«ГДЕ КАЖДЫЙ КАМЕНЬ – ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ. СТАЛИНГРАД. 1924–1967». ОТКРЫТИЕ ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ 30 ноября 2023 г.
| 05 Декабря 2023
30 ноября 2023 г. в Галерее ВХУТЕМАС при Московском архитектурном институте (МАРХИ), одном из старейших учебных заведений в сфере архитектуры и градостроительства в России (ул. Рождественка, 11, стр. 4), открылась историко-документальная выставка «”Где каждый камень – памятник героям…”. Сталинград. 1924–1967».
Организаторы выставки – Федеральное архивное агентство и Российское историческое общество. Участники проекта – Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ, координатор проекта), Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Российский государственный архив экономики (РГАЭ), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД), Российский государственный военный архив (РГВА), Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ГКУВО) и Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева. Генеральным спонсором выступило ПАО «Транснефть», финансовую поддержку оказал Фонд «История Отечества».
Выставка посвящена истории становления Сталинграда как индустриального города СССР в 1930-х гг., города, олицетворившего беспримерную стойкость, героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны, и истории восстановления Сталинграда из руин после изгнания немецко-фашистских захватчиков в январе 1943 г., создании и открытии мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы и его центрального элемента – скульптуры «Родина-мать зовет!» в 1967 г.
На торжественной церемонии открытия выступили Председатель Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки Российской Федерации С.Е. Нарышкин, руководитель Росархива А.Н. Артизов, вице-президент ПАО «Транснефть» В.А. Каланда, ректор МАРХИ, академик Д.О. Швидковский.
«После окружения и разгрома гитлеровских войск под Сталинградом перед страной стала задача восстановления города. Эта задача была столь же трудной, как и оборона города. В возрождении Сталинграда приняли участие тысячи и тысячи профессиональных строителей и, конечно же, сами горожане», – сказал С.Е. Нарышкин. «Мне представляется, что в наши дни, когда всей страной восстанавливается освобожденный Мариуполь и другие города и поселки Донбасса и Новороссии, эта выставка является достаточно актуальной. Уверен, что она станет знаковым событием в культурной жизни нашей страны». Также С.Е. Нарышкин подчеркнул символичность совпадения юбилея Победы под Сталинградом со 150-летием великого советского архитектора А.В. Щусева, который долгие годы преподавал во ВХУТЕМАСе, ныне МАРХИ.
А.Н. Артизов в своем выступлении отметил, что во время работы с документами выставки, стало очевидным, что невозможно рассказать об истории восстановления Сталинграда вне контекста его довоенного развития и последующего увековечения памяти защитников города. Именно поэтому хронологические рамки выставки с 1924 г. по 1967 г. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, «Сталинград навечно стал символом несокрушимости нашего народа, самой силой жизни», – «именно в этом мы видели свою главную задачу при подготовке выставки: на примере истории трудового и боевого подвига города показать несгибаемый дух нашего народа, его неизменную способность к созиданию», – подчеркнул А.Н. Артизов.
В.А. Каланда отметил, что для всех россиян Сталинградская битва наполнена особым смыслом. Он вспомнил слова Л.И. Брежнева на торжественном открытии мемориала на Мамаевом кургане 15 октября 1967 г.: «Если бы в окопах Сталинграда не стояли плечом к плечу сыны России и Украины, Белоруссии и Прибалтики, Кавказа и Сибири, Казахстана и Средней Азии – не было бы сталинградской победы».
Ректор МАРХИ Д.О. Швидковский сказал, что для архитекторов Сталинград предстает в трех ипостасях: его история до войны – идеальный советский современный город, потрясающий памятник градостроительства, который был уничтожен фашистами; восстановление города – одно из величайших достижений советской архитектуры, едва ли не лучший ансамбль, который был создан архитекторами, связанными с МАРХИ; и третья ипостась – великий памятник Победы – мемориал, созданный Е.В. Вучетичем и инженером Н.В. Никитиным.
Для участников торжественной церемонии открытия директор Российского государственного архива новейшей истории И.А. Пермяков провел экскурсию по экспозиции.
Представленные на выставке документы показывают, что к началу 1930-х гг. Сталинград превратился в символ индустриализации. Выгодное экономико-географическое положение, развитие водного и железнодорожного транспорта, появление многочисленных промышленных предприятий позволили ему стать одним из стратегических центров страны. 12 июля 1926 г. состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода на северной окраине Сталинграда. Сталинградский тракторный завод строился в рекордные сроки – всего 11 месяцев.
