ЭКСПЕРТЫ ВЕДУЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ ПОДЕЛИЛИСЬ СВОИМ ВИДЕНИЕМ ВОЗМОЖНЫХ "ТОЧЕК РОСТА" РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

Печать PDF

Видеомост Москва – Лондон – Минск – Астана на тему: "Точки роста в международных академических рейтингах" собрал на площадке МИА "Россия сегодня" представителей Минобрнауки РФ, ректоров российских вузов и ведущих международных экспертов в сфере образования.

"Международные рейтинги университетов задают стандарты современной высшей школы, и задача российских вузов не только соответствовать этим стандартам, но на каком-то этапе самим начать формировать эти стандарты", ‒ заявила заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова, приветствуя участников видеомоста.

В России важное направление развития российских вузов связано с повышением их международной конкурентоспособности. Проект 5-100, реализация которого началась в мае 2013 года, предполагает, что пять российских вузов к 2020 году войдут в первую сотню ведущих университетов мира.

По словам Людмилы Огородовой, российские университеты за период 2012-2017 годы значительно расширили свое присутствие в ведущих мировых рейтингах (включая предметные): если в 2012 году в них входило только 15 российских вузов, то на 6 декабря 2017 года данный показатель увеличился более чем в 2,5 раза. В настоящий момент в ведущих мировых рейтингах занимают свои позиции 40 российских университетов.

Кроме того, замминистра акцентировала внимание на успехах российских технических вузов в предметных рейтингах, назвав эти успехи "первым сигналом, что российская высшая школа на правильном пути". В предметный рейтинг THE по физическим наукам в этом году в топ-100 вошли два российских университета ‒ МФТИ (48) и МИФИ (89) ‒ участники Проекта 5-100. Еще 4 университета вошли в топ-200: МГУ, НГУ, ТПУ и СПбГУ.

"Очевидно, что запуск Проекта 5-100 привлек внимание российских вузов как к теме рейтингования в целом, так и к самим моделям развития университетов", ‒ подчеркнула замминистра.

Отказ от научного балласта и правильные приоритеты

Говоря о возможных "точках роста" российских вузов, директор по данным и аналитике Times Higher Education (THE) Дункан Росс указал на то, что для России крайне важно, чтобы в международных рейтингах учитывались научные исследования в совместных международных проектах класса "мегасайенс". Другая "точка роста", по его мнению, заключается в развитии определенных предметных областей.

В частности, как рассказал пожизненный член Кембриджского университета Джон Грин, за три года Кембридж значительно улучшил позиции за счет того, что выявил свои сильные стороны, избрал четкий путь, сконцентрировал ресурсы на конкретных научных направлениях, переструктурировал научные подразделения. По мнению эксперта, вузы должны выявлять наиболее эффективные научные направления, идти нога в ногу со своими исследователями, чтобы все понимали стратегию развития.

"Последние 10 лет мы видим постоянный рост российских вузов", ‒ заявила региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева. При этом она добавила, что университеты РФ исторически сильны в определенных научных областях, но раньше все это сохранялось внутри страны, а сейчас мир все больше узнает о научных исследованиях российских ученых.

Вместе с тем, она разделила мнение коллег о необходимости "избавляться от научного балласта". "Если научная лаборатория за 27 лет своего существования ничего не добилась, ее надо закрывать, нельзя расходовать ресурсы на то, что не приносит результатов", ‒ подчеркнула Зоя Зайцева.

Щедрое финансирование

Генеральный директор российского представительства консорциума вузов Китая CCN Александр Авакянц высказал мнение, что Россия могла бы перенять опыт Китая в части приоритетного финансирования высшего образования.

По его словам, за последние семь лет вузы Китая сделали существенный рывок в мировых рейтингах: "во всех популярных исследованиях появилось огромное количество китайских вузов, например, в рейтинге QS в 2010 году было представлено всего 10 китайских университетов, а в 2018 году их стало 39". "Китай тратит большие деньги на развитие высшего образования, что является частью общей стратегии страны: в 2016 году государственные расходы составили 3,9 триллионов юаней, это почти 39 триллионов рублей", ‒ рассказал эксперт. При этом, по его словам, Китай активно использует систему приоритетного финансирования, сосредоточиваясь на определенных группах вузов для их продвижения в рейтингах.

С этой целью были реализованы специальные проекты ‒ Проект 985 и Проект 211. Сейчас в Китае принят новый проект "Double World Class", который сфокусирован не только на группах университетов, но и на продвижении определенных дисциплин. Для этого проекта Китай отобрал 456 приоритетных научных направлений.

Продвижение бренда страны

Генеральный директор российского представительства консорциума вузов Китая CCN также сообщил, что Китай активно наращивает показатели по количеству иностранных студентов: в 2016 году количество иностранных студентов достигло 440 тысяч, цель на 2020 год ‒ 500 тысяч иностранных студентов. По его мнению, во многом это достигается за счет того, что Китай позиционирует на международном рынке не отдельные университеты, а единый бренд страны. "Россия может воспользоваться этим опытом, сконцентрировавшись на продвижении единого бренда России и уникальных преимуществ страны", ‒ подчеркнул эксперт.

