Выбор читателей:

ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ I ЭТАПА II ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ЮНОШЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ЮНЫЙ АРХИВИСТ» В КРАСНОЯРСКЕ 14 мая 2014 г.

Печать PDF

14 мая 2014 г. на заседании регионального жюри II Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «ЮНЫЙ АРХИВИСТ» были подведены итоги I этапа II Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист» в Красноярске.

Члены жюри:

Мезит Людмила Эдгаровна - кандидат исторических наук, доцент, проректор по образовательной и учебно-методической деятельности Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, председатель жюри;

Иванова Елена Анатольевна - консультант отдела формирования архивных фондов и организации информационных услуг архивного агентства Красноярского края, секретарь жюри;

Сордия Ольга Робертовна - начальник отдела формирования архивных фондов и организации информационных услуг архивного агентства Красноярского края;

Ценюга Ирина Николаевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории России Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева.

Повестка дня:

Подведение итогов первого (регионального) этапа II Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «ЮНЫЙ АРХИВИСТ» и определение работ, рекомендованных к участию во втором этапе конкурса

Слушали: Иванову Е.А., секретаря жюри:

- За установленный период проведения первого этапа конкурса, с 1 сентября 2013 г. по 20 апреля 2014 г., в архивное агентство Красноярского края поступило 4 работы:

- Из истории возникновения и развития Ванаварской школы (автор: Вострикова Арина, ученица 8 класса Ванаварской средней школы, Эвенкия);

- История районной газеты «Авангард» (автор: Гридасова Диана, ученица 8 класса Козульской средней школы №2, Козульский район);

- Участники Великой Отечественной войны в моей семье (автор: Гридасова Диана, ученица 8 класса Козульской средней школы №2, Козульский район);

- Изучение истории развития системы образования в Манском районе (автор: Руднев Владимир, ученик 8 класса Шалинской средней школы №1, Манский район).

Все работы были представлены на рассмотрение жюри.

По итогам изучения представленных работ определено:

1. Работа «История районной газеты «Авангард» не соответствует техническим требованиям по объему работы, предъявляемым Положением о конкурсе.

2. Работы «Участники Великой Отечественной войны в моей семье» и «Изучение истории развития системы образования в Манском районе» носят описательный, реферативный характер.

Постановили:

1. По итогам изучения представленных работ рекомендовать к участию во втором этапе II Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «ЮНЫЙ АРХИВИСТ» работу «Из истории возникновения и развития Ванаварской школы» (автор Вострикова Арина). Опубликовать работу на официальном сайте «Красноярские архивы».

Председатель жюри Л.Э.Мезит

Секретарь Е.А.Иванова

Члены жюри О.Р. Сордия

И.Н. Ценюга

Красноярский край

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ванаварская средняя общеобразовательная школа» Эвенкийского района

Вострикова Арина Романовна, 14 лет, 8 «Б» класс.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВАНАВАРСКОЙ ШКОЛЫ

Руководитель работы:

Черных Ирина Ивановна,

учитель истории и обществознания

Почтовый адрес:

648490 Красноярский край,

Эвенкийский район,

посёлок Ванавара,

ул. Лесная, д.12

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Контактные телефоны:

83917723175, 83917722763

С.т. - 89082093644, 89504123064

В 2013 году Ванаварской школе исполнилось 80 лет. Школьное время для учеников - незабываемая пора в их жизни. Меня заинтересовала эта юбилейная дата, ведь школа – это не только храм знаний, но и для каждого из нас школа – это вторая семья, второй дом, а учителя вторые родители. Мне стало интересно узнать, а какой наша школа была раньше, насколько отличалась от современной. Я с удивлением обнаружила, что полная история моей школы до сих пор не написана. И поэтому я решила попытаться восстановить основные этапы развития Ванаварской школы, опираясь на архивные документы и воспоминания моих родных, тем более что в Ванаварской школе учились мои родственники, начиная с моей прабабушки и заканчивая тем, что я тоже учусь здесь.

История образования на Севере Красноярского края была предметом изучения Увачана В.Н., который сам, будучи одним из первых учеников первой национальной школы, стал доктором наук, руководителем Эвенкийского национального округа. Однако комплексной работы по истории образования в регионе до сих пор не создано.

1. История возникновения школы

В царское время на территории Эвенкии школы отсутствовали вообще. До Октябрьской революции среди эвенков и якутов не было ни одного грамотного человека. После революции 1917 года в Эвенкийском национальном округе строительство школ было приравнено к первоочередной задаче. Приказом от 20.12.1932 года Президиум ВЦИК обязал все краевые исполнительные комитеты обеспечить выполнение плана школьного строительства к началу учебного года. Наркомпрос из госбюджета для строительства школ по Эвенкийскому национальному округу выделил 30 тысяч рублей. «Ввиду того, что среди населения есть большое тяготение учить детей, учитывая все вышеуказанное, Съезд обязывает вновь избранный состав Тузрика выйти с ходатайством перед Туруханским Исполкомом о постройке районной школы с интернатом на территории Ванаварского Тузсовета, т.к. Ванавара есть естественный центр района, для чего часть средств просить у Востсибгосторга и исполкома, а остальные деньги извлечь от населения».1

Учебные заведения Тунгусско-Чунского района начали свою работу с 1 октября 1932 года. Первой открылась школа на фактории Стрелка, где в то время находился районный центр. В ней насчитывалось 14 детей – эвенков, русских не было ни одного. В 1933 – 1934 учебном году в районе была открыта Ванаварская школа. «… в списке директоров и заведующих школ 1935 года директором Ванаварской начальной школы значится Протасова В.А.». 2(Ей было всего 21 год.)

В 1936 году Ванаварская школа получила статус неполной средней (до этого она действовала как начальная). Первая школа, очевидно, была слишком мала, а желающих учиться было много, поэтому в отчётном докладе о работе Чунского РИКа за период с 1934 по 1937 год было указано «Съезд считает необходимым расширение школьной сети в районе: построить школы в Ванаваре, Муторае, Кербо и отпуска средств на содержание последних. В поселке Ванавара построена школа, кроме этого строится 2-я школа стоимостью 140 000 рублей».3 При строительстве школы возникло множество проблем, о чём свидетельствуют архивные документы: « - сроки строительства не выдерживаются. Пример: школа в Ванаваре начата в 1937 году, до сих пор не закончена».4

Эти выводы были сделаны на основании отчётного доклада директора Ванаварской НСШ т. Смольского об итогах работы школы, совещание при президиуме Чунского райисполкома: «Работа Ванаварской НСШ за отчетные период протекала в ненормальных условиях: школа не имела и не имеет подходящего здания для занятий, в результате чего происходили срывы работы школы. Вследствие неподготовленности к новому учебному году некоторые классы, особенно эвенкийские, начали занятия с большим опозданием».

Одновременно со строительством школы нужно было решить проблемы преподавательского состава, учебных пособий. Из протокола заседания президиума Т-Чунского Райисполкома Эвенкийского национального округа Красноярского края от 21.08.1939 № 27 «Школа не укомплектована преподавателями достаточной квалификации. Учебный год был начат при недостаточном количестве учебных пособий – учебников. В результате неукомплектованности аппарата РайОНО, методической помощи школа ни от кого не получала. Все вышеизложенное не могло не отразиться на учебной работе, на успеваемости учащихся. Сказанное выше привело к тому, что в школе низкая успеваемость (87,3%), особенно по русскому языку и арифметике.

Совещание при президиуме Чунского РИКа ПОСТАНОВЛЯЕТ: полностью закончить строительство школы, чтобы сдать ее в эксплуатацию к первому сентября – началу учебного года. Обязать ОМХа в кратчайший срок приступить к изготовлению оборудования для школы. Обязать РайОНО дать своевременную заявку в КрайОНО об откомандировании в НСШ специалистов – учителей соответствующего образования. Добиться перед краевыми организациями о первоочередной отправке учебников, учебно-наглядных пособий для Чунского района».5

К 1937 году количество детей в целом в Ванаварской и Стрелковской школах составляло 60 человек, и лишь четверо из них были русскими. Большое значение придавалось подбору квалифицированных кадров для работы в школе. Их готовили в основном на Высших педагогических курсах при Ленинградском институте им. Герцена. Если в Тунгусско-Чунском районе в 1932-1933 годах было 2 учителя, в 1933-1934 годах – 5, то к 1937-1938 учебному году число их уже достигает десяти. Они не только учили детей, но и в порядке общественной нагрузки занимались ликвидацией неграмотности среди взрослого населения.