Мирная жизнь Сталинграда, как и всей страны, прервалась 22 июня 1941 г. Уже 23 августа немецкая авиация провела первую массированную бомбардировку города, которая вывела из строя многие заводы, электростанции, водопровод, а начавшийся пожар охватил жилые кварталы. Однако боевой дух, волю к победе защитников Сталинграда было не сломить. На защиту родного города сталинградцы встали плечом к плечу с бойцами Красной Армии: Сталинградский тракторный завод продолжал выпускать танки и производить ремонт техники даже в дни Сталинградской битвы. В сентябре 1942 г., когда в центре города шли бои, тракторный завод передал войскам 200 танков и 40 моторов. И только 5 октября 1942 г., когда завод был полностью выведен из строя, рабочие прекратили ремонт боевых машин. Защитники города сражались за каждый квартал, каждую улицу, каждый дом: в течение 58 дней героически держала оборону группа советских бойцов под командованием старшего сержанта Я.Ф. Павлова в доме, ныне носящем его имя («Дом Павлова – Дом Солдатской Славы»).
Один из важных сюжетов выставки – процесс возвращения города к мирной жизни и послевоенного восстановления Сталинграда. В ходе бомбардировок и ожесточенных уличных боев Сталинград превратился в руины. Разрушения были столь значительны, что многие эксперты, в том числе иностранные, считали, что город невозможно восстановить на прежнем месте. Так, личный представитель президента США Дж. Э. Дэвис, посетивший Сталинград летом 1943 г., заявлял советскому руководству: «Ваш город лучше строить заново на новом месте, скажем, севернее или южнее нынешних руин. Восстанавливать погибший город намного труднее и, главное, дороже, нежели построить новый». Однако подобные предложения в СССР даже не рассматривались. Руководство страны официально объявило о начале полномасштабного восстановления города принятием 4 апреля 1943 г. постановления Государственного комитета обороны «О первоочередных мероприятиях по восстановлению хозяйства Сталинграда и Сталинградской области». Главное внимание в документе уделялось возобновлению работы градообразующих предприятий – Сталинградского тракторного завода им. Дзержинского (СТЗ), металлургического завода «Красный Октябрь», сталинградской государственной районной электростанции и др. В итоге к середине 1944 г. объединенными силами местных и приезжих строителей были запущены 102 промышленных предприятия. Были открыты школы, детские сады на 300 мест, больницы на 120 коек, в городе заработал первый кинотеатр.
В экспозиции представлены документы, показывающие процесс выработки градостроительной концепции восстановления Сталинграда и поиски архитектурно-художественного решения воссоздаваемого города. Участие в этой работе приняли лучшие творческие силы Советского Союза: К.С. Алабян, Е.В. Вучетич, Б.М. Иофан, А.В. Щусев и другие.
В 1944 г. в СССР был объявлен первый конкурс на лучший проект центральной части Сталинграда, в котором участвовали как известные архитекторы, так и простые граждане. Конкурс 1944 г. остался без видимых результатов. В 1945 г. провели второй закрытый конкурс. Наконец, в 1946 г. на основании материалов конкурсного проектирования группа Академии архитектуры под руководством академика К.С. Алабяна создала окончательный проект застройки центра Сталинграда. Однако, после принятия в 1955 г. постановления ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», проект, предложенный К.С. Алабяном не был реализован в полном объеме.
Важной вехой в формировании современного облика Сталинграда – Волгограда стало сооружение в 1959–1967 гг. по проекту и под непосредственным руководством скульптора Е.В. Вучетича и инженера Н.В. Никитина мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане. Лидер Советского государства Л.И. Брежнев в речи на торжественной церемонии открытия мемориала 15 октября 1967 г. так охарактеризовал значение подвига сталинградцев: «Этот монумент – дань героическим сынам и дочерям Советской страны, которые своей стойкостью, беззаветным мужеством, кровью своей завоевали победу. Здесь, на этой земле, они повернули ход судьбы, заставив ее идти от мрака к свету, от порабощения к свободе, от смерти к жизни. … Там, где были руины и пепелища, вырос светлый и радостный город – город широких набережных и утопающих в зелени проспектов, современных заводов и фабрик. Новый Волгоград – это тоже монумент нашей победы – победы в мирном труде, победы в созидании».
Среди других сюжетов, представленных на выставке:
• формирование градостроительной политики Советского Союза и вопросы переустройства социалистического быта; работа над проектом «Проект большого Сталинграда» выполненная в 1930-х годах выдающимися советскими архитекторами В.Н. Семеновым и Д.М. Соболевым;
• эскизные проекты ансамбля центральной части Сталинграда, выполненные в 1943 г. А.В. Щусевым, Б.М. Иофаном, Г.П. Гольцем, В.Н. Симбирцевым;
• генеральный проект застройки Сталинграда 1945 г., выполненный техническим бюро Академии архитектуры СССР под руководством К.С. Алабяна;
• эскизные проекты Дворца Советов в Сталинграде, выполненные выдающимися советскими архитекторами – И.В. Жолтовским, Н.Я. Колли, Г.П. Гольцем, Л.В. Рудневым;
• проекты центрального монумента посвященного увековечиванию памяти защитников Сталинграда, архитекторов Г.А. Захарова, А.К. Бурова, И.Н. Соболева.
Полнотекстовые электронные копии всех архивных документов, фотографий, карт, представленных в экспозиции, доступны в одноименном интернет-проекте на сайте Российского государственного архива новейшей истории