Особенности вербовки и угона жителей Старооскольского района в период германской оккупации

Печать PDF

УДК 94(47)«1941–1945»

DOI 10.28995/2073-0101-2019-4-1102-1114

В. И. Ковалев

Губкинский филиал Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова, г. Губкин, Российская Федерация

Особенности вербовки и угона жителей Старооскольского района в период германской оккупации

Vladimir I. Kovalev

Gubkin Branch of the V. G. Shukhov Belgorod State Technological University, Gubkin, Russian Federation

Patterns of Recruitment and Deportation of the Stary Oskol District Inhabitants during German Occupation

Аннотация

Статья посвящена вопросу взаимоотношения мирного населения Старооскольского района в период германской оккупации с организациями немецкого и венгерского военного командования и местной коллаборационистской администрацией по проблеме организации вывоза молодежи на работу в Германию. После срыва плана молниеносной войны нацистская Германия нуждалась в дешевой рабочей силе из оккупированных советских территорий. Автор, анализируя существующий документальный материал, приходит к выводу, что Старооскольскому районному управлению и городской управе с помощью старшин и старост сельских управлений не удалась в полном объеме вербовочная кампания по депортации мирного населения на работу в Германию. Мысль о вербовке и угону мирных граждан на работу в Германию формулируется автором четко и убедительно. В статье рассматривается идея и практика сокращения или отмены подушного налога местной коллаборационистской властью для тех старооскольцев, кто добровольно отправится на работу в Германию. В работе убедительно доказывается, что большинство жителей Старооскольского района были насильственно угнаны на работу в Германию. Автор детально анализирует возрастной ценз депортированных жителей из Старого Оскола, пригородных слобод и деревень. Статья ценна тем, что автор пытается по–новому осмыслить процесс вербовки и угона мирных жителей Старооскольского района в период оккупации. Большим достоинством работы следует считать то, что значительная часть архивных документов вводится в научный оборот впервые. Статья расширяет представления, сложившиеся в отечественной историографии, о деятельности местной коллаборационистской администрации по вербовке и насильственной депортации советских граждан на работу в Германию. Новизна исследования состоит в том, что в ней впервые изучены особенности вербовки и угона мирных жителей отдельного района в период семимесячной оккупации на принудительные работы в Германию.

Abstract

The article studies relations of the Stary Oskol district civilian population with the German and Hungarian military command organizations and the local collaborationist administration on transfer of young workers to Germany. The blitzkrieg having failed, Nazi Germany needed cheap labor provided by occupied Soviet territories. Having analyzed the existing documentary material, the author concludes that the Stary Oskol district administration and its city council, assisted by foremen and village elders, failed to organize a full scale recruitment campaign and deportation of civilian population to work in Germany. The idea of recruiting and driving civilians to work in Germany is formulated by the author clearly and convincingly. The article discusses the local collaborationist authorities’ plan and practice of reducing or abolishing capitation tax for those who went to work in Germany voluntarily. The paper proves that the majority of the Stary Oskol district residents were driven to work in Germany by force. The author analyzes age requirements for deported residents from Stary Oskol, suburban settlements, and villages. The article is valuable because its author tries to rethink the process of recruitment and transfer of civilians from the Stary Oskol district during the occupation. The great advantage of the work is that a significant part of archival documents is introduced into scientific use for the first time. The article expands the notions of national historiography on the activities of local collaborationist administration in recruitment and forced deportation of Soviet citizens to work in Germany. The novelty of the research is that it is the first study of patterns of recruitment and driving civilians of a particular area to work in Germany during 7 months of occupation.

Ключевые слова

Исторические источники, архивный документ, вербовка, депортация, слобода, сельское управление, староста, коллаборационизм, Старооскольский район.

Keywords

Historical sources, archival document, recruitment, deportation, settlement, rural management, elder, collaboration, Starooskol'skiy district.

В настоящее время интерес исследователей к кругу проблем, связанных с пребыванием миллионов советских граждан в условиях нацистского оккупационного режима, заметно возрос. Во многом это связано с продолжением процесса рассекречивания документов по истории Великой Отечественной войны. Кроме того, появилась возможность изучения тем, закрытых в советский период, по причинам идеологического порядка, как, например, насильственный угон гражданского населения на каторжную работу в Германию.

