«СССР: КОНЕЦ ПАРТИИ, ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ». ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ ИНВАЛИДОВ В ПАРИЖЕ 2 декабря 2011 г. - 26 февраля 2012 г.

Печать PDF






Выставка «СССР: конец Партии, годы Перестройки», в Музее Инвалидов в Париже, 2 декабря 2011 г.-26 февраля 2012 г./ Exhibition “The end of the Party or game over for USSR, Perestoika years”, in Paris on the 2 December 2011 -26 February 2012.



Со 2 декабря 2011г. по 26 февраля 2012 в Музее Инвалидов в Париже проходила организованная Библиотекой современной международной документации (BDIC) выставка «СССР: конец партии: годы перестройки 1985-1991». Помимо фондов собственно BDIC на выставке экспонировались документы из фондов Государственного музея политической истории России (Санкт-Петербург), ГПИБ и общества «Мемориал». Плакаты, фотографии, видеоматериалы и бумажная пресса распределены по пяти залам.



С самого возникновения BDIC это учреждение (подробнее об истории создания BDIC можно прочесть в публикации: Красильников С. А., Прозорова В. Б. Заметки о международной конференции «Открытие архивов и исторические исследования в посткоммунистических обществах» (4-5 октября 2007 года, университет Париж - 10) [Текст]/ С. А. Красильников, В. Б. Прозорова. - Вестник Новосибирского государственного университета. (История, филология) 2008. Том 7. вып. 1. С. 273 – 277) вело активную политику комплектования документами по самым жгучим проблемам современности. Так, сразу после революции 1917 г. основоположники коллекции направили в Россию специальную миссию от Библиотеки, которая собирала источники о политических переменах и революционных событиях афиши, фотографии, офицальную и неформальную прессу зарождающегося советского мира. Одной из первых BDIC установила официальные контакты с советскими культурными учреждениями и стала покупать советские книги, параллельно комплектуясь и личными фондами русских эмигрантов (например, князя Бебутова). BDIC имеет свою собственную картотеку жертв сталинских репрессий, собранную советологами.



Даже если эта активная политика комплектования была ангажированной и более всего интересовалась оппозиционными советскому режиму силами, это не снижает для современных российских историков и архивистов ценности собранных фондов. В них есть даже специальная и вполне официальная пресса: например, «Красный архив », Археографический ежегодник, Отечественные записки с 1828г., журнал «Архивное дело» за 1923-1925 года, «Архивно-информационный бюллетень» за 1990г., журнал «Историк-марксист» за 1932-1941 и неполная коллекция «Советских архивов» начиная с 1966г. С началом «гласности» BDIC еще раз продемонстрировала свою активную политику комплектования документами о России: библиотека массово приобретала «неформальную» прессу во всех республиках СССР. Фонд «новой прессы» и плакатов BDIC считается самым богатым, после хранящихся в Москве. В 1991 г. на хранение в BDIC поступил фонд журнала «Коммерсант» за 1909-1917 гг, фонд общества дружбы (ассоциации, созданной согласно закону 1901г.) «Франция-СССР».

BDIC хранит самую большую во Франции коллекцию русской и французской периодики, а также более 130 000 (данные на конец 2011г.) документов на русском языке и несколько интересных архивных фондов. «Вестник архивиста» будет следить за дальнейшими «русскими» поступлениями в эту динамичную библиотеку и информировать читателей об их новых проектах, связанных с историей России. При создании выставки «СССР: конец партии» BDIC в значительной степени опиралась на собственные фонды.

В первом зале выставлены афиши как официальной типографии «Плакат», так и объединявшего членов Союза художников «Агитплаката», а также достаточно редкие плакаты независимых художников, таких как Фалдин, Белозеров, Ваганов. Во втором зале экспозиции посетителей знакомили с официальной (АиФ, Огонек, Московские новости) и неформальной, выросшей из Самиздата 1960-1970 гг. (Экспресс-хроника, Память, красноярский «Диссидент») перестроечной прессой. В экспозиции также представлены листовки и пресса, распространявшаяся по неофициальным каналам.

В отдельном зале были собраны визуальные источники, свидетельствующие об изменении официального имиджа власти, о либерализации традиционной для советского аппарата системы связей с «советской общественностью». Фотографии и видеозаписи неофициальных встреч М.С. Горбачева с воодушевленным перестройкой народом, из фондов ТАСС и общества дружбы «Франция-СССР», привлекали незименное внимание французов, тогда как «четвертая волна эмиграции» с нескрываемой ностальгией узнавала на черно-белых снимках депутатов ХХ Партконференции и делегатов последнего союзного Съезда, эмоционально обмениваясь мнениями об их последующей политической судьбе.

