РАСШИРЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛЕМИКИ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII вв.
| 16 Ноября 2012
НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОБРАЩЕНИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПОЛЕМИСТОВ К СОЧИНЕНИЯМ ПСЕВДО-ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА
В статье предпринята попытка установить связь между процессом расширения спектра идей Псевдо-Дионисия Ареопагита, используемых православными полемистами, и расширением проблемного поля межконфессиональной полемики в конце XVI – первой половине XVII в., а также с событиями, происходившими в религиозной и интеллектуальной жизни того времени. Традиция обращения к Corpus`u Areopagiticum рассмотрена в ее генезисе: от первичных апелляций к сочинениям Псевдо-Дионисия в узловых моментах конфронтации до расширения полемики, которое выразилось в возникновении дискуссий о церковно-богослужебной обрядности.
Наиболее востребованные фрагменты Ареопагитик накануне и непосредственно после Брестского собора прямо или косвенно касались трех ключевых вопросов полемики: догмата об исхождении Святого Духа, представления о церковной иерархии, а также фрагменты, которые могли бы быть использованы при критике латинской «внешней» мудрости. Это можно наблюдать в сочинениях Василия Суражского и Ивана Вишенского.
С течением времени полемика приобретает более широкий характер и касается различных богословских и церковно-исторических вопросов. Среди православных памятников такого рода можно назвать «Палинодию» и «Книгу о вере Единой, Святой, соборной, Апостольской Церкви, которая под рассудок Церкви Всходей поддается» Захарии Копыстенского. В последней, например, наряду с критикой догмата filioque, отвергается католический догмат о чистилище, раскрывается смысл молитвы, поста и крестного знамения, а также рассматриваются таинства причастия и соборования. В этих фрагментах обнаруживаются первые отсылки к присутствующим в Ареопагитиках описаниям таинств и анализу их значения, обозначая тем самым возникновение интереса к этим элементам учения Ареопагита.
Процесс расширения спектра идей Ареопагитик, используемых православными полемистами, наблюдающийся во второй четверти XVII в., явился результатом изменений, происходящих в интеллектуальной жизни Юго-Западной России того времени. Деятельность митрополита Петра Могилы имела своей целью, кроме прочего, очищение и приведение в порядок церковно-богослужебной обрядности. В исследовательской литературе неоднократно констатировалось появление особого интереса к литургике. В подобных обстоятельствах кажутся не случайными множественные факты обращения православных авторов к трактату Ареопагита «О церковной иерархии», а именно, к описанию таинств и их символическому значению.
В такой перспективе важным является рассмотрение влияния соответствующих идей Ареопагита в изданной в 1644 г. в Киево-Печерской лавре книге «Лифос, или Камень, брошенный с пращи истины святой Православной Русской Церкви на сокрушение лживотемной Перспективы... Кассиана Саковича». Как отмечалось исследователями, книга, в отличие от сочинений конца XVI - первой четверти XVII в., на редкость миролюбива по тону, авторы «Лифоса» опровергают нападки на православные обычаи показывая, что православный обряд соответствует тому, что свершался еще в апостольские времена. В первой части авторы «Лифоса» опираются на Corpus Areopagiticum при защите православной сакраментологии: в разделах, посвященных рассмотрению таинств крещения, миропомазания, причастия, священства. Нередки случаи обращения к идеям Ареопагитик и во втором разделе «Лифоса», как в вопросах касающихся православной обрядности, так и отдельных сторон бытовой церковной жизни.
Проведенный анализ обращений православных полемистов к сочинениям Псевдо-Дионисия Ареопагита дает возможность выдвинуть гипотезу об условном выделении трех этапов в истории межконфессиональной полемики: первый этап (конец XVI – первое десятилетие XVII в.); второй этап (10 – 20-е гг. XVII в.); третий этап (30 – 50-е гг. XVII в.).
(В основе статьи – научное сообщение кандидата философских наук, преподавателя РГГУ Пуминовой Натальи Владимировны на международной конференции «Россия и Польша: историки и архивисты в познании общего прошлого», прошедшей 11-12 мая 2012 г. в Российском государственном гуманитарном университете)