С 1937 года Тунгусско-Чунский район начал заселяться русским населением. В основном это были семьи строителей с Ангары, прибывшие по найму на работу «в лес», как тогда называли эти места. Стал решаться вопрос об организации при Ванаварской средней школе интерната:« - Исходя из изложенного и учитывая ошибки прошлого в деле подготовки к новому учебному году, районный отдел народного образования намечает к выполнению следующие конкретные мероприятия: разрешить вопрос организации при Ванаварской средней школе общежития – интерната с расчетом полного охвата учащихся 5-10 – х классов (русского населения), прибывающих с периферии».10

К сожалению, в архивах района сохранились не все имена этих самоотверженных людей, преданных своему делу. Вот некоторые из них: Из протокола заседания президиума Т-Чунского Райисполкома Эвенкийского национального округа Красноярского края от 21.08.1939 № 27. «Президиум Райисполкома ПОСТАНОВЛЯЕТ: Утвердить учителей начальных классов следующих товарищей: Ванавара 1 класс - Сухов,2 класс - Гурьев,3 класс - Деньгин,4 класс - Привалихина».6

В документах фонда ФР. за 1940 год Эвенкийского окружного отдела народного образования исполкома Эвенкийского окружного Совета депутатов трудящихся п. Тура Эвенкийского национального округа содержатся следующие сведения: «- Директор ВСШ – Вахрушев И.В., учителя – отличники: Косолапова И.Г., Лункина В.М., Увачан В.С.»7.«Гурева О.В. – зав. учебной частью, Гурев В.О. – учитель, Дудко З.А. – учитель, Косолапова И.К. – учитель, Рудаков Н.В. – учитель, Панов А.С. – учитель, Привалихина Е. Ф. – учитель, Король О.В. – учитель, Камаденко В. М. – преп., Сухов А.И. – учитель».8

К 1941 году педагогический коллектив пополнился новыми учителями: «Суворова Т.Н. – учитель русского языка и литературы 8-10 кл., завуч, Билашенко Я.В. – учитель истории 5-10 кл., Войняк Екатерина – воспитатель интерната, Салаткина А. – воспитатель интерната».9

Как выглядела первая школа нашего села, мало кто помнит, но есть небольшое её описание - здание было длинным и одноэтажным. Она располагалась рядом с почтой на самой главной в то время площади.

Один из первых учеников Ванаварской школы Василий Ильич Власов рассказывает: «Я пошёл учиться в сентябре 1935 года. Школа была сначала из 4-х классов, в классе – по 5-8 человек. В моём классе было пять учеников: три мальчика и две девочки. Некоторых я помню: Григорий Панов, Анна Белявская, Трунин. Мы росли, и школа росла. В 1939 году в ней было уже 9 классов. Помещалась она сначала в одноэтажном здании, в нём же был интернат».1

2. Школа в 40-е годы.

Началась Великая Отечественная война, она коснулась каждого советского человека, в том числе учителей и их учеников. В 1941 году в Ванаварской средней школе должен был состояться первый выпуск девятиклассников, но из-за нехватки учащихся этого не произошло. Ученики – Григорий Панов, Василий Савватеев, Валентин Трунин, Василий Власов – ушли на фронт. Одновременно с ними ушли на войну и их учителя Александр Деньгин, Георгий Поспелов, Александр Сухов, Александр Панов, Николай Рудаков, Иван Вахрушин (директор школы), Войняк (имя неизвестно), Владимир Усман. И почти все учителя погибли. Они должны были учить детей вечному и разумному, ведь профессия учителя – самая мирная, самая добрая. Но вот судьба распорядилась так, что в грозный для Родины час они взяли в руки оружие и отдали свои жизни. Погибшим был поставлен памятник рядом со школой. В знаменательные дни ученики школы несли вахту памяти у обелиска, отдавая долг подвигу учителей, не вернувшихся в школьный класс.

Что мы знаем об этих людях? Александр Деньгин родился в Казачинском районе. Погиб в бою в марте 1943 г. Георгий Поспелов родился в 1905 г. в Иркутске. Погиб в бою в марте 1942 г. Валентин Трунин – ученик Ванаварской средней школы погиб в бою. Бывшие ученики, Г. Панов и В. Савватеев, вернулись с войны инвалидами. Василий Власов в августе 1942 года ушёл на фронт. Вернулся с боевыми наградами. После окончания педагогического института работал в Ванаваре учителем истории.

