Деятельность УВД Хабаровского края по обеспечению контроля за мигрантами и гражданами китайской и корейской национальностей на сопредельных с Китаем территориях в 1959-1972 гг.

Печать PDF

УДК.94.7

В. В. Синиченко

Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация

В. Ж. Дорохов

Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, Российская Федерация

Деятельность УВД Хабаровского края по обеспечению контроля за мигрантами и гражданами китайской и корейской национальностей на сопредельных с Китаем территориях в 1959-1972 гг.

Vladimir V. Sinichenko

East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation

Vyacheslav Zh. Dorohov, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk, Russian Federation

Activities of the Khabarovsk Krai Internal Affairs Directorate in Ensuring Control over Chinese and Korean Emigrants and Citizens in the Russian-Chinese Cross-Border Region in 1959-1972

Аннотация

В статье анализируются обстоятельства, оказывавшие существенное влияние на миграционную политику СССР, вынужденного в условиях малочисленности собственного населения привлекать на Дальний Восток СССР выходцев из Китая и Кореи. Однако в периоды обострения межгосударственных отношений советские правоохранительные органы проводили достаточно жесткую политику в их отношении, выражавшуюся либо в обеспечении тотального контроля, либо в постепенном выселении китайцев и корейцев с приграничных территорий. Например, первые репрессии в отношении иностранных рабочих, трудившихся на русском Дальнем Востоке начались после вооруженного вторжения Японии во внутренний Китай в июле 1937 г. В августе 1937 г. циркуляром НКВД было положено начало перемещению лиц указанных национальностей с дальневосточных территорий в Среднюю Азию и установлению жесткого контроля за оставшимися. В итоге предпринятых мер численность китайской и корейской диаспоры в Хабаровском крае резко сократилась. То же самое происходило на рубеже 1960-1970-х гг., когда события на острове Даманском сопровождались стремительным сокращением китайской общины в регионе. Сокращение числа китайцев, как трудового ресурса региона, компенсировалось увеличением числа граждан КНДР, привлекаемых к лесозаготовкам. При этом, органы внутренних дел, а не органы государственной безопасности, были ориентированы на работу среди рабочих соседних держав и выявлению в их среде лиц, совершавших уголовные преступления.

Abstract

Throughout Soviet era the Far East was the Soviet bridgehead in the Asia-Pacific region. Major developments in ideological and military confrontation between China and the Soviet Union determined the Soviet authorities’ attitude towards Chinese and Koreans living and working in the Khabarovsk Krai. For example, first repressions of Asian workers in the Russian Far East began after the Japanese armed invasion into inland China in July 1937. The NKVD circular issued in August 1937 marked the start of displacement of the Chinese and Koreans from the Far East to Central Asia and the tightening of control over those left behind. Consequently, the size of Chinese and Korean diaspora in the Khabarovsk Krai declined sharply. The same happened at the turn of 1960-1970s – Sino-Soviet border conflict in the vicinity of Damansky Island was accompanied by a rapid shrinking of Chinese community in the region. Reduction of Chinese population, a major labour resource in the region, was made up by an increased number of the DPRK citizens involved in harvest cutting. Under these circumstances it was internal affairs directorates, not state security services that were involved in community policing and crime exposition among workers from adjacent states.

Ключевые слова

Исторические источники, архивы, история СССР, КНР, КНДР, Дальний Восток, Хабаровский край, корейцы, китайцы.

Keywords

Historical sources, archives, Soviet history, PRC, DPRK, Far East, Khabarovsk, Koreans, Chinese.

Отличительными особенностями Хабаровского края являются протяженная территория, приграничное положение, тяжелые климатические условия, наличие морских портов, небольшое количество городов с высокой концентрацией жителей, низкая плотность населения, многочисленные исправительные учреждения. К 1960-м гг. край считался одним из самых крупных административно-территориальных районов РСФСР. Его общая площадь составляла 825 тыс. кв. км, что было в 3,5 раза больше чем площадь Великобритании, в 2,5 раза - Италии, и в 1,5 раза - Франции. По своим размерам Хабаровский край уступал только Красноярскому краю, Тюменской и Магаданской областям и Якутской автономной республике. Развивая свои дальневосточные территории, советское государство направляло в край трудовые ресурсы и воинские контингенты. Особая роль в освоении Дальнего Востока и Хабаровского края, в частности, отводилась представителям сопредельных с Советским Союзом стран, в первую очередь Китая и Кореи.

