| 03 Декабря 2016
О.А. БЕЛЯКОВА, г. Красногорск, Российская Федерация
ОСОБО ЦЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ РГАКФД: ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
К 90-летию Российского государственного архива кинофотодокументов и памяти заслуженного профессора РГГУ, основателя факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ В.М. Магидова.
Кинофотодокументы, хранящиеся в Российском государственном архиве кинофотодокументов, являются составной частью Архивного фонда Российской Федерации и в комплекс задач, направленных на обеспечение их сохранности, входят вопросы выявления, учета, хранения документов, отнесенных к категории особо ценных.
В архиве работа по выявлению особо ценных документов начала проводиться в середине 1940-х годов. С 1945 года в архиве начали выявлять особо ценные кинодокументы для их первоочередной реставрации (хотя из-за отсутствия в архиве кинолаборатории, проводить ее не было возможности, но эти работы проводились для архива в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) и в Госфильмофонде). К примеру, за 1953 год для проведения необходимой реставрации кинодокументов были переданы в НИКФИ более 200 коробок и около 100 коробок в Госфильмофонд. В течение года проводилась также плановая проверка технического состояния особо ценных кинодокументов – было проверено 50 ед. хр. (11577 метров пленки). Страховые копии были изготовлены с 763 ед. хр. кинодокументов. В следующем 1954 году, как и в предыдущем, профилактическая обработка архивных кинодокументов проводилась в других учреждениях, т.к. в архиве все ещё не было своей технической базы, там же осуществлялось изготовление страховых копий с наиболее ценных документов. Страховые копии в 1954 году были изготовлены ещё с 13 ед. хр. кинодокументов. И только 1 сентября 1955 года в архиве была введена в строй кинолаборатория, и началось опытное копирование и реставрационно-профилактическая обработка наиболее ценных кинодокументов. В 1956 г. архив освоил копирование кинодокументов и впервые в своей истории в своей лаборатории изготовил 70941 метр копий для пополнения комплекта, для пользователей и страхового копирования ОЦ кинодокументов.
В процессе работы по выявлению ОЦ кинодокументов, проводимой в эти годы, основное внимание обращалось на документы общественно-политической тематики в основном, советского периода. К категории ОЦ КД были отнесены все выпуски «Совкиножурнала», «Союзкиножурнала», журналы «Новости дня».
Выявление особо ценных фотодокументов в эти годы имело свою особенность: проводилось выявление ОЦ фотодокументов как из числа вновь поступивших в архив материалов в процессе научно-технической обработки, попутно с внесением записи в описи и составлением карточки на ОЦ фотодокументы (которые впоследствии снабженных контрольными фотоотпечатками), так и из числа ранее принятых фотодокументов. Выявление ОЦФ из числа ранее принятых ФД могло осуществляться либо по систематическому каталогу, либо по инвентарным книгам и справочным карточкам особо ценных документов. Каждый из этих двух методов работы имел свои плюсы и минусы. Отсутствие контрольных отпечатков на многих карточках систематического каталога значительно снижало эффективность первого метода, второй метод более надежный, но был намного длительнее. Затем карточки на ОЦД систематизировались по темам, соответствующим разделам систематического каталога. На этом этапе проводились также работы по выявлению и удалению из картотеки дублетных и худшие вариантов. Окончательное решение о взятии на учет документов как особо ценных принимало ЭПК архива, члены которой предварительно просматривали карточки с контрольными отпечатками. На все ОЦФ создавались страховые копии. Комплект страховой копии в эти годы состоял из негативной копии /дубль-негатива/ на пленке и позитивной копии на фотобумаге, лишь в 1970-е годы позитивную копию стали печатать на пленке. В 1956 году с вводом в строй своей кинолаборатории в архиве вдвое увеличилось изготовление страховых копий на фотодокументы, к примеру, с альбомного фонда – за этот год было изготовлено 3860 страховых дубль-негативов.
Из кинофотодокументов дореволюционного периода выявлялись особо ценные документы по истории Русско-японской войны 1904-1905 гг., Первой мировой войны 1914-1918 гг. Кинофотодокументы дореволюционного периода по истории внешней и внутренней политики России, русской армии, Дома Романовых (интерес к которым особенно возрос после 1990-х годов) вообще не рассматривались с точки зрения выявления особо ценных документов.