В годы войны, несмотря на все трудности, школа продолжала работать. В 1942 г. в Ванаварской средней школе насчитывалось уже 308 учеников.

Из воспоминаний Марии Васильевны Братчук: «В 1942 году я пошла в 6 класс. Учителя тогда в школе были замечательные, просто вторые родители. Детей жалели, ведь жизнь была холодная и голодная. Мальчишки ночью ходили охотиться на ондатру, потому что за каждую давали по 160 грамм хлеба. Потом днём они засыпали на уроках от усталости, а учителя не будили их и не ругали. Школа была двухэтажная, внизу были устроены в основном хозяйственные помещения. В сильные морозы учителя разрешали затаскивать брёвна прямо на первый этаж и там их пилить и колоть. С этого начинался наш учебный день. Сначала топили печь, потом учились. Учителя работали с нами. До сих пор помню этих добрых и ласковых женщин: Дудко Зою Андреевну, Стуканову Инну Кирьяновну, Анциферову Марию Яковлевну, Привалихину Евдокию Филипповну. Они поддерживали нас как могли. Интернат находился во дворе школы».2

Вот что воспоминает Ярославцева Валентина Александровна: «В школе всегда было тепло, светло. Помню, в классе горели 2 керосиновые лампы со стеклами. Наша обувь и варежки всегда были сухие и тёплые – об этом заботились работники школы. В 10 часов мы выходили в коридор и слушали чёрный репродуктор – передавали вести с фронта. У нас были тетради (только в 1945 году мы писали на старых газетах). Детям погибших на фронте уделяли большое внимание, старались дать лишний кусок хлеба и стакан сладкого чая. Приходишь в школу, тебя уже встречают, по головке погладят. К парте подойдёшь, а там какой-нибудь рогалик уже тебя дожидается. Учителя нам читали много книг, водили в клуб смотреть фильмы. С тех пор у меня на всю жизнь сохранилась любовь к книгам, к истории».3

Закончилась Великая Отечественная война, появилась возможность снова заняться решением мирных проблем, в том числе и вопросов связанных с развитием школы. В архивных документах того времени содержатся следующие сведения: «- Учитывая важность нормального обучения детей коренной национальности и переполненность имеющихся двух пятых классов учащимися в Ванаварской средней школе, исполком Окрсовета РЕШИЛ: Удовлетворить ходатайство Т-Чунского исполкома райсовета об открытии третьего параллельного пятого класса с учащимися коренной национальности в Ванаварской средней школе с 01 декабря с/г ».11

3. Школа в 50–60-е годы.

Первый выпуск – девять человек состоялся в 1950 году. Из общего числа выпускников того года двое (Г. Брюханов и Г. Привалихин) поступили на учёбу в Институт народов Севера (г. Ленинград), пятеро – в другие высшие учебные заведения. В 50-е годы директором школы был Константин Васильевич Стуров, участник войны, талантливый педагог. Жена его, Стурова Тамара Петровна, тоже фронтовичка, работала в школе учительницей начальных классов. В школе ребята учились столярному делу, охоте, получали знания по метеорологии на пришкольной метеоплощадке. Константин Васильевич прекрасно играл на аккордеоне, создал школьный хор.

В 60-е годы в Ванаварской средней школе преподавал математику Алексей Павлович Шестаков – участник величайшего сражения на Курской дуге, сержант-артиллерист, награждённый орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» и двумя – «За отвагу». В 1945 году участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве. Жена Алексея Павловича – Мария Васильевна – работала учителем начальных классов. Вторым директором школы из участников Великой Отечественной войны стал Михаил Васильевич Саламатов – учитель истории. Возглавлял школу и Михаил Михайлович Мазаев. В это время в школе работал Б.Е. Мартынович – учитель физики. Его жена Евгения Ивановна преподавала домоводство. Учителями начальных классов были: А.М. Черных, С.А. Тяжельникова, Т.Г. Дроздова – учитель русского языка и литературы, Тунгсон учила ребятишек немецкому языку. Географию преподавала Л.В. Лосева, химию – Г.А. Оглоблина, физкультуру - Т.И. Брюханов. Замечательно, что в школе работали учительские семьи, много было мужчин.