Рассекреченные документы региональных архивов содержат материалы, которые характеризуют тяжелые последствия фашистской оккупации для советских граждан. Однако большой массив архивного материала, в том числе по вербовке и насильственной депортации мирных граждан работу в Германию, еще не введен в научный оборот. Данную проблему можно отнести к числу слабоизученных тем в отечественной историографии.

В 1996 г. была опубликована монография П. Поляна, в которой была сделана первая попытка обобщения и панорамного исследования советских принудительных работников, как некоторого исторического феномена.

В работе Г. Г. Вербицкого, на основе огромного количества документов, воспоминаний, раскрыты страдания советских граждан. Однако местами материал работы носит тенденциозный, предвзятый характер из-за отрицательного отношения к советской политической системе.

Заслуживает и большого внимания работа В. И. Андриянова. Она написана на свидетельствах самих угнанных лиц, архивных документах. Автор наиболее точно отобразил депортацию советских граждан в Германию, все трудности жизни и подневольного труда в рейхе.

Задачей настоящей статьи стало рассмотрение особенностей вербовки и депортации мирных жителей Старооскольского района в период оккупации. На данной территории оккупационный режим просуществовал со 2 июля 1942 г. и по 5 февраля 1943 г. На российских территориях вербовка на принудительные работы в Германию началась в конце лета 1942 г. Методы работы вербовочных комиссий везде были одинаковы: расклеивание плакатов и листовок с приглашением поехать на работу в Германию.

В местных оккупационных газетах и объявлениях людей привлекали «блестящими» перспективами в Германии. Пропагандисты учитывали возможности восприятия населением текста. Считалось, что сжатые и четкие формулировки малопригодны в качестве агитационных материалов, что эффективнее доходят до населения иллюстрированные плакаты. В начале процесс вербовки российских граждан проходил медленно. По свидетельству старосты Пушкарского сельского управления Старооскольского района Курской области от районной администрации поступили два распоряжения от 8 сентября 1942 г. и от 18 сентября 1942 г., в которых требовалось осуществление добровольного выезда советских граждан на работу в Германию. Хотя до настоящего времени заявлений о добровольном выезде в Германию не оказалось. И это не устраивало оккупационные власти. В местные управления стали поступать от немецких учреждений требования: в кратчайший срок завербовать как можно большее количество рабочей силы в Германию.

Несмотря на первоначальную неудачу в процессе вербовки советских граждан для работы в Германии, Старооскольское районное управление продолжила уделять внимание данной проблеме. 5 октября 1942 г. начальник районного управления обратился к старшинам сельских управлений немедленно явиться в райуправу для получения инструктивных указаний по вербовке рабочей силы в Германию.

Важно отметить и тот факт, что при определенных условиях, некоторые завербованные лица для работы в Германии, могли быть освобождены от мобилизации по просьбе как отдельных лиц или организаций. Так, например, директор стройконторы 12 октября 1942 г. обратился к старшине Ламской слободы с просьбой, на основании приказа венгерского и немецкого командования, освободить от мобилизации в Германию слесаря стройконторы Елисеева А. М., и заменить его другим человеком.

Однако вербовка рабочей силы в Германию проходила с определенными трудностями. Поэтому руководство райуправы сообщало руководителям сельских управлений о переносе отправки второго эшелона с завербованными лицами. 14 октября 1942 г. руководитель районного управления поставил в известность старшин сельских управлений, что срок отправки рабочих в Германию изменен, вместо 16 октября 1942 г. надлежит выслать таковых для отправки в Германию 23 октября 1942 г. к 8 часам утра.

Местная администрация стремилась строго и точно выполнять требования оккупационного режима. Поэтому она систематически напоминала старостам и старшинам о точном и своевременном проведении вербовки старооскольцев на работу в Германию. Так, например, 19 октября 1942 г. заведующий жилищным отделом Жилин просил старосту Ламского сельского управления Божинову Д. Ф. вручить следующим селянам повестки на 23 октября 1942 г.: Тулиновой Клавдии Михайловне, Скоковой Клавдии Дмитриевне, Эсауловой Евдокии Андреевне, Плешивцевой Натальи Никитичне, Дробышевой Прасковье Павловне, Полегаевой Пелагее Георгиевне, Муромцевой Вере Константиновне, Поддубной Нине Николаевне. При этом он напомнил старосте о строгом соблюдении инструкции по вербовке, т. е. не мобилизовать на работу в Германию детей до 15 лет и женщин имеющих детей до 15 лет.