В архиве были разработаны Инструкции о порядке выявления, учета уникальных и особо ценных документов и создании на них страхового фонда (1967, 1970, 1986 гг.) на основе отраслевых нормативно-методических разработок в виде Методических рекомендаций по работе с особо ценными документами в государственных архивах 1958, 1980, 1983, 1986 и 2006 гг.
Однако, в последние годы в связи с тем, что в конце 1990-х гг. стала осуществляться программа по созданию Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации и были разработаны критерии выявления уникальных документов и методика их отбора, необходимой и актуальной стала разработка и новых теоретико-методических подходов к выявлению особо ценных документов в целях создания Страхового фонда, уточнение состава и толкования критериев выявления особо ценных документов с учетом нового видения исторического развития России. Определенное развитие получило и само понятие особо ценных документов (ОЦД), зафиксированное в ФЗ «Об архивном деле в РФ» от 22.10.2004 года № 125, как документов имеющих непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования.
Учитывая изменившиеся подходы к составу и содержанию особо ценных кинофотодокументов выявление должно проводиться с позиции объективной оценки исторических событий, явлений и лиц, зафиксированных в документах.
В 2010 году силами главных специалистов отдела обеспечения сохранности и государственного учета документов РГАКФД была разработана Инструкция «По выявлению особо ценных кинофотодокументов РГАКФД». Инструкция основана на нормативных требованиях, содержащихся в ФЗ «Об архивном деле в РФ» от 22.10.2004 г. №125, «Правилах организации хранения, комплектования, учета и использовании документов АФ РФ и других архивных документов государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» Москва, 2007 г., Методических рекомендациях по выявлению, учету, хранению особо ценных кинофотодокументов государственных архивов и созданию на них страхового фонда. Москва, 1986 г., Методических рекомендациях по работе с особо ценными документами в государственных архивах РФ. Москва, 2006 г.
При подготовке Инструкции был также использован накопленный многолетний опыт работы сотрудников РГАКФД по этой работе.
Выявление особо ценных кинофотодокументов является самостоятельным видом работы, включенным в ежегодный план отдела обеспечения сохранности и государственного учета документов. При этом объём выявленных особо ценных кинофотодокументов не планируется, планируется только количество просматриваемых с этой целью документов (на сегодняшний день это 1500 ед. хр. КД, 1500 ед. хр. ФД и 200 альбомов).
В Инструкции даны критерии определения особо ценных кинофотодокументов (ценность содержащейся в документе информации, время создания документа, подлинность, авторство документа), указана методика выявления, учета и хранения особо ценных документов. Следует, однако, сказать, что методика выявления особо ценных фотоальбомов имеет некоторые особенности. В частности, фотоальбом считается особо ценным документом полностью, если к категории особо ценных документов отнесен в нем хотя бы один фотоснимок. Также при выявлении особо ценных фотоальбомов обращается внимание на фотографическое качество и техническое состояние фотоснимков в альбоме. Низкое фотографическое качество и плохое техническое состояние фотоснимков в фотоальбоме (выцветшие, с нечетким изображением) могут быть одной из причин, по которой фотоальбом не может быть отнесен к категории особо ценных. Проверка наличия особо ценных документов проводится 1 раз в 5 лет. В случае необходимости реставрация оригиналов особо ценных документов осуществляется в первоочередном порядке. При наличии фонда пользования, а он обязательно создается вместе со Страховым фондом, оригиналы особо ценных документов для использования не выдаются. Опыт работы с особо ценными документами архива подтверждает, что состав выявленных особо ценных документов со временем может меняться. Благодаря проведению повторного выявления особо ценных кинофотодокументов (практика такого выявления уже давно существует в архиве), пополнились и значительно расширились состав и тематика особо ценных документов. С 2017 года в архиве начнет проходить работа, по критической оценке, и уточнению всего состава особо ценных кинофотодокументов, выявленных в ранние годы.
