Выбор читателей:

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ: ГЛАВАРХИВ – О ТОМ, КАК СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ НА ВОДЕ РАБОТАЛИ В 1940-Х ГОДАХ

Печать PDF

Лето 1946 года выдалось в Москве жарким. Многие горожане в поисках спасения от жары устремились к водоемам, в первую очередь – к Москве-реке, главной водной артерии столицы, чтобы искупаться или посидеть в прохладе у воды. Однако вода оказалась опасной стихией. Только до конца июня того года было зарегистрировано 35 несчастных случаев, которые произошли у воды. 28 из них окончились печально. Поэтому чиновники Моссовета решили срочно изучить состояние дел в спасательных службах города.

Выяснилось шокирующее обстоятельство: на воде спасательные работы никто не проводил. До Великой Отечественной войны контролем за использованием маломерных судов и плавательных средств, поддержанием должного общественного порядка в местах купания и спасательными работами занимались сотрудники московской организации ОСВОД (Общество спасения на водах). В штате находилось 564 специалиста городской службы и около 10 тысяч дружинников-добровольцев. 2000 тысячи сотрудников постоянно несли посменную службу на всех участках Москвы-реки в пределах города от Перервинской плотины до Химкинского водохранилища.

Всего участок водного пути составлял 50 километров. Вдоль него располагались семь спасательных станций и 95 спасательных постов, то есть одна станция приходилась на семь километров водного пути, а один пост – примерно на каждые 550 метров. Все станции и посты были оснащены средствами связи и наблюдения, медицинским оборудованием. Фактически, откуда бы москвич не взглянул на главную столичную реку, в его поле зрения обязательно оказалось бы маломерное судно спасательной службы. Подобные суда составляли весьма внушительный флот: 25 быстроходных моторных катеров (по одному на два км трассы) и около 500 гребных шлюпок – минимум по четыре на каждый пост.

Во время Великой Отечественной войны дружинники и специалисты ушли в армию и на флот, туда же были переданы плавательные средства. В итоге в декабре 1943 года Совет народных комиссаров ликвидировал городскую организацию ОСВОД и передал спасательную службу в ведение наркоматов морского и речного флотов. После войны сотрудники спасательной службы работали только в портах, где было большое скопление людей и грузов. Спасательная служба на Москве-реке находилась в подчинении Управления пароходства канала Москва-Волга и обслуживала порт Химки, Западный порт, Южный порт и два речных вокзала: Северный и Южный.

Спасательных станций на Москве-реке осталось только две – в Химках и Кожухове, а между ними находилось только четыре спасательных поста. Весь штат спасателей составлял менее 100 человек, а реально постоянно дежурили на работе только 85 человек. Катеров осталось только два, по одному на спасательную станцию, но служили они лишь плавучей декорацией, простаивая у причалов, ибо горючее спасательной службе не выделялось. В распоряжении спасателей осталось только 30 гребных шлюпок в рабочем состоянии, а работников не хватало.

В результате участок Москвы-реки в районах Красной Пресни, Ленинских гор, Нескучного сада, а также Крымский и Новоспасский мосты не обслуживались спасателями. Количество пригодных для купания мест также сократилось из-за наличия погрузочных зон вокруг производственных предприятий. На дне реки находились бревна затонувшей древесины. Нырять было опасно, но люди продолжали это делать, не выбирая места для заплывов.

Уровень культуры отдыха у воды также сильно упал: загрязнение берегов и даже пляжей мусором, случаи пьяного хулиганства и случайного утопления стали частыми. Раньше этой проблемой занимались сотрудники речной милиции, однако их штат был сокращен до 176 человек, в распоряжении которых были только 15 катеров на ходу. Сотрудники милиции теперь должны были следить за состоянием трассы канала Москва-Волга по течению Волги до Калязина, а также контролировать ситуацию на всем нижнем течении Москвы-реки до Коломны и участок Оки от Коломны до Серпухова. Это произошло потому, что водную милицию перевели из подчинения Главного управления милиции города Москвы (хотя зарплату милиционеры продолжали получать из бюджета Моссовета) и передали в распоряжение Водного отдела транспортной милиции Московского бассейна, который обслуживал водные пути от Касимова до Рыбинска. Таким образом, людям, попавшим в беду на воде, сильно везло, если поблизости оказывался хоть один сотрудник водной милиции.

По итогам проверки состояния спасательной службы в июле 1946 года Моссовет выпустил решение №27/4 «О состоянии спасательной службы и охраны порядка на Москве-реке в черте города». Благодаря исполнению рекомендаций, представленных в документе, удалось наладить работу спасательных служб, устранив все недочеты содержания, комплектования, а также восполнить дефицит кадров. Решение представлено в Главархиве. В нем сотрудники Моссовета настоятельно рекомендовали Министерству речного флота и его руководителю Е. Шашкову восстановить численность и техническую оснащенность спасательной службы как минимум до довоенного уровня, а также освободить помещения пяти спасательных станций, которые заселили работниками речного пароходства, так как у них не было жилых площадей.

Обращение членов Моссовета поступило также к министру внутренних дел СССР Сергею Круглову с рекомендацией воссоздать отдел водной милиции в столичном главке и восстановить штат и оснащенность хотя бы на уровне 1941 года, а заодно снять с городской водной милиции непосильные для нее задачи по охране Волги и Оки. В качестве первого совместного задания сотрудникам спасательной службы и водной милиции поручили провести комплексное исследование Москвы-реки и составить полную характеристику водоема с составлением перечня мест, где нельзя было купаться. В результате был запущен довольно долгий и сложный процесс восстановления работы служб спасения и охраны общественного порядка на главном водном пути столицы.

С документами Моссовета о восстановлении работы спасательной службы на Москве-реке из фонда Главархива Москвы можно познакомиться по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/141028073/