ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО СООБЩАЕТ ОБ ОЧЕРЕДНОМ ПОПОЛНЕНИИ КОМПЛЕКСА ОЦИФРОВАННЫХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КИНО- И ФОТОМАТЕРИАЛОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ, НА САЙТЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМЕНИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА
| 15 Августа 2022
Комплекс документов (https://www.prlib.ru/collections/1298142) пополнен тысячей постановлений и распоряжений Государственного комитета обороны СССР № 1001–2000 периода с 8 декабря 1941 г. по 7 июля 1942 г. (свыше 13,7 тыс. оцифрованных листов документов).
Как и прежде (постановления и распоряжения ГКО СССР № 1–1000 были включены в Комплекс в июне–июле 2022 г.), большинство документов посвящено вопросам производства боевой техники, вооружения и боеприпасов. Так, в январе–мае 1942 г. принимается ряд постановлений о повышении динамики, улучшении проходимости и уменьшении веса тяжелых танков КВ (№ 1220сс и 1221сс от 30 января 1942 г., № 1331сс и 1332сс от 23 февраля 1942 г.). В постановлении № 1878сс от 5 июня 1942 г. ГКО СССР обратил внимание на серьезные недостатки танков КВ, выявленные в ходе их боевого применения, и приказал Кировскому заводу в Челябинске с 1 августа 1942 г. перейти на выпуск новых КВ, облегченных на 5 тонн. Новые танки получат название КВ-1с (то есть КВ-1 скоростные), будут приняты на вооружение в августе 1942 г. и примут участие в Сталинградской битве. Также 5 июня 1942 г. были изданы постановления № 1879сс и 1880сс о конструктивном улучшении и увеличении выпуска танков Т-34.
Большое внимание уделяется повышению скорости, улучшению конструкции и вооружения, форсированию производства самолетов всех типов и созданию новых опытных образцов (№ 1048сс-1050сс, 1094сс, 1435сс, 1508сс, 1509сс, 1663сс, 1664сс и др.). 24 марта 1942 г. самолеты ДБ-3Ф и 103 официально получают наименования Ил-4 и Ту-2 (№ 1498с). 24 апреля 1942 г. ГКО СССР утверждает использование двухмоторных пассажирских самолетов ПС-84 в качестве ночных бомбардировщиков (№ 1637сс). 13 марта 1942 г. выходит постановление о создании в Москве производственной базы для конструкторского бюро А.И. Микояна (№ 1436с), 9 апреля 1942 г. – для ОКБ С.В. Ильюшина (№ 1573сс).
12 февраля 1942 г. ГКО СССР по результатам полигонных испытаний принимает на вооружение Красной армии 76-мм пушку ЗИС-3 (№ 1274сс от 12 февраля 1942 г.). Эта пушка, разработанная заводом № 92 под руководством В.Г. Грабина, стала самым массовым артиллерийским орудием Великой Отечественной войны и одним из лучших орудий Второй мировой.
В связи с успешным контрнаступлением Красной армии зимой 1941–1942 гг. и отступлением противника на запад принимаются решения о восстановлении производства на площадях эвакуированных заводов Москвы и других освобожденных территорий (№ 1038сс и 1039сс от 17 декабря 1941 г.; № 1088сс, 1091сс, 1113с от 3 января 1942 гг.). Также в январе–феврале 1942 г. начинается процесс реэвакуации в столицу людей, промышленных предприятий, наркоматов, высших органов власти РСФСР и СССР, других организаций и учреждений (№ 1125с, 1142, 1143, 1166, 1168, 1169, 1183с –1186с, 1201с, 1215, 1259с, 1296сс и др.). В мае 1942 г. появляется несколько решений о Московском метрополитене: №№ 1766 и 1767 – об оплате проезда и режиме работы, № 1822с – о строительстве Замоскворецкого радиуса 3-й очереди метро.
В данный период ГКО СССР принимает ряд важнейших постановлений, касающихся снабжения блокадного Ленинграда и Ленинградского фронта. Постановлением № 1132с от 11 января 1942 г. утверждались новые, повышенные нормы отпуска продовольствия, которые были введены в феврале 1942 г. Постановления № 1423с от 11 марта и № 1565сс от 9 апреля 1942 г. были призваны организовать процесс доставки грузов в Ленинград через Ладожское озеро в навигацию 1942 г. 25 апреля 1942 г. ГКО СССР издал постановление № 1652сс «О строительстве подводного 4-дюймового бензинопровода станция Мыс Кареджи – станция Ладожское озеро (Ленинград)». В целях снабжения города и фронта топливом, которое уже было на исходе, приказывалось построить подводный бензинопровод по дну Ладожского озера в кратчайшие сроки – всего за 55 дней. 19 июня, на 10 дней раньше поставленного срока, по подводной «артерии жизни» в Ленинград поступила первая партия топлива. На тот момент, даже не принимая во внимание обстоятельства и тяжелейшие условия, это строительство не имело аналогов не только в СССР, но и в мире (подробнее см.: https://vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_1918).
Большое количество документов ГКО СССР посвящено восстановлению и строительству новых железных дорог. Среди них те, которые вскоре стали «дорогами жизни» для Сталинграда: Кизляр – Астрахань (№ 1003с от 8 декабря 1941 г.) и знаменитая Волжская рокада – магистраль Свияжск – Ульяновск – Сызрань – Саратов – Сталинград (№ 1190с от 23 января 1942 г., № 1286сс от 15 февраля, № 1375сс от 3 марта, № 1461с от 16 марта, № 1467с от 17 марта, № 1857сс от 4 июня 1942 г.). Летом 1942 г. железнодорожные и шоссейные коммуникации к Сталинграду были перерезаны, однако новые железные дороги строились в рекордные сроки, постепенно вводились в эксплуатацию и во многом обеспечили победу в Сталинградской битве.
Значительный блок документов составляют постановления и распоряжения о создании новых воинских формирований (№ 1211сс от 25 января 1942 г. о создании Волжской военной флотилии), о назначении членов военных советов военных округов, фронтов и армий, уполномоченных ГКО СССР, других кадровых назначениях. Среди них постановление № 1723 от 11 мая 1942 г. о назначении А.М. Василевского начальником Генерального штаба Красной армии, написанное от руки И.В. Сталиным. 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения (№ 1837сс).
Последние постановления из публикуемого блока документов приходятся на начало июля 1942 г. и посвящены вопросам эвакуации населения и предприятий из Воронежской, Орловской и Ворошиловградской областей, к которым приблизилась линия фронта (№ 1966сс – 1984сс от 4 июля 1942 г.; № 1996сс – 1999сс от 7 июля 1942 г.).