СЛУШАНИЯ В КОМИССИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ СОСТОЯНИЮ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИИ
| 21 Октября 2010
20 октября 2010 г. состоялись слушания Комиссии Общественной палаты РФ по сохранению и развитию отечественной культуры, посвященные состоянию архивного дела в России.
С докладами выступили Медоева Залина Григорьевна – член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по сохранению и развитию отечественной культуры, член Центрального совета Российского общества историков-архивистов и Пивовар Ефим Иосифович – председатель Правления Центрального совета Российского общества историков-архивистов (РОИА), ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), член-корреспондент РАН, д.и.н., профессор.
В слушаниях приняли участие: руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов; первый заместитель председателя Правления Центрального совета Российского общества историков-архивистов (РОИА) А.Т. Жадобин; заместители председателя Правления Центрального совета РОИА А.Б. Безбородов (директор Историко-архивного иснтитута РГГУ); В.П. Галицкий; В.П. Тарасов (заместитель руководителя Федерального архивного агентства); члены Правления Центрального совета Российского общества историков-архивистов (РОИА) И.А. Анфертьев (главный редактор журнала «Вестник архивиста»); В.Ю. Афиани (директор Архива РАН); И.О. Гаркуша (директор Российского государственного военно-исторического архива); С.Р. Долгова (заведующая отделом Российского государственного архива древних актов); В.Ф. Ершов (профессор Московского государственного университета сервиса); Н.С. Зелов (заведующий архивохранилищем Государственного архива Российской Федерации); З.П. Иноземцева (заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста»); М.Ю. Катин-Ярцев (председатель Генеалогической ассоциации РОИА); М.В. Ларин (директор Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела); В.М. Магидов (декан факультета Историко-архивного института РГГУ); И.М. Нагаев (главный специалист Российского государственного военного архива); Г.А. Осичкина (ученый секретарь Совета УМО высших учебных заведений РФ по образованию в области историко-архивоведения); Л.А. Роговская (ответственный секретарь Правления Центрального совета РОИА); Е.В. Старостин (заведующий кафедрой Историко-архивного института РГГУ); Е.А. Тюрина (Директор Российского государственного архива экономики); А.А. Чернобаев (главный редактор журнала «Исторический архив»); члены Центрального совета Российского общества историков-архивистов (РОИА) Л.И. Будченко (председатель Комитета по управлению архивами администрации Волгоградской области); Н.А. Калантарова (директор Российского государственного архива кинофотодокументов); В.П. Козлов (член-корреспондент РАН); В.Н. Кузеленков (директор Российского государственного военного архива); С.В. Мироненко (директор Государственного архива Российской Федерации); В.С. Мясников (академик РАН); О.А. Наумова (начальник Управления по делам архивов Вологодской области); В.А. Тюнеев; а также Т.И. Бондарева (главный редактор журнала «Отечественные архивы»); Т.М. Горяева (директор Российского государственного архива литературы и искусства); А.А. Зданович (заместитель председателя Всероссийской государственной телерадиовещательной компании); В.В. Малинко (председатель Архивного комитета Ленинградской области); Т.Л. Манилова (начальник отдела библиотек и архивов-заместитель директора Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры РФ); В.А. Маныкин (начальник Главного архивного управления города Москвы-председатель Научно-методического совета Центрального федерального округа); Н.В. Петров (член Совета Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал»); П.М. Петров (начальник Главного архивного управления Московской области); Н.Г. Томилина (директор Российского государственного архива новейшей истории); М.О. Чудакова (Литературный институт им. А.М. Горького); З.К. Церетели (президент Российской академии художеств) и др.
