Выбор читателей:

К 190-ЛЕТИЮ ИСТОРИКА ДМИТРИЯ ИЛОВАЙСКОГО ГЛАВАРХИВ РАССКАЗАЛ О ЕГО ЖИЗНИ

Печать PDF

В Главархиве сохранились документе о том, как Иловайского приняли за тайного агента в Австро-Венгерской империи.

Иловайский родился в семье мещан в Раненбургском уезде. Окончив Рязанскую губернскую гимназию, в 1850 году он поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В разгар Крымской войны в 1854 году Дмитрий Иловайский в патриотическом порыве вместе с другими студентами принял решение поступить в действующую армию и подал прошение о досрочной сдаче экзаменов для окончания университета. Ему разрешили раньше времени закончить университет с присвоением за отличные успехи степени кандидата. Однако Иловайскому не удалось попасть на войну - врачи обнаружили в его организме начинающийся туберкулез, и признали негодным к военной службе. В Главархиве Москвы сохранились материалы об известном историке.

После окончания учебы Дмитрий Иловайский вернулся в Рязань, где стал преподавать в гимназии, и параллельно начал заниматься научной деятельностью по истории родного края. После блестящей защиты диссертации на тему «История Рязанского княжества» он получил степень магистра русской истории в 1859 году. К этому моменту Иловайский уже был старшим учителем истории в Московской 3 гимназии. После получения степени магистра он стал адъюнктом (помощником профессора) на кафедре всеобщей истории университета.

Казалось, все пути к блестящей преподавательской карьере открыты, но в 1862 году Дмитрий Иловайский уходит в отставку и всецело посвящает себя науке. Он предпочел заниматься только научной работой, не отвлекаясь на обучение студентов. Университетские власти проявили понимание и даже разрешили не возвращать пособие в 500 рублей, выданное ему учебным заведением для отъезда с научной целью за границу.

С этого момента Иловайский посвятил свою жизнь научным исследованиям, публицистике и разработке учебников по истории, в чем ему значительно помог преподавательский опыт. Учебники Иловайского выдержали множество изданий и были очень распространены. По ним училось несколько поколений. Благодаря доходам, полученным от издания учебников, оставшееся свободное время ученый мог посвятить непосредственно науке, став одним из самых известных русских историков. В 1870 году Дмитрий Иловайский защитил в Московском университете докторскую диссертацию и стал доктором русской истории.

Иловайский часто путешествовал для сбора материалов и в ходе поездок попадал в довольно неожиданные ситуации. Одним из самых неприятных происшествий его жизни стал инцидент в городе Галиче в Галиции, которая тогда принадлежала Австро-Венгерской империи. В 1877 году во время русско-турецкой войны Иловайский совершил поездку в Болгарию под Плевну. На обратном пути он заехал в Галич, чтобы познакомиться с бывшей столицей древнего Галицкого княжества, где безобидное общение с местным ксендзом (польским католическим священником) закончилось для историка неожиданным образом. Как выяснилось позже, ксендз донес в полицию, что в городе появился опасный московский агент.

По возвращении в заезжий дом (гостиницу) путешественник увидел в своей комнате двух жандармов, которые отвели его в местное полицейское управление. После краткого допроса, придравшись к отсутствию в паспорте австрийской визы, которую никогда раньше не требовали, его вещи подвергли обыску. Мало того, провели и личный обыск, потребовав от историка раздеться при открытой двери и многочисленных зеваках. После публичного унижения Иловайского под вооруженным конвоем этапировали сначала в губернский город Станиславов, а затем во Львов, где поместили в одиночную камеру в местной тюрьме. Только на следующий день местная полиция вызвала его на допрос. Несмотря на доказательства, что ученый и раньше посещал Галицию с научной целью, местные власти требовали от него подтверждения его личности. Просьбы телеграфировать в российское посольстве в Вене оказались безрезультатны.

Спас Иловайского от издевательств местный редактор галицко-русской газеты «Слово» Площанский. Развив активную деятельность по подтверждению того, что Иловайский действительно историк, а не загадочный агент, Площанский добился его освобождения, правда, с немедленной депортацией в Россию. Три дня плена, как называли это происшествия газеты, закончились. Инцидент вызвал большой резонанс в России. Все выражали Иловайскому сочувствие, а по поводу галицийских властей – негодование. Председатель Московского археологического общества граф Уваров направил Площанскому специальное благодарственное письмо за деятельное участие в освобождении ученого. Больше Иловайский старался в такие ситуации не попадать.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/102969073/