Работе по выявлению особо ценных документов уделяется большое внимание и это приносит свои результаты.
На сегодняшний день в архиве выявлено особо ценных кинодокументов – 49000 ед. хр. (9789 ед. хр. оригиналов). Страховой фонд создан на 7077 ед. хр. (69,2 %), и он весь отправлен в Центральное хранилище страхового фонда (Тюменская область г. Ялуторовск). Особо ценных фотодокументов выявлено – 50051 ед. хр. (в том числе 657 альбомов). Страховой фонд создан на 30896 ед. хр. (62%).
Два архивных документа включены в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации:
- Арх № 6799 Специальный выпуск киножурнала «Новости Дня» 1945 г. производство ЦСДФ «Подписание Декларации о поражении Германии и о взятии на себя верховной власти Правительствами четырех союзных держав», режиссер Р. Гиков;
- Арх. № 323 Личный семейный альбом Императора Александра II, 1860-1870 гг., 390 снимков, фотографы: Левицкий, Бергамаско, Деньер и другие.
Хочу остановиться на перспективах выявления особо ценных документов. С 1992 года архив начал комплектоваться видеодокументами. А с 2008 стала проводиться работа по выявлению особо ценных видеодокументов. На государственном хранении находится 9879 ед. хр. видеодокументов, на сегодняшний день выявлено особо ценных – 41 ед. хр. (57 ед. уч). Архивистам понятно, что видеоформат, в частности (Betacam SP) не пригоден для архивного (длительного) хранения. Максимально без изменения видеодокумент храниться 6 - 8 лет. Кассеты надо постоянно перематывать и проверять в отделе технического контроля: измерять уровень шума, уровень звука, проверять выпадение по строкам. Если постоянно перезаписывать кассеты, то при каждой перезаписи теряется до 10 % качества записи.
Как показывает мировой опыт работы с аудиовизуальными документами, на сегодняшний день только кинопленка является самым надежным носителем информации в процессе длительного хранения.
С 2012 - 2015 гг. г. в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» 2012 - 2018 гг.» архиву были выделены средства для перевода на кинопленку особо ценных видеодокументов. За эти годы были переведены на кинопленку видеофильмы о Президенте России Б.Н. Ельцине, возвращении в Россию писателя А.И. Солженицына, видеосюжеты о событиях в Чеченской Республике, съемки Парада Победы на Красной площади в честь 50-летия Победы над фашистами 9 мая 1945 г. (это последний парад, на котором ветераны Великой Отечественной войны прошли в пешем строю по Красной площади), «Курск. Последний причал» 2002 г. (о подъеме атомной подводной лодки «Курск», затонувшей 12 августа 2000 г со дна Баренцева моря). К каждому видеофильму был изготовлен на пленке следующий комплект: контратип изображения, страховая копия (лаванда), негатив фонограммы и контрольный позитив. Таким образом, 25 ед. хр. (27 ед. уч.) переведены на кинопленку и страховые копии отправлены в Центральное хранилище страхового фонда. На сегодняшний день еще 16 ед. хр. особо ценных видеодокументов ждут своей очереди, это такие видеофильмы как циклы «Моя война» с воспоминаниями участников Великой Отечественной войны 1995 - 2000 гг., «Граждане Беслана» рассказ свидетелей и пострадавших о теракте в школе №1 города Беслана 1 - 3 сентября 2004 г.), «Крым. Путь на Родину» 2015 г. и др. Работа по переводу видеофильмов на кинопленку требует большого внимания, четкости (особенно при оцифровке звука), помимо этого требуются большие денежные вложения. Около 20 млн. рублей стоил перевод 25 ед. хр. видеофильмов (868 ед. хр. кинокоробок). Чтобы и в дальнейшем архив мог заниматься этой работой, нужна специальная государственная программа.
За годы своего существования в РГАКФД сумели собрать, описать и сохранить практически всю зримую историю России для сегодняшних и будущих поколений. За этим стоит самоотверженный труд не одного поколения архивистов.
Сведения об авторе
Белякова Ольга Александровна, заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов, Российская Федерация, г. Красногорск, ул. Речная, д. 1, 8 (495) 563-38-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript