Выбор читателей:

«ЛЕВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА В ХХ ВЕКЕ. ДРАМА ИДЕЙ И СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ». МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В МОСКВЕ 26–28 июня 2019 г.

Печать PDF

Организаторы:

Российский государственный архив социально-политической истории

Российское историческое общество

При участии:

Архив рабочей истории (Осло)

Государственная публичная историческая

библиотека (Москва)

Еврейский научный институт (YIVO, Нью-Йорк)

Институт всеобщей истории РАН (Москва)

Институт Грамши (Рим)

Институт имени Людвига Больцмана по изучению

последствий войн (Грац)

Исследовательский центр ЭДДА (Рейкьявик)

Музей рабочей истории (Копенгаген)

Национальный институт Ферруччо Парри (Милан)

Российский государственный гуманитарный

университет (Москва)

Университет Женевы (Женева)

Фонд Габриэля Пери (Париж)

Фонд Розы Люксембург (Берлин-Москва)

При поддержке:

Фонд «История Отечества»

Место проведения:

Российский государственный архив социально-политической истории (125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 15)

Программа конференции: pdf

В 2019 году исполняется 100 лет с момента создания III Коммунистического Интернационала (Коминтерна), учреждение которого в Москве в 1919 году стало прямым результатом победоносного переворота, совершенного российскими большевиками в октябре 1917 года. Российская революция открыла перспективу реализации левой альтернативы общественного развития в ее крайне радикальных формах, предложив для этого организационную структуру сетевого типа. Коминтерн объединил в своих рядах «строителей нового мира» – революционеров, мечтавших о новой справедливой социальной реальности, созданию которой они решили посвятить свои жизни. Вслед за Коминтерном были созданы и другие международные коммунистические организации – Профинтерн, Крестинтерн, Коммунистический интернационал молодежи и др.

Третий – Коммунистический – Интернационал стал антиподом Второго – Социалистического Интернационала.

Судьба воплощенной в СССР левой идеи радикального толка, как и судьба большинства участников борьбы за ее воплощение, оказалась трагичной, – многие погибли в революционных баталиях по всему миру, другие сгинули в годы сталинского Большого террора.

В то же время социал-демократическая альтернатива, отвергнутая левыми радикалами, сыграла значительную позитивную роль в социальной истории ХХ века, в процессах социализации и демократизации капитализма, происшедших в ХХ веке.

Осмысление произошедшего сдвига, роли и места в нем исторической компоненты представляется актуальной задачей.

Организационное оформление радикального крыла в социалистическом рабочем движении Европы напрямую связано с Первой мировой войной, однако свой окончательный облик «всемирной партии пролетариата» это течение приобрело только под воздействием Российской революции 1917 года.

Завоевание и удержание власти большевиками сплотило и умножило первоначально немногочисленные ряды их зарубежных сторонников, превратило «русский пример» в образец для подражания в различных уголках земного шара от Советской Баварии до восстания в китайском Кантоне. Окрыленные собственными победами и бесконтрольной властью внутри СССР советские лидеры Коминтерна сделали ставку на кодификацию и превознесение собственного опыта, формирование по всему миру партий профессиональных революционеров, которые рассматривали себя как «солдаты мировой революции».

Коммунисты и в России, и за рубежом только себя видели в качестве носителей и творцов общественного прогресса, отрицая компромиссы и политические союзы. Робкие попытки в этом направлении – как, например, политика «единого рабочего фронта» – рано или поздно клеймились как «правый уклон» и скрытый оппортунизм.

Проблема альтернативных путей эволюции социалистического движения, в том числе возврата к «критической солидарности» рабочих партий Европы, остается белым пятном в мировой историографии.

В то же время претензия Коминтерна и его национальных секций на роль авангарда общественного прогресса, жертвенность коммунистов в борьбе со «старым миром» порождали симпатии к левым радикалам не только среди рабочих масс Европы и населения колониальных стран.

Фактом межвоенной истории стало «полевение» мейнстрима культурной и художественной жизни, которое активно подпитывалось идеологией и практикой мирового революционного движения. Без импульсов, исходивших из России (ex oriente lux) и транслировавшихся партиями Коминтерна, невозможно понять искания авангардистов, литературно-публицистический горизонт и в более широком смысле – общественно-политический климат 1920–1930-х годы.

Родившись как один из вариантов реакции на глобальные вызовы, международное коммунистическое движение уже в первые годы своего существования попало в идейно-политическую и организационно-финансовую зависимость от страны, где партия коммунистов взяла в свою руки всю полноту власти и приступила к радикальной перестройке существующего общества. Сами идеологи ВКП(б) говорили о необходимости «большевизации»

Коминтерна, среди западных историков утвердилось понятие его «сталинизации», которое в 1990-е годы подверглось историографической ревизии. Рефлексия современного образа Коминтерна, его специфика в исторической памяти отдельных стран и регионов (страны бывшего социалистического блока, Китай, Латинская Америка) должны стать одним из содержательных акцентов планируемой конференции.

История ответила на вопрос о бесперспективности форм и методов борьбы за мировое господство под знаменем «всемирной революции пролетариата». Однако, как и любой другой исторический опыт, опыт деятельности Коммунистического Интернационала должен

быть проанализирован в условиях экономической глобализации, растущего вовлечения социальных низов в политические процессы. Нельзя оставлять без внимания и тот вклад, который внесли лидеры компартий и рядовые коммунисты в антифашистскую борьбу накануне и в годы Второй мировой войны. Нельзя забывать и о том, что само коммунистическое движение поддалось искушениям «эпохи крайностей», сформировав диктатуры, в рамках существования которых могли совершаться преступления против собственных народов.

Мировому научному сообществу солидарными усилиями его представителей еще предстоит дать анализ деятельности ушедшего в прошлое коммунистического движения, опирающийся на новые источники и современные методы исторической науки.

Столетний юбилей Коминтерна предоставляет уникальную возможность для того, чтобы ученые разных стран, идейных убеждений и историографических школ взглянули на его исторический опыт по-новому – в широком историческом контексте, во взаимосвязи с историей социал-демократии, из которой вышло, разорвав все связи, коммунистическое движение. Советская система рухнула, поскольку так и не смогла отказаться от крайностей в идеологии и социальной практике, ставших тормозом общественного развития.

Тем не менее революционные потрясения, имевшие место в целом ряде стран мира в конце второго десятилетия ХХ века, связанные с ними социальные практики, многим и сегодня представляются едва ли не единственными с начала промышленной революции факторами, способствовавшими уменьшению неравенства.

Великая Французская революция ждала собственной «историзации», т. е. избавления от оценок, диктовавшихся политическими интересами, двести лет.

Планируемая конференция должна дать серьезный толчок движению в направлении «историзации» левых организаций ХХ века.

Нам представляется правильным провести специальную Международную научную конференцию, посвященную левой альтернативе в ХХ веке, приурочив ее к столетию создания Коминтерна.

Мы рассчитываем на обсуждение не только содержательных проблем истории левой альтернативы, организаций и людей, посвятивших свои жизни этой работе, но и вопросов разыскания, хранения, использования и трансляции в различных формах соответствующих архивных комплексов.