| 02 Июля 2021
В 1884 году в Москве появилась Исполнительная санитарная комиссия, благодаря работе которой острозаразными инфекциями москвичи стали болеть куда реже.
Вопросами общественного здоровья в Москве занимались давно. Развиваться врачебно-санитарного дело стало в начале XIX века. А органы постоянного санитарного надзора были учреждены летом 1884 года. Документы об истории возникновения санитарного надзора сохранились в Главархиве.
Появление постоянного санитарного надзора обуславливалось частыми эпидемиями холеры, тифа, дизентерии и других болезней, которые возникали от плохого качества и неправильного хранения продуктов. Особенно дело касалось торговых и кулинарных заведений, загрязнения воды, отсутствия чистоты на улицах и в помещениях. Все это привело к тому, что во второй половине XIX века с опорой на развитие гигиены как самостоятельного направления в науке в Москве был учрежден постоянный санитарный надзор.
До этого момента в Москве создавали лишь временные санитарные комиссии, совершали попытки организовать постоянную службу. Однако именно летом 1884 года Московская городская дума, обсудив доклад Комиссии общественного здравия, постановила создать постоянную Исполнительную санитарную комиссию при Думе, а также учредить должности санитарных попечителей и санитарных врачей.
Такое решение было связано с предотвращением возникновения и развития в городе холеры, которая, к сожалению, периодически появлялась в Москве.
Исходя из приговора Московской городской думы, который состоялся летом 1884 года, новая Исполнительная санитарная комиссия включала в себя 20 санитарных попечителей, избиравшихся Думой, и 20 санитарных врачей, назначавшихся Московской городской управой. Каждый из отобранных людей отвечал за специальный санитарный участок, на которые поделили город. Жалование санитарным врачам определили в 125 рублей в месяц (для сравнения: в переводе на современность килограмм говядины тогда стоил примерно 45 копеек, а пальто можно было купить примерно за 15 рублей). Комиссию возглавлял санитарный инспектор.
Кроме того, что санитарный инспектор занимался управлением комиссией, он также должен был собирать статистические данные санитарных врачей о рождаемости, заболеваниях и смертности, а также обрабатывать эти данные. Так городские власти знакомились с демографической и эпидемиологической ситуации в городе.
На санитарных попечителей ложилась ответственность за контроль над санитарным и гигиеническим состоянием, а также уровнем заболеваемости на своих участках. Они должны были оповещать население во время эпидемий о принятых властями мерах, распоряжаться пожертвованиями. Кроме того, санитарным попечителям предоставлялось право осмотра всех домов, фабрик, торговых заведений и других мест на своих участках.
Санитарные врачи составляли полные медико-топографические очерки своих участков, вели наблюдение за санитарно-гигиеническими условиями жизни бедного населения. Они также наблюдали за обстановкой в общественных и частных учреждениях: постоялых дворах, банях, школах, больницах, родильных приютах, фабриках, торговых складах (особенно со старыми вещами). Осуществлялся санитарными врачами и контроль за состоянием кладбищ.
Если возникали прецеденты заразных болезней, участковый врач должен был посетить больных и оказать им требуемую медицинскую помощь. После этого все сведения в срочном порядке передавали санитарному попечителю для того, чтобы решить, какие меры следует принять против распространения инфекции.
Уже в первые годы своего существования санитарной комиссии удалось много добиться: например, были разработаны меры для дезинфекции ночлежных домов, которые являлись крупными очагами распространения заразных болезней. Комиссия следила за безопасностью продуктов и напитков, за условиями их хранения и продажи. Благодаря умелым действиям московской санитарной службы коэффициент общей заболеваемости острозаразными болезнями в начале ХХ века в Москве был ниже чем в тогдашней столице Российской империи – Санкт-Петербурге.
Источник: https://www.mos.ru/news/item/92548073/