Много интересной информации для себя о школе я узнала из воспоминаний учителей. Тамара Петровна Брюханова вспоминает: «В 1951 году по распределению на работу попала в Ванавару. Школа в Ванаваре была двухэтажной, с кирпичными печами, каждый класс освещался пятью-шестью керосиновыми лампами. Зимой в здании было прохладно. Мы работали в очень напряжённом ритме: помимо основных обязанностей, нами велась пионерская, тимуровская, октябрятская работа, политзанятия. Учителя помогали эвенкам в налаживании быта. Ученики под присмотром учителей складывали дрова старикам, носили воду, подметали снег. Учителя вместе с детьми собирали золу для колхозного огорода, пустые бутылки: на вырученные деньги девятиклассники ездили в большие города: в Москву, в Ленинград, в Киев и в другие. ».4

Из рассказа Марии Яковлевны Привалихиной: «С 1957 года стала работать учительницей начальных классов. Я хорошо помню учителей младших классов: Тамару Петровну Стурову, Зинаиду Михайловну Тюрину, Стефанию Алексеевну Тяжельникову, Людмилу Косолапову. Детей в Ванаваре тогда было много, начальных классов - пять, и в каждом по 20-25 человек. В школе я была секретарём комсомольской организации, пела в хоре, посещала драмкружок».5

Из воспоминаний учителя Валентины Егоровны Карнауховой: «В 1963 году я приехала в Эвенкию. Преподавала русский язык и литературу. В педагогическом коллективе работали жёны офицеров из воинской части, жёны работников экспедиций. В 1963 году в школе было 242 ученика. В конце лета учителя проходили все улицы села и составляли списки учеников на предстоящий учебный год. Я вела кружок занимательной грамматики и драматический кружок. Жизнь была очень насыщенной».6

В 60–е годы ученицей Ванаварской школы была моя бабушка, Вострикова Людмила Гавриловна. «В 1966 году я пошла в первый класс. Первая моя учительница была Суздалева Лидия Никитична. В моём классе было 25 человек. Мы любили ходить на уроки физкультуры, участвовали в районных, окружных соревнованиях по волейболу и баскетболу. До сих пор помню своих замечательных учителей Петрову Л.С., Орлову Н. А., Рогач А.М., Привалихину В.Н., Салаткину А.Г., Курмакову О.П., Ворошилову Т.Г., Ворошилова В.А., Семейкина А.П., директора школы Дьячковскую А.С. На уроках труда мы шили костюмы для участников художественной самодеятельности, постельное бельё для интерната, рукавицы для охотников и т.д. В школе мы были октябрятами, потом пионерами, комсомольцами. Хорошо помню, как меня принимали в комсомол, я волновалась, отвечая на вопросы старших комсомольцев».

Моя тётя, Есина Тамара Гавриловна, тоже была ученицей Ванаварской школы. « В школе, я узнала, что такое настоящая дружба, ответственность за свои поступки. Нам было интересно, потому что мы сами придумывали и проводили вечера, конкурсы, спортивные соревнования и мероприятия между классами. До сих пор продолжаем устраивать встречи выпускников – 1974 года».

4. Школа в 80–е годы

В 80–х годах на территории села Ванавара появились экспедиции: Катангсая геофизическая, Ванаварская нефтегазоразведочная, Собинская геологопоисковая. Работники экспедиций приезжали с семьями. Количество населения возросло, почти в три раза. Для Ванаварской школы наступил новый этап развития. В выпускных классах появилось много талантливых, одарённых учеников, которые проявили себя в учебных олимпиадах, в спортивных состязаниях, в общественных мероприятиях. Это время было прервано трагическим событием – пожаром. В апреле 1984 году здание Ванаварской школы сгорело. Вместе со школой сгорели архивные документы, так как архив РОНО находился в здании школы. Из объяснительной заведующей Тунгусско – Чунского РОНО – А. С. Дьячковской от 10.03.1994г.«Оказались утраченными книги приказов Ванаварской средней школы за 1952, 1953, 1958-1964, 1969, 1974- 1978гг». 12

Из воспоминаний учителя Филиппенко Татьяны Николаевны: «Когда я училась в 10 классе, наша школа сгорела. Но после пожара все ученики продолжали учиться. Старшие классы учились в интернате, а начальные классы в музыкальной школе и в райкоме партии. Выпускные экзамены по русскому языку и математике мы сдавали в библиотеке. А все остальные в интернате. Аттестаты выпускникам вручали в доме культуры».