Кроме того, еще одной возможной "точкой роста" он назвал кооперацию вузов с бизнесом, что приведет к увеличению показателя трудоустройства. "Китайские университеты тесно сотрудничают с компаниями, более того, университеты сами строят компании, например, Фуданьский университет имеет более 10 собственных госпиталей", ‒ добавил он.

Стимулы для публикаций на английском языке

Президент Центра всемирного рейтинга университетов Надим Махассен полагает, что для российских университетов очень важно повышать публикационную активность, создавать стимулы для научных публикаций на английском языке, повышать их качество, чтобы они чаще появлялись в базах Web of Science и Scopus.

"Российская специфика высшей школы заключается в том, что в России много узкоспециализированных вузов, которым сложно соперничать в международных рейтингах с классическими крупными университетами", ‒ отметил Надим Махассен. В этой ситуации, как полагает международный эксперт, один из возможных благоприятных вариантов ‒ объединение университетов, как это происходит последние годы во Франции.

13-14 декабря 2017 года в Белгороде на базе опорного университета – Белгородского государственного технического университета им. В.Г. Шухова – пройдет межвузовский форум «Опорные университеты – драйверы развития регионов».

В рамках форума состоится подведение итогов реализации проекта по развитию сети опорных университетов в 2017 году и объявление результатов конкурсного отбора университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов в рамках приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций».

На форуме запланированы панельные дискуссии по таким актуальным темам, как региональное развитие и роль университетов, приоритеты и модели взаимодействия опорных университетов с региональной властью и индустриальными партнерами, включение университетов в решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, рабочие совещания, мастер-классы и воркшопы, дискуссионные панели с участием представителей Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, руководителей субъектов Российской Федерации, институтов развития, российских университетов (национальные исследовательские университеты, федеральные университеты, опорные вузы, вузы – участники Проекта 5-100), ведущих экспертов.

В рамках деловой программы на круглых столах ведущие эксперты, представители университетов и органов государственной власти обсудят управленческие практики опорных университетов в части эффективного взаимодействия с регионом, вопросы подготовки управленческих команд опорных университетов, кооперацию как инструмент решения сложных задач инновационного, технологического и социального развития, превращение университетов в центры социальных инноваций нового поколения, опыт федеральных университетов в области регионального партнерства, лучшие практики университетов в развитии технологического предпринимательства. Также запланировано специальное мероприятие для управленческих команд региональных университетов, планирующих реализацию модели университета как опорного в регионе, посвященное модельной характеристике и ключевым параметрам программы развития опорного вуза. В мероприятии планируется участие руководства ведущих вузов – участников Проекта 5-100, ТГУ, КФУ, УрФУ, БФУ, ДВФУ.

На полях форума будет организована специальная молодежная программа по развитию проектной деятельности и предпринимательства, в т. ч. социального, реализации студенческих инициатив и др.

В рамках форума впервые будет организована выставка стратегических проектов опорных университетов России. На выставке «Стратегические проекты опорных университетов России», организованной при поддержке ФГАНУ «Социоцентр», будут представлены последние разработки, научные достижения и инновационные технологии 33 опорных университетов, ориентированные на поддержку развития субъектов Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.

Во второй день мероприятия, 14 декабря, состоится подведение итогов и объявление результатов отбора университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов в рамках реализации приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Целью создания университетских центров является включение университетов в решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В октябре 2016 года был запущен приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций», который направлен на обеспечение глобальной конкурентоспособности ведущих российских университетов, что в основном связано с реализацией Проекта 5-100, а также создание в субъектах РФ университетских центров инновационного, технологического и социального развития.

Таким образом, для российского государства не просто важно, чтобы отечественные вузы занимали высокие места в международных рейтингах, рассматриваемые как определенный индикатор их конкурентоспособности. Российское государство считает повышение конкурентоспособности университетов одним из приоритетных направлений развития, так как конкурентоспособные университеты, российское образование в целом – это ключ к конкурентоспособности государства как в сфере инновационной экономики, так и в сфере повышения качества жизни населения.

Организаторами мероприятия выступают Министерство образования и науки Российской Федерации и Национальный фонд подготовки кадров.

К участию в форуме приглашаются представители СМИ, ведущих университетов, проектных команд опорных университетов, а также представители студенческих проектных команд, участвующих в реализации программы развития опорного университета.

Даты проведения мероприятия: 13-14 декабря.

Место проведения: г. Белгород, БГТУ им. Шухова

Всю дополнительную информацию по вопросам участия в освещении работы Форума можно получить по следующим контактам: Яковчук Артем Михайлович, Директор Центр по связям с общественностью, тел. +7 (4722)54-12-12 ; e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript