Выбор читателей:

МЕЧТАТЕЛЬ, МЕЦЕНАТ И УЧЕНЫЙ: ГЛАВАРХИВ — О СОЗДАТЕЛЕ ПЕРВОГО АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ДМИТРИИ РЯБУШИНСКОМ

News image

Небо и полеты всегда волновали людей. Однако только в начале ХХ века с появлением аэропланов в этой области произошел настоящий пр...

РАДИО, КИНО, АУДИОЗАПИСИ НА УРОКАХ: ГЛАВАРХИВ — О ТОМ, КАК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕДРЯЛИ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

News image

К середине 1960-х годов развитие радио, телевидения и звукозаписи в СССР было достаточным для того, чтобы использовать эти технические средства в ...

НАУЧНЫЕ ВЫСТАВКИ И НАДУВНОЙ СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ: ГЛАВАРХИВ – О ТОМ, КАК ПРОВОДИЛИ ДОСУГ МОСКВИЧИ В НОЯБРЕ 1984 ГОДА

News image

В Главархиве хранятся подшивки газет за разные десятилетия ХХ века. По ним можно изучать события, которые происходили в повседневной жизни го...

«СВИДЕТЕЛЬСТВА О ВОЙНЕ : ПЕРСПЕКТИВЫ СОВМЕСТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ». МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ Г. КАН – НИЖНЯЯ НОРМАНДИЯ 21 И 22 МАЯ 2013 г.

Печать PDF




21 и 22 мая 2013 г.в университете г. Кан – Нижняя Нормандия (Франция) прошла Международная конференция на тему: «Свидетельства о войне : перспективы совместного исследования и трансдисциплинарность». Ее целью стало рассмотрение устных и письменных документов о Второй мировой войне в аспекте взаимодействия различных дисциплин. В конференции приняли участие исследователи, работники архивов и музеев из шести стран: Франции, Италии, России, Германии и Великобритании и Швейцарии.



Первым вопросом, поднятым участниками, стал вопрос общеевропейского подхода об исторической памяти. В своем докладе Кристиан Гудеус (Christian Gudehus), сотрудник Института культурологии г. Эссен (Германия), обратил внимание на то, что всякое определение «европейский» имеет функцию, цель и зависит от политической задачи. Поэтому прежде, чем обсуждать европейский дискурс о прошлом, следует определить его семантические и структурные характеристики; понять, как он создавался. Это тем более необходимо, что понятие памяти, как показывает практика, не принимает в обязательном порядке форму повествования, а может существовать в виде сформировавшегося социального опыта, ментальных моделей и институтов. Таким образом, давно сложившиеся системы (социумы) имеют иной подход к исторической памяти, чем сообщества молодые.

Социологическая тема опыта и ментальных моделей нашла продолжение в серии докладов о бомбардировках Европы в годы Второй мировой войны. Так, британский исследователь Эндрю Напп (Andrew Knapp) из университета г. Рединг, показал, что воспоминания о войне во многом зависят от трактовки событий как прессой и политическими силами, так и самими участниками событий. Показательны в этом плане три эпизода бомбардировок в Великобритании, Франции и Италии. Если бомбардировка «Лондонский блиц» приобрела для англичан статус национального мифа, то в коллективной памяти французов бомбардировки союзников, приведшие к гибели тысяч мирных жителей, составляют малозаметный, некомментируемый факт военных лет. В Италии замалчивание исторической правды смешано с чувством вины и обиды на фашистский режим, ставший причиной катастрофы.



Анализируя значение бомбардировок в жизни французов, которые пережили их в детском возрасте, Линдси Додд (Lindsey Dodd) (университет г. Хаддерсфилд, Великобритания) постаралась показать, что методология изучения устных рассказов позволяет историку лучше увидеть связь между настоящим и прошлым, подчеркнуть ценность личных свидетельств о событиях национального масштаба и влияние их на судьбы конкретных людей. По мнению докладчицы, анализ рассказов дает возможность понять, что бомбардировки остаются живым и мощным фактом воспоминаний очевидцев. Однако в массовом сознании французов они по-прежнему вытесняются в тень доминирующей темой «сопротивление - коллаборационизм».

В той же социологической парадигме немецкий исследователь Мальте Тиссен (Malte Thiessen) (университет им. Осецкого, Олденбург) изложил идею необходимости расширения представлений о формировании памяти и недостаточности привычной повествовательной модели. Рассматривая бомбардировки Гамбурга британскими и американскими ВВС летом 1943 г., докладчик особо подчеркнул взаимосвязь между семейной и общественной историей, городской средой и личными переживаниями, связанными с локальными «местами памяти».

