Выбор читателей:

ЛУЧШИЕ ГРУЗОВИКИ: ГЛАВАРХИВ – О НАЧАЛЕ РАБОТЫ ЗАВОДА ЗИЛ В МОСКВЕ

Печать PDF

Автомобилестроение как отрасль промышленности появилась во Франции и Германии в 1880–1890-х годах. В конце XIX века производство автомобилей началось также и в России. В 1916 году в пойме Москвы-реки в Тюфелевой роще, которая располагалась под Москвой, состоялась закладка Автомобильного Московского завода (АМО). Предприятие было организовано как товарищество на паях, а его основателем выступил Торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К°». Завод был открыт в разгар Первой мировой войны по требованию членов правительства, поэтому сразу получил государственный заказ на производство грузовых автомобилей.

Так, на предприятии должны были произвести 1500 машин на общую сумму 27 млн рублей. Производственный цикл должен был начаться не позднее 7 октября 1916 года, а уже к 7 марта 1917 года было необходимо изготовить не менее 10 процентов от всей заказанной государством поставки. Часть партии составили 150 полуторатонных грузовиков, разработанных на основе лицензионной итальянской модели «Фиат-15 Tер». Однако из-за трудностей с поставками комплектующих на заводе не смогли наладить полноценное производство автомобилей к октябрю 1916 года. О сложностях, связанных с перевозками, можно узнать из документов, которые сохранились в Главархиве Москвы.

Например, члены акционерного общества «Бабкок и Вилькокс» в 1916 году писали правлению Товарищества на паях Автомобильного Московского завода следующее: «Заказанный Вами нам паровой котел в настоящий момент готов в Англии к отправке». Так как пароход между Англией и Архангельском в то время перестал ходить, заказ собирались отправить через Норвегию или Владивосток. Однако стоимость доставки по новому маршруту вырастала в два раза. В связи со сложившейся ситуацией мастерам завода поставили задачу обеспечить для производства максимальное количество отечественных деталей для грузовиков и таким образом решить проблему своими силами.

В конце 1916 года самостоятельное производство всех запчастей еще не было налажено. Поэтому приняли решение о закупке в Италии комплектов необходимых деталей, чтобы из них собирать на заводе полностью готовые машины. Для проведения закупок и обмена опытом были командированы мастера и инженеры завода, которые были застрахованы от опасностей пути в Московском отделении Первого Российского страхового общества, учрежденного в 1827 году. Таким образом, в случае получения увечий на производстве рабочие получали денежные выплаты. Всего до 1917 года на заводе успели собрать из итальянских комплектов 1300 грузовиков.

Члены правления завода думали и о том, как наладить полноценное производство автомобилей. Например, уже в ноябре 1917 года они сообщали, что могут изготовлять собственные «подшипники (бронзовые), вкладыши шатуна, части водяного насоса (алюминиевого), масляного насоса, передние поворотные кулаки, рессорные кронштейны, все работы автоматов (болты, гайки, толкачи), зубчатки цилиндрические». Письмо членов правления завода представлено в Главархиве.

В 1918 году предприятие было национализировано. Долгое время там занимались лишь ремонтом старых машин. Только 1 ноября 1924 года из цехов выехал один из первых советских грузовиков АМО-Ф-15, созданный на основе модели старого Фиата и частично из его же сохранившихся комплектующих.

В 1930-е годы завод перешел к выпуску отечественных автомобилей. В 1956 году заводу было присвоено имя общественного деятеля и одного из организаторов отечественного машиностроения Ивана Лихачева и он получил новую аббревиатуру ЗИЛ. В 2013 году на заводе прекратили сборку автомобилей, а в 2020 году на территории завода начали строительство жилых домов с прилегающим парком и набережными.

С документами по истории Московского автомобильного завода(ЗИЛ) можно познакомиться в Главархиве по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/142014073/