При этом характер отношения советских властей к иностранцам жестко обуславливался внешнеполитическими обстоятельствами. Так, в 1920-е - 1930-е гг. как центральные, так и местные органы власти, активно способствовали закреплению китайского и корейского населения на советском Дальнем Востоке, как национального меньшинства, поскольку в перспективе планировалось использовать их для развертывания революционного движения в Азии.

В ходе реализации данного проекта создавались окружные совещания по делам нацменьшинств, шла просветительная работа, издавались газеты на национальных языках, учреждались специальные уполномоченные и группы содействия, перед которыми стояли задачи изучать экономическое и правовое положение корейского и китайского населения и наблюдать за проведением в жизнь национальной политики региональными органами советской власти. Для упорядочения данной работы, разрабатывались и издавались специальные нормативные документы. Так, 21 июля 1930 г. ВЦИК и СНК приняли совместное постановление «О практическом проведении национальной политики в Дальневосточном крае в отношении китайцев и корейцев».

Вооруженное вторжение Японии во внутренний Китай в июле 1937 г. резко изменило подходы советских властей к иностранцам. Так, циркуляр НКВД «Об иностранцах» от 22 августа 1937 г. констатировал, что «подавляющее количество иностранцев, живущих в СССР, является организующим началом шпионажа и диверсии». Выполняя распоряжение советского руководства, органы внутренних дел предприняли беспрецедентные меры по перемещению лиц азиатской внешности с дальневосточных территорий и установлению жесткого контроля за оставшимися.

Однако наиболее острой проблемой для территориальных органов внутренних дел являлись систематические самовольные выезды в закрытые территории и побеги северокорейских рабочих с ЛЗП. По данным ОВИР УВД Хабаровского края, за пять лет деятельности ЛЗП КНДР, с 1967 по 1972 год, побег совершило 106 человек, из которых 97 были разысканы, и переданы корейской стороне.Не желая «выносить сор из избы», администрация ЛЗП старалась всячески скрывать подобные факты и бороться с этим явлением исключительно своими усилиями (силами сотрудников МОБ КНДР, тайно входивших в состав корейского трудового контингента). Как отмечал в одной из справок заместитель начальника краевого паспортного отдела майор милиции А. Челало: «администрация ЛЗП о побегах не информирует своевременно органы милиции, что в дальнейшем усложняет розыск бежавших».

Краевые органы внутренних дел, реализуя на практике поступающие распоряжения, приказы и инструкции в феврале-марте 1971 г. провели очередную масштабную проверку организации и обеспечения режима проживания и передвижения иностранцев, в результате которой были полностью сверены учеты иностранцев с их фактическим проживанием. В результате систематизации работы по данному направлению, а также благодаря поддержке советских и партийных органов, к концу 1971 - началу 1972 г. УВД Хабаровского края поставило на учет 14 907 иностранцев и лиц без гражданства, в числе которых были и 222 гражданина КНР.

Таким образом, как видно из представленного материала, советское руководство, привлекая к развитию дальневосточных территорий население сопредельных стран - Китая и Кореи, преследовало, прежде всего, экономические, а в исключительных случаях и политические цели. В заложниках внешней политики оказывались и граждане СССР китайской и корейской национальностей, испытывавшие на себе мощь государственной машины на крутых поворотах истории. При этом, несмотря на то, что вопросы о привлечении к ответственности или высылке граждан китайской и корейской национальностей фактически являли собой политический инструментарий, основная роль и ответственность в реализации миграционной политики возлагалась на органы внутренних дел СССР.

Список литературы

Бубенин, В. Д. Кровавый снег Даманского: События 1966–1969 гг. – М.; Жуковский: Граница; Кучково поле, 2004. – 192 с.

Васильев, Г. В., Капасов, М. В., Мировицкая, P. A., Мясников, B. C., Семенов, Ю. С. Территориальные притязания Пекина: современность, история. - М.: Политиздат, 1979. – 255 c.

Залесская, О. В. Репрессии в отношении китайского населения на советском Дальнем Востоке в 1937-1938 гг. // Россия и Китай: аспекты взаимодействия и взаимовлияния. Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию кафедры китаеведения БГПУ / Под ред. Н. Л. Глазачевой, О. В. Залесской. - Благовещенск: БГПУ, 2009. - С. 24-29.

Залесская, О. В. Китайские мигранты на Дальнем Востоке России (1858-1938 гг.): автореф. дис… д-ра ист. наук. - Благовещенск, 2009. - 42 c.

История международных отношений на Дальнем Востоке. 1945-1977. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1978. – 558 с.

