| 28 Декабря 2020
В 1895 году французы Луи и Огюст Люмьер получили патент на изобретённый ими аппарат «Синематограф». 22 марта того же года на конференции, посвящённой развитию французской фотопромышленности братья Люмьер представили публике первый фильм на большом экране «Выход рабочих с фабрики». Этот же фильм открыл знаменитый первый платный киносеанс из десяти фильмов в Париже в подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 года. Именно эта дата и стала датой празднования «Международного дня кино».
В Центральном государственном архиве Московской области находится на хранении статья «Кино в деревне (из опыта работы Подольского уисполкома Московской губернии)», написанная для журнала «Советское кино», который выпускался с 1925 по 1928 год. Издания 1925 года были посвящены статистике кинопроизводства, отчетам и работе киностудий. Каждый номер представлял собой объемистое ведомственное издание с небольшим количеством иллюстраций. С 1926 года журнал увеличил свой формат вдвое, но стал тоньше.
По своей доступности и привлекательности кинематограф до сих пор продолжает занимать важное место в проведении досуга миллионов граждан. В начале 1920-е годов началось постепенное проникновение кино и в сельскую местность. Когда кинопередвижки приезжали в деревню – это был праздник для всех жителей. Крестьяне одевались в праздничные наряды. Желание увидеть кино нередко пересиливало влияние традиционных ограничений и запретов. Но жители деревень не только смотрели кино, но и интересовались и самим процессом кинопроизводства, работой аппаратуры. Киномеханики позволяли деревенским жителям запускать работу проектора.
Большим успехом пользовались киноленты, строящиеся на приключенческих сюжетах: детективы, фильмы про любовь, исторические картины о Гражданской войне и т.д. Так, в основу сюжета популярного в те годы фильма "Евдокия Рожновская" была положена история сельской жительницы, ушедшей от постоянных побоев мужа в город. Вставшая на путь революционной борьбы и вступившая в партию большевиков Евдокия вернулась после революции в родное село, чтобы налаживать новую жизнь. Этот сюжет был понятен обыкновенному зрителю. А вот научные фильмы практически не демонстрировались в деревнях. Зрители начинали скучать уже после нескольких минут просмотра, так как в своем большинстве они были неграмотными.
Кино стало действительно самым массовым искусством, оно обслуживало все слои населения и стало подлинным оружием идеологического, эстетического и культурно-воспитательного фронта.