Специальное выставочное пространство было посвящено «демократизации на местах» и «параду суверенитетов»: фотографии бастующих шахтеров Кузбасса (11 июля 1989 г.), голодовок и митингов на Украине, на Кавказе и в Прибалтике против подписания нового союзного договора (1990-лето 1991).

Желая подчеркнуть трагизм «конца Империи», организаторы выставки собрали в отдельном зале наглядные свидетельства нестабильности советской системы. Но фотографии из расположения «ограниченного контингента» в Афганистане, из разрушенного страшным землятрясением армянского Спитака, из мертвой зоны вокруг Чернобыля на Украине и в Белоруссии могут с равным успехом свидетельствовать как о закате империи, так и о героизме спасателей, воинов-интернационалистов, ликвидаторов, еще называвших себя «советским народом».

Двадцатилетие Беловежских соглашений стало поводом для специалистов по современной истории оглянуться на период Перестройки, и позволить французам посмотреть «изнутри страны», переживавшей либерализацию экономической, политической и социальной жизни, на этот процесс. Для многих французских посетителей выставки стало неожиданностью, что свобода собраний и гласность пришли в жизнь советских людей одновременно с талонами на питание, экологическими и техногенными катастрофами, вызванными общим износом управленческих механизмов, проблемами реабилитации афганцев и чернобыльцев и стремительным переворотом социальной лестницы в моногородах. Российские участники выставки через предоставленные ими документы, позволили увидеть не знающим, чего ожидать от нынешнего кризиса французам, как проходящее через серьезные испытания общество говорит о наболевшем, как оно пытается сохранить свои ценности и приспособиться к меняющимся реалиям.

Выставка получилась действительно интересной, потому что ее организаторы сумели позиционировать себя как профессионалы, «равнодушно внимающие добру и злу», собравшие и сохранившие для истории документы- однодневки, столкнувшие в оригинальной музеографии две публицистические и историографические традиции противников и сторонников советского режима. Автора этих заметок, как и многих посетителей выставки – современников событий, восхитила нейтральная позиция, которую сумели занять организаторы выставки в отношении конфликтов и разоблачений того времени.

Нам показалось особенно интересными мероприятия, проведенные BDIC в рамках этой выставки для французских школьников, которые изучают Перестройку в превыпускном классе. Учителя истории имели возможность не только привести класс на экскурсию по выставке, но и предварительно скачать с сайта Библиотеки досье (подборку документов и отлично иллюстрированных текстов, написанных ведущими историками), чтобы подготовить класс к восприятию данной темы.

Старшие школьники и студенты могли также записаться индивидуально на экскурсию по выставке. Им предлагалось посетить организованное BDIC совместно с Национальной библиотекой Франции «педагогическое ателье», в котором они могли, отталкиваясь от оцифрованных документов обеих библиотек, проанализировать, как пресса и фотография военного времени выстраивают, с учетом цензуры, официальное описание основных событий истории ХХ века.


Экспозиция нашла своеобразное продолжение в ретроспективе документальных фильмов о периоде Перестройки: «Легко ли быть молодым?» Ю. Подниекса (1987), И. Пастернака «Москва, три дня в августе» (1991), «Вне современности» А. Ужика (1995), «Жертва» (2003) и «Ядреные споры»В. Черткова.

Много экспонатов этой выставки посвящено событиям августа 1991 г.: любительская видеозапись, сделанная 20 августа 1991г. на даче Президента в Форосе (предоставленная Государственным музеем политической истории России ), известные и менее известные фотографии позволяют понять, почему организаторы выставки определили этот год как «переломный», «ключевой» и посвятили ему конференцию «Момент 1991», в которой приняли участие М.Ферро, А. Блюм, А. Берелович, А. Ковалев, Р. Пихойя, С. Захаров, А. Зайцева.

Подробности о выставке здесь


Аннотация / Annotation


В обзорной информации о выставке «СССР: конец Партии, годы Перестройки», прошедшей в музее Инвалидов в Париже со 2 декабря 2011 г. по 26 февраля 2012 г. проанализированы особенности экспонирования и использования современных архивных документов, дан краткий обзор хранящихся в Библиотеке современной международной документации фондов по истории России.

This article is about the exhibition “The end of the Party or game over for USSR, Perestoika years”, which took place in Paris on the 2 December 2011 -26 February 2012 in Les Invalides museum. It analyzes the peculiar use of use of contemporain archives in exhibition and in studies. It also overviews the records groups concerning Russian history collected by BDIC.

Ключевые слова / Keywords


Пересторойка, СССР, 1991, Библиотека современной международной документации, самиздат, политический плакат.
Perestroika, USSR, 1991, BDIC, dissident underground press, politicals posters.


Прозорова Виктория Борисовна / Prozorova Victoria Borissovna

Кандидат исторических наук, руководитель представительства журнала «Вестник архивиста» в Европе /PhD in history, Head of mission of the magazine « Herald of archivist » in Europe