В выступлениях, затрагивающих тему памяти о событиях на Восточном фронте Второй мировой войны, доминировал архивно-источниковедческий и литературно-исторический подход. Доклад М.М. Альтман (Российский государственный архив экономики, г. Москва) затронул особенности комплекса массовых источников личного происхождения о Великой Отечественной войне – их выявлению, анализу в вводу в научный оборот. Как было сказано в докладе, документы личного происхождения (письма, дневники, воспоминания) отражают самые разные социальные, общественные и духовные стороны жизни человека и общества. Среди них – осознание истории войны через восприятие и оценки солдат Великой Отечественной; воссоздание «повседневной жизни» на фронте и в тылу; нравственные, психологические и другие личностные аспекты военных лет. Источниковедческий анализ данного комплекса документов не только помогает избежать стереотипов в оценке событий, но и открывает новые перспективные направления исследования темы войны. Теме поиска, изучения и использования писем и дневников участников войны было посвящено также выступление заведующего архивным отделом НПЦ «Холокост» Л.А. Терушкина. Докладчик рассказал об опыте работы по сбору документов военнослужащих-евреев, принимавших участие во Второй мировой войне, а также о публикаторской и просветительской работе своего центра, в частности, выпуска сборников «Сохрани мои письма».



Другие выступающие коснулись вопросов преломления документальных свидетельств, в мемуарной и художественной литературе. Так, Борис Черни (Boris Czerny) (университет г. Кан) проанализировал произведения о массовых убийствах евреев на Украине, основанных на документальных свидетельствах. Содержание этих произведений было предложено сопоставить с документами другого типа – статьями, эссе, фильмами и фотографиями. Другой пример литературного использования документального материала был приведен в докладе Франсуа Ливи (François Livi) (Париж IV-Сорбонна). Докладчик посвятил свое выступление книгам воспоминаний офицера итальянского экспедиционного корпуса Эудженио Корти «Немногие возвратившиеся» и «Красный конь». В свою очередь, Джовани Пальмьери (Giovanni Palmieri), работающий в Миланском институте истории сопротивления, проанализировал личный фотоархив еще одного участника военной кампании итальянских войск – майора Гвидо Д’Амико, чьи снимки рассказывают об исторических событиях на примере одной частной судьбы.

Закономерно, что следующая большая группа выступлений коснулась вопросов сохранения и передачи памяти, а именно, педагогической, издательской и музейной работы с документами и свидетельствами очевидцев. Так Клер Полан (Claire Paulhan), сотрудник французского Института издательских архивов, рассказала о том, что публикации о войне – воспоминания, дневники, переписка или даже литературные автобиографии – требуют большого внимания при подготовке к печати, аннотировании и т.д. с целью обеспечения точности информации и передачи свойственного текстам воспоминаний эмоционального заряда. В свою очередь, Марта Баярди (Marta Baiardi) (Базельский университет) предложила обратить внимание на язык рассказов очевидцев с привлечением методик двух наук: филологии и истории.

Анализируя педагогический аспект передачи памяти, Энзо Лафорджиа (Enzo Laforgia) (Институт современной истории и движения сопротивления, Италия) остановился на принципах воспитания исторической культуры у школьников и создании обучающей модели исторической лаборатории. Использование документальных рассказов в этих условиях призвано развивать навыки работы с источниками. Затем волонтер-поисковик Мари Тассель (Marie Tassel) (ассоциация «Память и Земля», Шербур) и директор музеев Шербура Луиза Ле Галль (Louise Le Gall), представили опыт сбора свидетельств французов, привлеченных к работе в германской Службе трудовой повинности, и воспоминаний немецких военнопленных, содержавшихся на территории Нормандии. Вопрос использования полученных данных был освещен на примере опыта, осуществляемого в музее Освобождения г. Шербур в рамках проекта «Перекрестные взгляды. Пленные здесь и там». В более теоретическом аспекте Дени Пешански (Denis Peschanski) (университет Париж I Пантеон-Сорбонна) рассмотрел вопрос организации передачи памяти с учетом смены парадигмы работы с мемориальными материалами, перехода от эпохи «собственного опыта» к эпохе «пост-памяти» и необходимости учета различных психологических, социальных и культурных аспектов в реализации мемориальных проектов.

В целом, конференция позволила продолжить начатую ранее тему междисциплинарных исследований. Представители различных дисциплин смогли познакомить друг друга с результатами своих исследований, обсудить вопросы изучения малоизвестных фактов и событий истории Второй мировой войны, а также наметить перспективы для дальнейшго поиска.

К работе конференции была приурочена выставка фотографий «Восточный фронт глазами солдат Вермахта» из частного собрания Георгия Шепелева (Университет Париж VIII), представившего также сообщение на тему: «Вермахт и гражданское население оккупированных территорий СССР: свидетельства солдат Легиона французских добровольцев против большевизма».

Университет г. Кан – Нижняя Нормандия

Научное руководство – В. Агостини-Уафи и лаборатория ERLIS

Автор - Токмаков Анатолий Николаевич, канд. филологических наук, преподаватель кафедры славистики Университета Кан-Нижняя Нормандия


Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript