Выбор читателей:

ПРОБЛЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ. ИЗ ОПЫТА РГАНТД

Печать PDF


Изобразительные материалы представляют собой особую группу архивных документов и требуют индивидуального подхода при их реставрации. Правильность выбора способа реставрации и материалов для его осуществления, прежде всего, обусловлена проведением предварительных лабораторных исследований, целью, которых является определение технологических особенностей изготовления реставрируемого объекта, устранения следов, предшествовавших неквалифицированных реставрационных вмешательств и проведения последующих реставрационных мероприятий с объектом в щадящем для последнего режиме.

В данной статье изложен опыт работы реставраторов Лаборатории микрофильмирования и реставрации документов РГАНТД по реставрации изобразительных архивных материалов из фондов Российского государственного архива древних актов и Российского государственного военно-исторического архива.



Первый документ, о котором пойдет речь, из фондов Российского государственного архива древних актов представляет собой гравюру «Новая радость» (время создания – 1819 г.), выполненную на тряпичной бумаге размером 48,2х60,8 см. Основанием для реставрации послужило неудовлетворительное состояние сохранности: бумага ветхая, деформированная, загрязненная, имеет многочисленные разрывы, утраты, изломы и срывы фактуры, а также потертости печатного слоя. Гравюра ранее реставрировалась, о чем свидетельствуют подклейки с оборотной стороны. На фотографии 1 представлен общий вид гравюры до реставрации с лицевой стороны, а на фото 2 – общий вид гравюры до реставрации с оборотной стороны. Сведений о проводимых ранее реставрационных мероприятиях не сохранилось.

Перед реставрацией был проведен ряд исследований по идентификации природы клея и загрязнений, а также значения водородного показателя основы (рН). В результате исследований установлено:

клей – силикатный;

пятна светло коричневого цвета – липиды животного происхождения;

рН основы - 5,8-5,9 (при помощи рН-метра с контактным электродом);

рН основы на участках с силикатным клеем - 10 – 11 (при помощи универсального индикатора).



Прежде, чем приступить к удалению силикатного клея и последующей обработке поврежденных высокой щелочностью участков основы, была проведена механическая очистка гравюры от поверхностных загрязнений при помощи скальпеля, полужесткой кисти и пылесоса со специальной насадкой.

Далее глазным скальпелем послойно удалялась клеевая пленка, а распыленные скальпелем частички клея тщательно собирались ватными тампонами. После максимального удаления клеевой пленки с поверхности бумаги, поврежденные клеем участки основы, с подложенной под них фильтровальной бумагой, обрабатывались отжатыми ватными тампонами, смоченными 2%-м водным раствором трилона Б. Обработка проводилась на протяжении 5-ти дней под контролем универсального индикатора, до установления на обрабатываемом участке основы нейтрального значения среды (рН - 7).



Выведение жировых пятен производилось 50%-м водным раствором диметилсульфоксида. Обработку пятен производили следующим образом: под участки с пятном подкладывали фильтровальную бумаге (2-3 слоя). Ватным тампоном на стеклянной палочке наносили раствор на пятно, затем сверху накладывали фильтровальную бумагу и «отжимали» косточкой. Обработку проводили до тех пор, пока на фильтровальной бумаге перестали отражаться следы от пятен. Далее следовала промывка дистиллированной водой. После вышеописанной обработки интенсивность цвета пятен значительно уменьшилась.



В связи с неудовлетворительным состоянием сохранности основы общую промывку гравюры осуществляли дистиллированной водой на столе между листами фильтровальной бумаги. Фильтровальная бумага менялась по мере загрязнения. Для восполнения утрат основы использовалась тряпичная бумага по цвету, фактуре и толщине близкая к «авторской». После восполнения утрат, склейки и подклейки разрывов, обработки мучным клеем и разглаживания косточкой изломов основы, гравюра сдублирована на японскую реставрационную бумагу при помощи мучного клея, отпрессована между сукнами и выдержана в прессе между листами фильтровальной бумаги в течение 15 суток. На фотографии 3 представлен общий вид гравюры после реставрации с лицевой стороны, а на фотографии 4 – общий вид гравюры после реставрации с оборотной стороны.



Вторая гравюра «Сражение у Лейпцига» (время создания – XIX в.) из фондов Российского государственного военно-исторического архива, размером 55,5х70,0 см, выполнена на тряпичной бумаге и раскрашена клеевыми красками. Основа деформированная, имеет многочисленные изломы, загрязнена. На оборотной стороне по верхнему краю гравюры приклеены 4 куска пластыря. Гравюра ранее реставрировалась, о чем свидетельствуют подклеенные кусками бумаги с оборотной стороны два разрыва основы, приходящиеся на изображение.
На фотографии 5 представлен общий вид гравюры до реставрации с лицевой стороны, а на фото 6 – общий вид гравюры до реставрации с оборотной стороны.