В настоящее время, как отмечалось на слушаниях, Федеральное архивное агентство, федеральные архивы, архивы субъектов Российской Федерации зачастую выходят за пределы своих функциональных полномочий, оказывая помощь учреждениям – источникам комплектования в области документирования и документооборота, поскольку пополнение Архивного фонда России документами, отражающими исторические реалии современности, осуществляется посредством научно обоснованной и четко налаженной системы отбора и приема на государственное хранение законченных делопроизводством исторически ценных документов на бумажных и электронных носителях от учреждений и организаций всех сфер хозяйствования. Несмотря на чрезвычайно низкую заработную плату и сложившуюся кадровую ситуацию, традиционно работники архивов все еще остаются наиболее авторитетными и практически единственными профессиональными консультантами и разработчиками в области научных и методических основ документационного обеспечения государственного управления на межотраслевом уровне.
Архивные документы востребованы и широко используются институтами гражданского общества в реализации современных программ модернизации общественно-государственной и социальной жизни, учитывающих особенности национального развития. В постсоветский период существенно расширен доступ исследователей к ранее закрытым архивным комплексам, что способствует объективному анализу исторического прошлого, опровержению фальсификации истории Второй мировой войны (1941-1945 гг.), исторического прошлого России в целом. Архивные документы позволяют восстанавливать утраченные в годы войн и лихолетий производства и технологии, архитектурные памятники, возвращать незаслуженно забытые имена, способствуют развитию внутриполитических и внешнеполитических связей, формированию национального самосознания, возрождению духовно-нравственных основ построения гражданского общества в новой России.
Вместе с тем правовое положение Государственной архивной службы России, ее материально-техническое оснащение не обеспечивают выполнение в полном объеме задач на уровне современных требований. Хранение, комплектование, государственный учет, использование документов Архивного фонда Российской Федерации требуют значительных материальных затрат и технического оснащения в объемах, которыми архивы не располагают. Хронический дефицит материальных средств на приобретение современного оборудования для страхового копирования, реставрации и других работ по обеспечению сохранности подлинников архивных документов в последние годы резко снизил защищенность архивов от угроз несанкционированного доступа, хищений, природных катаклизмов. Здания многих архивов не приспособлены для хранения документов.
В настоящее время Архивный фонд Российской Федерации, насчитывает более 464 млн. дел за период XI – начало XXI вв. Документы Архивного фонда РФ хранятся в федеральных архивах, архивах субъектов Российской Федерации, ведомственных и муниципальных архивах, архивах региональных и местных органов власти, учреждениях и организациях различных форм собственности.
В результате документирование и организация работы с документами на государственном уровне оказались методически и организационно не обеспечены, что снижает эффективность реализации государственными органами функций и властных полномочий. В частности, низка конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, поскольку отсутствует соответствующее мировым стандартам документационно - информационное сопровождение продукции, что отмечалось в ФЗ «О техническом регулировании» (2002). Прогрессируют необоснованный рост объемов создаваемых документов, бюрократическая волокита, нарушена система учета и контроля исполнения документов, наблюдается информационный вакуум. Снижается качество управленческих решений, исполнительская дисциплина в системе государственного управления.
Вне государственного регулирования документационным обеспечением управления эффективная система информационного обеспечения государства, общества и граждан ретроспективной и оперативной информацией, известная как «электронное правительство», создана и реализована быть не может. Отсутствие единой системы документационного обеспечения не соответствует задачам модернизации системы государственного управления в стране.
По результатам слушаний предполагается рекомендовать соответствующим органам государственной власти повысить статус Федерального архивного агентства для осуществления единой государственной политики в сфере информационно - документационного обеспечения управления, внедрения единых информационно - коммуникационных технологий на основе повсеместного применения Единого классификатора архивной информации в системе электронного и бумажного документооборота; компетентным государственным органам предусмотреть значительный прирост финансирования, исходя из функциональных задач и реальных нужд модернизации архивной отрасли, в том числе проведения экспертизы секретных архивных документов.
По итогам обсуждения приняты Рекомендации Общественной палаты Российской Федерации, которые предполагается опубликовать вместе со стенограммой слушаний на сайте журнала «Вестник архивиста» (www.vestarchive.ru).