При анализе сводной ведомости граждан по Старооскольскому району Курской области, угнанных в Германию, автор пришел к следующим выводам: не из всех сельских территорий (Сорокино) произошел угон селян на работу в Германию; вербовка и угон по сельским территориям проходили неравномерно, т. е. наибольший угон был из Гуменской и Казацкой слобод, а меньше всего из Обуховского, Новиковского и Тереховского сельских управлений; большинство угнанных старооскольцев (65%) составили лица женского пола; только из Новиковской сельской территории были угнаны лица мужского пола; в двух сельских территориях (Незнамовское, Рождественское) мужчин было угнано больше, чем женщин; в трех сельских территориях (Архангельское, Обуховское, Тереховское) угон женщин и мужчин был почти пропорциональным; в двух территориях (Тёплый Колодезь, Старый Оскол) угон женщин и мужчин на работу в Германию был более непропорциональным.

Советские люди, угнанные на работу в Германию, пережили все тяготы там и, выжив в неволе, терпели всяческие преследования на родине. Несмотря на это, зла они ни на кого не держали. Всему виной была война. Близится 75-летие Победы, и, может быть, настало время сказать правду о войне, о людях, которые, несмотря на испытания, сохранили силу духа, душевную чуткость и веру в добро.

Список литературы

Андриянов, В. И. Архипелаг OST. Судьба рабов «Третьего рейха» в их свидетельствах, письмах и документах. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 222 с.

Вербицкий, Г. Г. Остарбайтеры: История россиян, насильственно вывезенных на работу в Германию во время Второй мировой войны. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. – 240 с.

Полян, П. Жертвы двух диктатур. Остарбайтеры и военнопленные в Третьем Рейхе и их репатриация. – М.: Ваш выбор ЦИРЗ, 1996. – 442 с.

References

ANDRIYANOV, V. I. Arkhipelag OST. Sud’ba rabov “Tret’ego reikha” v ikh svidetelstvakh, pismakh i dokumentakh [Archipelago OST: The fate of the slaves of the Third Reich in their testimonies, letters and documents. In Russ.]. Moscow, Molodaya gvardiya publ., 2005, 222 p.

VERBITSKII, G. G. Ostarbaitery: Istoriya rossiyan, nasilstvenno vyvezennykh na rabotu v Germaniyu vo vremya Vtoroi mirovoi voiny [Ostarbeiters: History of Russians Forcibly Transfered to Work in Germany during the Second World War]. St. Petersburg, Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta publ., 2004, 240 p.

POLYAN, P. Zhertvy dvukh diktatur. Ostarbaitery i voennoplennye v Tret’em Reikhe i ikh repatriatsiya [Victims of two dictatorships: Ostarbeiters and prisoners of war in the Third Reich and their repatriation. In Russ.]. Moscow, Vash Vybor TsIRZ publ., 1996, 442 p.

Cведения об авторах

Ковалев Владимир Иванович, кандидат исторических наук, доцент, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Губкинский филиал, доцент, Российская Федерация, г. Губкин, 8-908-789-30-52, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Kovalev Vladimir Ivanovich, PhD in History, associate professor, of Gubkin Branch of the V. G. Shukhov Belgorod State Technological University, Russian Federation, +7-908-789-30-52, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 13.02.2019 г., опубликована (для цитирования):

Ковалев, В. И. Особенности вербовки и угона жителей Старооскольского района в период германской оккупации // Вестник архивиста. – 2019. - № 4. – С. 1102-1114. doi 10.28995/2073-0101-2019-4-1102-1114

Submitted 13.02.2019, published (for citation):

KOVALEV, V. I. Osobennosti verbovki i ugona zhitelei Starooskol'skogo raiona v period germanskoi okkupatsii [Patterns of Recruitment and Deportation of the Stary Oskol District Inhabitants during German Occupation. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 4, pp. 1102-1114. doi 10.28995/2073-0101-2019-4-1102-1114

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.