад-ин Унум», П. Дебуа ответил на вопросы гостей. Отвечая на вопрос об украинском антисеметизме, он подчеркнул, что если во Франции или в Германии после воскресной мессы священник попросит непосредственных свидетелей расстрелов евреев или лиц, реквизированных немцами для их перевозки и охраны, остаться для интервью, то у такого священника будут проблемы. А в украинской церкви прихожане бывают только рады выговориться. Если бы на современном постсоветском пространстве процветал антисемитизм, то работа «Яхад – ин Унум» была бы невозможна.

Далее Эдуар Юссон представил школьникам легендарную личность, бывшую узницу Освенцима № 78651 Симону Вейль, посвятившую свою послевоенную политическую карьеру европейскому строительству, бывшую не только министром здравоохранения Франции, но и председателем Европарламента. Симона Вейль постаралась объяснить школьникам, что Холокост, как отход от моральных приницпов начался с ощущения некоторыми немцами себя лучше других: сначала лучше умственно отсталых и инвалидов, затем лучше евреев и восточных славян. Селекция стала сутью режима, желавшего опираться только на совершенных людей. Селекция на пригодных и непригодных, например, к труду, шла и в концентрационных лагерях. Чтобы избежать газовой камеры 16-летняя Симона, по совету других узников, сказала, что ей уже исполнилось 18 лет.

Симона Вейль подчеркнула, что, несмотря на ужасы Освенцима, она никогда не отождествляла Германию и нацизм. Сразу после возвращения из лагеря она стала думать о необходимости построить единую Европу, чтобы порвать с логикой реванша, определявшей франко-германские отношения в 1871-1939 гг. Для нее было особенно отрадно, что в 1998 г. президент Бундестага посетил с визитом Израиль и Францию и призвал другие народы каждодневно бороться с ненавистью.

Ришар Паскье, президент Представительного совета еврейских организаций Франции (CRIF), рассказал, что его семья, пережившая геноцид в Польше, бежала во Францию после погрома в Кельце в 1946 г., в котором, из-за обвинений в ритуальных преступлениях, погибли все вернувшиеся из лагерей евреи города. В семье Паскье при детях никогда не говорили о геноциде, до процесса Эйхмана в 1961-1962 гг., по поводу которого разгорелся настоящий спор между поколениями, между теми, кто знал и помнил правду, и теми, от кого ее всячески напрасно оберегали. Р. Паскье подчеркнул, что исходя из истории своей семьи и своего личного опыта, считает необычайно важным передавать молодым поколениям память о Холокосте, во избежание новых конфликтов, основанных на расовой ненависти.

Примечательно не только то, что из Парижа группа немецких школьников направилась во "французскую Хатынь", деревню Орадур-сюр Глан (департамент 87, От-Вьен), сожженную Ваффен СС 10 июня 1944 г. Примечательно, что в состав данной группы входил и двоюродный внук одного из убитых эсэсовцами жителей Орадура. Неделя завершилась торжественой церемонией в честь освобождения Освенцима 27 января 1945 г. и встречей с президентом Бундестага.


Dans le cadre du programme du Bundestag allemand pour la jeunesse "Les victimes du national - socialisme durant la Deuxième Guerre mondiale", un groupe d’élèves allemands a été reçu à Paris au Collège des Bernardin http://www.collegedesbernardins.fr/, pour une matinée consacrée aux travaux de Yahad-in-Unum http://yahadinunum.org.
Après la projection du film « La Shoah oublié » Patrick Desbois a expliqué aux élèves la nécessité de collecter les preuves de tiers-personne sur la Shoah à l’Est et la spécificité des approches sientifiques de Yahad-in Unum, basées sur le croisement des sources soviétiques, allemandes, et les témoignages des gens simples ayant assisté aux fusillades massives de la population juive dans leur jeunesse qui n’avaient jamais interrogés à ce sujet depuis.

Les interventions de E. Husson , responsable du séminaire "Ecrire l’histoire de la Shoah aujourd’hui" http://www.wmaker.net/seminaireshoah , de Mme le Ministre Simone Veil et du Président du CRIF Dr. Richard Prasquier Président ont placées l’œuvre de Yahad-in Unum dans le contexte du combat pour la mémoire et la construction européenne.