СОВЕТСКАЯ УТОПИЯ ГРИГОРИЯ АЛЕКСАНДРОВА: ГЛАВАРХИВ — О ТОМ, КАК МОССОВЕТ ПОМОГАЛ СНИМАТЬ ФИЛЬМ «ВЕСНА»

Печать PDF

Музыкальная комедия «Весна» Григория Александрова вышла на экраны в 1947 году, тогда отмечали 800-летие Москвы. Картина получила призы на Венецианском кинофестивале за оригинальный сюжет и лучшую режиссуру. В титрах этого фильма впервые пустили знаменитую заставку киностудии «Мосфильм» со скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Однако большой интерес представляют собой документы по истории создания этого фильма, потому что съемки проходили при активном содействии тогдашних членов Моссовета, о чем в Главархиве сохранились материалы.

В июне 1946 года в Моссовет на имя председателя Георгия Попова поступило письмо с киностудии «Мосфильм». Заместитель директора (а на тот момент – временно исполняющий обязанности директора) киностудии Сергей Саврасов сообщал о начале съемок нового художественного музыкального фильма «Весна». Согласно режиссерскому замыслу, фильм должен был продемонстрировать возрождение народного хозяйства после Великой Отечественной войны и возвращения горожан к мирной жизни, что и было метафорично названо весной.

Кинематографисты планировали проводить масштабные натурные съемки по всему городу, хотели заснять процесс реконструкции и восстановления столицы, в котором активное участие принимали многие москвичи. В письме представлен подробный перечень реквизита, членов массовки и необходимых локаций. Нужно сказать, что Григорий Александров хотел отразить повседневную жизнь людей во всем многообразии: планировались наблюдения и съемки процесса укладки асфальта и сценки-зарисовки в городских банях, летних кафе и даже зоомагазине.

Не меньшее внимание съемочная команда уделила технике, которая должна была появиться в кадре. Режиссер попросил Моссовет оказать содействие в предоставлении двух новых троллейбусов, двух поливалок, трех новых автобусов, двадцати легковых такси самых новых моделей. В том числе в кадре планировали появление комфортабельного такси ЗИС-101 и американской грузовой машины «Даймонд» весом в 20 тонн, которая значилась на балансе Мосгорисполкома.

Для обслуживания техники и участия в съемках на киностудии требовались строители, дорожные рабочие, водители, продавцы, пожарные. В различных местах города планировали при содействии Мосгорисполкома построить временные съемочные павильоны с полностью оборудованными интерьерами. Не забыли и про настоящие транспаранты с лозунгами про выполнение заданий четвертой пятилетки и набор подлинных плакатов, начиная от выпущенных ко Дню Победы в мае 1945-го и заканчивая первомайскими плакатами текущего 1946 года.

Для руководства столицы инициатива «Мосфильма», судя по всему, оказалась чем-то вроде подарка вселенной. Для чиновников Моссовета это был шанс показать послевоенную Москву, украшенную к юбилейным торжествам со всей возможной пышностью. Кроме того, возникла перспектива международной рекламы столицы на экране, если фильм попадет в программы кинофестивалей. Поэтому в июле 1946 года Моссовет выпустил распоряжение № 1610, где начальников всех управлений Москвы попросили оказать содействие сотрудникам киностудии и выделить профессиональных консультантов, которые бы курировали процесс съемок. Например, показывать работы по реконструкции города назначили главного архитектора Москвы Дмитрия Чечулина.

Сотрудники Управления жилищного строительства демонстрировали процесс внедрения скоростных методов строительства и новых приемов строительных работ. Сотрудники «Дормоста» рассказывали о новинках в производстве дорожных работ. Ветеран Моссовета, бессменный начальник управления пассажирского и грузового автотранспорта Иосиф Гоберман, лично заботился о том, чтобы съемки работы такси и большегрузного «Даймонда» прошли без происшествий. Были также выбраны образцовые кафе, парикмахерские и магазины, которые должны были попасть в кадр. Усиленно работали сотрудники пожарной охраны города, и даже специалисты московского зоопарка получили распоряжение в любой момент подготовить необходимых животных и провести экскурсии по запросу киногруппы.

Вероятно, ни одна музыкальная комедия в СССР не снималась с таким размахом и затратами. Результат этого необычного совместного проекта – не только очередной творческий успех Григория Александрова и Любови Орловой на экране, но и масштабная киновыставка достижений московского городского хозяйства, с успехом прошедшая по всему Советскому Союзу и за рубежом к юбилею столицы.

С распоряжениями Моссовета можно познакомиться в Главархиве Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.

Еще больше архивных кадров, сделанных на съемках знаменитых советских фильмов, можно посмотреть на виртуальной выставке Главархива «Киногород на Воробьевых горах. К 100-летию киноконцерна “Мосфильм”».

Источник: https://www.mos.ru/news/item/141641073/