Выбор читателей:

АВГУСТЕЙШИЕ РИСОВАЛЬЩИКИ. ВЫСТАВКА РИСУНКОВ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III, ЕГО ЖЕНЫ И ДЕТЕЙ В ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЕ (ИЗ ФОНДОВ ГА РФ)

19 сентября 2006 г. в Парадном вестибюле Оружейной палаты открылась выставка «Рисование в семье императора Александра III», подготовленная совместно сотрудниками Государственного архива РФ и Государственного музея-заповедника «Московский Кремль». Она была приурочена, наряду с другими мероприятиями, к церемонии перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны. Эта выставка, несомненно, вызвала неподдельный интерес у самой широкой публики, независимо от возраста и уровня образования.

Основанная на документах Государственного архива РФ, часть из которых демонстрировалась впервые, экспозиция была обогащена и украшена изящными, в основном, мемориальными «безделушками» из Кремлевских фондов, среди которых, например, был такой шедевр, как яйцо «Память Азова» работы Фаберже.

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Эти иронические строки поэта, разумеется, не относились к высшему столичному дворянству, еще менее они касались членов императорской фамилии. Традиционно, со времен Екатерины II, дети императора получали основательное разностороннее образование. Понятно, что обучение девочек и мальчиков было разным по содержанию (девочек не учили военной стратегии и тактике, они не занимались ружейными приемами и фортификацией), но изящным искусствам обучались и те и другие в полном объеме, который включал занятия танцами, игру как минимум на одном музыкальном инструменте, освоение навыков рисунка и живописи.

Любопытное обоснование необходимости обучать детей музыке и рисованию изложил во всеподданнейшей записке «Об устройстве учебных занятий великого князя Николая Александровича на предстоящий 1877-1878 учебный год» воспитатель старшего сына Александра III Г.Г. Данилович: «Рисование и уроки на фортепиано вводятся с целью развития органов зрения и слуха; по всем вероятиям, занятия по этим предметам откроют впоследствии возможность преследовать в образовании и эстетические цели».

Дети занимались рисованием в течение всего общеобразовательного курса, который продолжался восемь лет. На «развитие органов зрения» отводилось два часа в неделю. Менялись изучаемые предметы, усложнялась программа, увеличивалась еженедельная нагрузка, доходившая до 48 часов в неделю, но два урока рисования неизменно присутствовали в расписании. Так было в годы учебы Александра III и его братьев, та же система обучения была и у его детей.

Под руководством опытных преподавателей все августейшие дети, конечно, в разной степени, но в целом вполне сносно овладевали техникой рисования и живописи. Некоторые из них, приобретя привычку к этим упражнениям, не оставляли это занятие и по завершении образования. К их числу относился великий князь Александр Александрович (1845-1894), который обучался рисованию у профессора живописи Николая Ивановича Тихобразова (1820-1874). Позже Александр Александрович возобновил занятия, продолжив рисовать вместе с женой Марией Федоровной под руководством академика Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896). По мнению Боголюбова, в этом отношении «на цесаревича имела влияние его юная супруга, которая очень усердно рисовала акварелью, имея достаточную подготовку в рисунке для дамы ее высокого положения».

Второй сын царя-освободителя Александра II, великий князь Александр Александрович в 20 лет стал наследником-цесаревичем после смерти старшего брата Николая Александровича. В 1866 г. он женился на датской принцессе Дагмар, ставшей после принятия православия великой княгиней Марией Федоровной (1847-1928). По свидетельству того же А.П. Боголюбова, любовь к искусству и занятиям живописью она унаследовала «от своей матушки королевы датской, которая сама писала очень усердно картины, почему и принцесса Дагмара занималась искусством со своей августейшей родительницей».

После восшествия на престол в 1881 г. Александр III из-за загруженности делами оставил занятия художествами, сохранив на всю жизнь любовь к искусству. Его обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур была передана им в основанный по его инициативе Русский музей.

У Марии Федоровны и Александра III было пятеро детей: Николай (1868-1918), будущий император Николай II, Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918) и Ольга (1882-1960). Все они получили традиционное домашнее образование, в рамках которого успешно прошли курс рисования у академика живописи Кирилла (Карла) Викентьевича Лемоха (1841-1910). Регулярные уроки рисования принесли свои плоды: дети получили хорошие навыки в технике рисунка.

Самой увлеченной ученицей К.В. Лемоха оказалась младшая дочь императора - Ольга Александровна. Она вспоминала: «Мне разрешили держать в руках карандаш даже на уроках географии и арифметики. Я лучше усваивала услышанное, если рисовала колосок или какие-нибудь полевые цветы». Этому увлечению великая княгиня осталась верна до конца жизни.

Для других детей рисование также стало привычным занятием. По примеру Марии Федоровны, которая часто украшала свои письма легкими акварельными набросками, они иллюстрировали свои письма и дневниковые записи. К именинам, дням рождений и другим праздникам дети дарили родителям свои рисунки с дарственными надписями.
 
Как и планировал воспитатель наследника, регулярными уроками рисования, помимо «развития органов зрения», были достигнуты и эстетические цели. Все дети императора Александра III любили искусство, регулярно посещали художественные выставки. Николай Александрович, как и его отец, увлекавшийся собирательством, обогатил Русский музей замечательной коллекцией икон. Он был не чужд и современному искусству, выделяя ежегодно из личных средств 12 тысяч рублей на издание лучшего художественного журнала России - «Мир искусства».

Свои портреты императоры Александр III и Николай II заказывали лучшим русским художникам своего времени - И.Е. Репину и В.А. Серову.

На этой выставке не было этих портретов, на ней вообще не было живописных шедевров. Были представлены лишь любительские упражнения в художествах, которые интересны не столько уровнем мастерства, сколько именами их авторов.

Память о прошлом должна быть живой и разнообразной. Уцелевшие в огне войн и революций рисунки, фотографии, письма, хранящиеся ныне в ГА РФ, а также драгоценные мемориальные предметы из фондов Кремлевских музеев оживляют наше представление о прошлом, делая его зримым и многоликим.

Небольшая по объему, но богатая по содержанию, эта выставка явилась еще одним, бесспорно удачным, примером сотрудничества архивистов и музейщиков в подготовке совместных экспозиций, где предметы искусства и документы дополняли и взаимно обогащали ДРУГ друга.