Шитиков, А. П. Наш орденоносный Хабаровский край: Очерк развития народного хозяйства и культуры края. — Хабаровск: Хабаровское книжное изд-во, 1967. – 238с.

References

BUBENIN, V. D. Krovavyi sneg Damanskogo: Sobytiya 1966 – 1969 gg. [Blood-stained snow of Damansky: Events of 1966-1969. In Russ.], Moscow-Zhukovsky, Granitsa, Kuchkovo pole publ., 2004, 192 p.

VASIL'EV, G. V., KAPASOV, M. V., MIROVITSKAYA, R. A., MYАSNIKOV, V. S., SEMENOV, YU. S. Territorial'nye prityazaniya Pekina: sovremennost', istoriya [Beijing's territorial claims: Contemporaneity and history. In Russ.]. Moscow, Politizdat publ, 1979, 255 p.

ZALESSKAYА, O. V. Repressii v otnoshenii kitaiskogo naseleniya na sovetskom Dal'nem Vostoke v 1937-1938 gg. [Repressions of the Chinese population in the Soviet Far East in 1937-1938. In Russ.]. IN: Rossiya i Kitai: aspekty vzaimodeistviya i vzaimovliyaniya. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 20-letiyu kafedry kitaevedeniya BGPU / Pod red. N. L. Glazachevoi, O. V. Zalesskoi [GLAZACHEVA, N.L., ZALESSKAYА, O. V. (eds.). Russia and China: Aspects of collaboration and mutual influence: Materials of an international scientific conference dedicated to the 20th anniversary of the sinology department of the Belarusian State Pedagogical University]. Blagoveshchensk, BGPU publ, 2009, pp. 24-29.

ZALESSKAYА, O, V. Kitaiskie migranty na Dal'nem Vostoke Rossii (1858-1938 gg.): avtoref. dis… d-ra ist. nauk [Chinese immigrants in the Russian Far East (1858-1938). Dr. hist. sci. diss. abstract. In Russ.]. Blagoveshchensk, 2009, 42 p.

Istoriya mezhdunarodnykh otnoshenii na Dal'nem Vostoke, 1945-1977 [TIKHVINSKII, S.L. (ED.). History of international relations in the Far East, 1945-1977. In Russ.]. Khabarovsk, Kn. izd-vo publ, 1978, 558 p.

SHITIKOV, A.P. Nash ordenonosnyi Khabarovskii krai: Ocherk razvitiya narodnogo khozyaistva i kul'tury kraya [Our order bearer Khabarovsk Krai: Essay on development of national economy and culture of the Krai. In Russ.]. Khabarovsk, 1967, 238 p.

Сведения об авторах

Синиченко Владимир Викторович, доктор исторических наук, профессор, Восточно-Сибирский институт МВД России, кафедра философии, психологии и социально-гуманитарных и экономических дисциплин, начальник кафедры, г. Иркутск, Российская Федерация, 8-964-733-49-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Дорохов Вячеслав Жоржович, кандидат исторических наук, доцент, Дальневосточный юридический институт МВД России, кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин, заместитель начальника кафедры, г. Хабаровск, Российская Федерация, 8-924-207-64-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Sinichenko Vladimir Viktorovich, PhD in History, professor, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, head of the philosophy, psychology, social studies and humanities department, Irkutsk, Russian Federation, +7-964-733-49-29, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Dorohov Vyacheslav Zhorzhovich, PhD in History, associate professor, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, deputy head of the department of social and economic studies and humanities, Khabarovsk, Russian Federation, +7-924-207-64-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 09.04.2017 г., опубликована:

Синиченко, В. В., Дорохов, В. Ж. Деятельность УВД Хабаровского края по обеспечению контроля за мигрантами и гражданами китайской и корейской национальностей на сопредельных с Китаем территориях в 1959-1972 гг. // Вестник архивиста. – 2017. - № 3. – С. 183-198.

Submitted 09.04.2017, published:

SINICHENKO, V. V., DOROKHOV, V. ZH. Deyatel'nost' UVD Khabarovskogo kraya po obespecheniyu kontrolya za migrantami i grazhdanami kitaiskoi i koreiskoi natsional'nostei na sopredel'nykh s Kitaem territoriyakh v 1959-1972 gg. [Activities of the Khabarovsk Krai Internal Affairs Directorate in ensuring control over Chinese and Korean immigrants and citizens in the Russian-Chinese cross-border region in 1959-1972. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista – Herald of an Archivist, 2017, no. 3, pp. 183-198.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.