Сведений о проводимых ранее реставрационных мероприятиях не сохранилось, поэтому прежде чем приступить к реставрации были проведены необходимые исследования, включающие в себя идентификацию клея под подклейками, состав бумажной массы самих подклеек, состояние красочного слоя и определение рН основы.

В ходе проведения предреставрационных исследований установлено:

состояние красочного слоя гравюры - удовлетворительное, однако, проба на текучесть красок показала невозможность проведения водных обработок;

в составе бумажной массы подклеек (под разрывами основы) - обнаружен лигнин, что свидетельствует о необходимости их удаления;

клей под подклейками – животного происхождения;

рН основы – 5,9 – 6,0.

Работа с гравюрой началась с удаления загрязнений и кусков пластыря. В связи с тем, что загрязнения основы присутствовали не только на ее поверхности, но и в порах самой бумаги, то удаление их производилось при помощи ватных тампонов и резиновой крошки. Резиновую крошку приготавливали из мягкой белой карандашной резинки фирмы «KOH-I-NOOR», путем натирания ее на мелкой терке. Предварительно гравюру размещали на листе микалентной бумаги и захваченную ватными тампонами резиновую крошку наносили легкими круговыми движениями от середины к краям на оборотную сторону гравюры, а также свободные от красочного слоя поля лицевой стороны. Микалентная бумага в качестве подложки была использована для того, чтобы избежать трения красочного слоя о шероховатую поверхность фильтровальной бумаги. Удаление подклеек производилось после наложения на их поверхность компресса из теплого 5%-го водного раствора метилцеллюлозы с целью размягчения старого клея. Необходимо отметить, что именно эта процедура облегчила процесс удаления подклеек. Остатки клея удалялись глазным скальпелем и отжатыми ватными тампонами, смоченными в теплой дистиллированной воде.

Так как проба на текучесть красочного слоя показала невозможность проведения водных обработок, то промывка гравюры осуществлялась на столе полусухим способом. С этой целью на предварительно смоченные дистиллированной водой и раскатанные валиком два листа фильтровальной бумаги помещали гравюру лицевой стороной вверх, поверх накрывали фильтровальной бумагой и слегка приглаживали руками. Как только нижний слой фильтровальной бумаги приобретал желтоватый оттенок, гравюру переносили на сухую фильтровальную бумагу. Этот процесс повторяли до тех пор, пока смоченная фильтровальная бумага не перестала приобретать желтоватый оттенок. Поля гравюры с лицевой стороны обрабатывались отжатыми ватными тампонами, смоченными в дистиллированной воде, которые менялись по мере загрязнения. Края разрывов склеены мучным клеем и дополнительно подклеены японской реставрационной бумагой. Многочисленные изломы промазаны мучным клеем, разглажены косточкой. Гравюра сдублирована на японскую реставрационную бумагу мучным клеем, отпрессована между сухими сукнами и выдержана в прессе между листами фильтровальной бумаги в течение 15 суток. На фотографии 7 представлен общий вид гравюры после реставрации с лицевой стороны, а на фотографии 8 – общий вид гравюры после реставрации с оборотной стороны.

Для последующего хранения каждой гравюре была изготовлена индивидуальная упаковка из нейтрального материала.

Sharapova I.S. Problems of restoration graphic archival materials. RGANTD experience


Аннотация / Annotation

В статье изложен опыт работы реставраторов лаборатории микрофильмирования и реставрации документов Российского государственного архива научно-технической документации (РГАНТД) по реставрации изобразительных архивных материалов из фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и Российского государственного военно-исторического архива (РГАИА).

In the article is stated experience of restorers of laboratory of microfilming and restoration of documents of the Russian State Archive of the Scientific and Technical Documentation (RGANTD) on restoration of graphic archival materials from funds of the Russian State Archive of Ancient Certificates (RGADA) and the Russian State Military Historical Archive (RGAIA) is stated.


Ключевые слова / Keywords

Лаборатория микрофильмирования и реставрации документов, Российский государственный архив научно-технической документации, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный военно-исторический архив, гравюра, реставрационные мероприятия, лабораторные исследования, идентификация, состояние сохранности, изломы, разрывы, утраты, загрязнения, тряпичная бумага, клеевые краски, мучной клей, японская реставрационная бумага, фильтровальная бумага, дистиллированная вода, индивидуальная упаковка. Laboratory of microfilming and restoration of documents, the Russian State Archive of the Scientific and Technical Documentation, the Russian State Archive of Ancient Certificates, the Russian State Military Historical Archive, engraving, restoration actions, laboratory researches, identification, safety condition, breaks, ruptures, losses, pollution, rag paper, glutinous paints, flour glue, Japanese restoration paper, the filtering paper, the distilled water, individual packing.

ПОДПИСИ

Фото 1. Общий вид гравюры «Новая радость» до реставрации с лицевой стороны

Фото 2. Общий вид гравюры «Новая радость» до реставрации с оборотной стороны

Фото 3. Общий вид гравюры «Новая радость» после реставрации с лицевой стороны

Фото 4. Общий вид гравюры «Новая радость» после реставрации с оборотной стороны