5. Школа в 90–е и 2000–е годы.

В 90–х годах все экспедиции прекратили своё существование в связи с полным отсутствием финансирования. Люди вынуждены были уехать. И учащихся в школе стало намного меньше. В настоящее время в Ванаварской школе обучается 433 школьника. Созданы все условия для их развития. В школе есть два компьютерных класса, реализуются программы «Информационные технологии в обучении» и «Одарённые дети», в учебный план введены общие эстетические предметы. Учащиеся нашей школы неоднократно становились участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Большое внимание уделяется здоровью ребят, а их спортивные успехи широко известны далеко за пределами Эвенкии. Большинство выпускников Ванаварской школы продолжают образование в высших и средних специальных учебных заведениях страны. В 2006, 2008гг. школа принимала участие во всероссийском конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Стала двукратным победителем и выиграла 2000000 рублей. Полученные деньги были использованы для оснащения школы современной компьютерной техникой.

В нашу школу ходили в качестве учеников, директор ВСОШ Ворошилова Т. Г., учитель биологии Акишина А. М., учителя иностранных языков Брюханова О. Ю. и Карнаухова Ю. И., учителя русского языка и литературы Котяшова М. И. и Бурдынюк Е. А., учителя начальных классов Менц Е. А., Воронина С. М., Филиппенко Т. Н., Кокорина Н. И. и Ручковская С. В., учителя физкультуры Макаров И. И. и Черных Е. С., учитель физики Панов В. В.,педагог музыкального образования Паркачева Н. А., учителя информатики Чоп В. В. и Чоп А. В., учитель технологии Семёнова А. А.

Проходят десятилетия, обновляется педагогический состав учебного заведения, приходят в школу и покидают её, отправляясь в большую жизнь, всё новые ванаварцы. Неизменным для всех остаётся одно: любовь к родной школе!

Приложения

1. Наказ 1-го Ванаварского районного туземного съезда Советов Востсибкрая, состоявшегося на ф. Ановарь 26-31 мая 1931 г. Основание: Филиал МКУ «Эвенкийский архив» в с. Ванавара. Ф.Р-4, оп.1, д.5, л.229.

2. Там же. Ф.Р-1, оп.1, д.26, л.64.

3. Отчет окрисполкома за 1938 год. Там же. Ф.Р-4, оп.1, д.4, л.10.

4. Постановление по отчетному докладу директора Ванаварской НСШ об итогах работы школы за 1, 2, 3 четверти 1937-38 учебного года, утвержденное постановлением президиума Чунского РИКа от 06.05.1938. Там же. Ф.Р-1, оп.1, д.44, л.158.

5. Протокол заседания президиума Т-Чунского райисполкома Эвенкийского национального округа Красноярского края от 21.08.1939 № 27. Там же. Ф.Р-4, оп.1, д.4, л.109.

6. Там же. Ф.Р-4, оп.1, д.5, л.229.

7. Там же. Ф.Р-8, оп.1, д.21, л.1.

8. Там же. Ф.Р-8, оп.1, д.20, л.2.

9. План подготовки школ и интернатов к предстоящему 1941-1942 учебному году. Там же. Ф.Р-8, оп.1, д.24, л.101.

10. Протокол заседания исполкома Эвенкийского окружного Совета депутатов трудящихся от 30.11.1948 № 30. Там же. Ф.Р-4, оп.1, д.13, л.22.

11. Там же. Ф.Р-1, оп.1, д.167, л.212.

12. Объяснительная заведующей Тунгусско-Чунским РОНО А.С. Дьячковской от 10.03.1994 г.

Источники устной истории.

1. Увачан В.Н. Путь народов Севера к социализму. - М.,1971; Он же Годы, равные векам. - М.,1984

2. Филиал МКУ «Эвенкийский архив» в с. Ванавара. Ф.Р-19(В). Оп.1. Д.25. Л.15-17.

3. Там же. Ф.Р-19(В). Оп.1. Д.25. Л.4-7.

4. Там же. Ф.Р-41(В). Оп.1. Д.86. Л.3.

5. Там же. Ф.Р-41(В). Оп.1. Д.52. Л.26-27.

6. Там же. Ф.Р-41(В). Оп.1. Д.52. Л.28 - 30.

7. Там же. Ф.Р-41(В). Оп.1. Д.52. Л.23-25.