Выбор читателей:

К ВОПРОСУ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ЦЕННОСТИ ФОТОДОКУМЕТОВ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АРХИВЫ НА ПРИМЕРЕ РГАКФД

Печать PDF


К 85-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ г. КРАСНОГОРСК


В Правилах организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук определяется унифицированный порядок проведения экспертизы ценности документов, который распространяется и на фотодокументы. Однако работа с аудиовизуальными документами имеет ряд особенностей, в том числе при проведении экспертизы ценности фотодокументов.

В настоящее время при отсутствии государственных источников комплектования фотодокументами на постоянное хранение в РГАКФД поступают фотодокументы в основном из личных архивов. Поступают они в неупорядоченном состоянии и согласно Правилам (п. 4.3.2.) их экспертиза должна проводиться в исключительных случаях. Однако специалисты архива для пополнения Архивного фонда Российской Федерации постоянно отбирают самые ценные из них непосредственно на территории архива.

Экспертиза ценности фотодокументов - это серьезная творческая, поисковая, исследовательская работа. У специалиста в ходе этой работы формируется личная база данных по персоналиям, событиям, внешнему облику людей определенного исторического периода, техническим характеристикам и дефектам фотопленки и др. Экспертиза ценности фотодокументов проводится на основании общих (характерных для всех документов) и специфических (характерных только для фотодокументов) критериев оценки. Общими критериями оценки фотодокументов являются критерии происхождения, содержания и внешних особенностей документов.

Среди критериев, характеризующих происхождение документов, важное место занимает оригинальность (подлинность) документа. На постоянное хранение принимаются оригинальные негативы (цветные и черно-белые). При отсутствии негативов могут быть приняты контратипы или позитивы на правах оригинала, если они имеют большую историческую ценность и при условии изготовления с позитивов качественных дубль-негативов; а также слайды. На постоянное хранение в архив могут быть приняты и фотодокументы, созданные в цифровом формате (записанные на диски). Однако в настоящее время в нормативно-методической литературе не разработано понятие «оригинал» для электронного документа.

Критерий авторства обязательно должен учитываться при решении вопроса о передаче на постоянное хранение фотодокументов из личных архивов. Ценность фотодокумента во многом зависит от мастерства автора, что отражается в трактовке событий, художественных особенностях, выразительности изображения, техническом состоянии фотодокументов.

Критерии времени и места создания фотодокументов также являются одними из основных при решении вопроса о передаче их на постоянное хранение. Тщательно анализируется историческая обстановка, в которой создавались отдельный фотодокумент или группа фотодокументов.

Исключительно важными являются критерии, определяющие ценность содержания. К общим критериям этой группы относятся: значение события, лица, объекта, зафиксированного в документе, достоверность, полнота освещаемых событий. Наибольшую ценность представляют фотодокументы, в которых нашли свое отражение события, имевшие определяющее значение для жизни общества в области политики, экономики, науки, культуры. Следует обращать особое внимание на фотодокументы, отражающие быт населения в определенный исторический период, на портретные снимки неизвестных лиц, представляющих интерес как обобщенный образ.

Критерий достоверности сообщаемых сведений предполагает отбор таких фотодокументов, в которых события отражены правдиво и соответствуют действительности. Для подтверждения достоверности сообщаемых сведений необходимо проводить сравнительный источниковедческий анализ фотодокументов с другими источниками, в числе которых: периодические издания, справочная литература, аналогичные по тематике фотодокументы, находящиеся в архиве на постоянном хранении. В процессе экспертизы ценности выявляется также полнота сообщаемых сведений. Однако при отборе на постоянное хранение фотопортретов и пейзажей этот критерий не является определяющим.

Группа общих критериев внешних особенностей фотодокументов содержит критерии физико-химического, биологического и технического состояния документов. На постоянное хранение отбираются фотодокументы хорошего технического состояния. Нерезкое изображение на фотодокументе, чрезмерная или слабая плотность негатива имеют значение при проведении экспертизы ценности. В случае исключительной ценности фотодокумента, учитывая современные возможности реставрации, на хранение в архив могут быть приняты фотодокументы, имеющие определенные дефекты. С таких документов изготавливаются страховые копии.

Группа специфических критериев определяет художественные достоинства фотографии, их выразительность. Критерий повторяемости информации в фотодокументах также влияет на их отбор на постоянное хранение. Этот критерий очень актуален для РГАКФД, так как мы получаем иногда фотодокументы, отражающие одно событие в 50 вариантах.

Нередко в экспертную оценку фотографии вмешивается субъективное восприятие эксперта, поскольку из всего многообразия требуется выбрать один или, максимум, два снимка. Варианты одного и того же события предоставляют эксперту, несмотря на критерии экспертизы ценности документов, широкое поле деятельности для выбора фотодокумента, предназначенного для постоянного хранения, особенно учитывая примерно равнозначную ценность каждого из представленных фотодокументов. Иногда встречаются фотодокументы, которые не подходят ни под один из критериев экспертизы ценности. Однако некоторые из них также попадают на архивную полку.

Наличие и качество текстовой сопроводительной документации к фотодокументам играет существенную роль при проведении экспертизы ценности фотодокументов. Фотодокументы из личных архивов, как правило, почти не атрибутированы. В таких случаях применяется метод интервьюирования владельца архива фотодокументов, в случае необходимости – его родственников и знакомых. Для атрибуции фотодокументов используется справочная литература, периодические издания и др. Иногда проведение работы по атрибуции фотографии превращается в настоящее детективное расследование. И только после работы с изображением на негативе удается атрибутировать ту или иную фотографию. Часто исследователя, занимающегося атрибуцией фотодокументов, вводят в заблуждение даже надписи на негативах, сделанные рукой автора.

Отсутствие текстовой сопроводительной документации не является определяющим фактором при принятии решения о приеме на постоянное хранение в архив определенного комплекса фотодокументов.

Оставляет желать лучшего техническое состояние фотодокументов в личных архивах. В результате экспертизы их ценности по техническому состоянию отсеивается до 40% фотодокументов. В основном, это гидролиз, т.е. сползание эмульсии со стеклянной основы, что не позволит сохранить документ при существующих методах реставрации, хотя на сегодняшний день с таких негативов получаются позитивные отпечатки высокого качества для их дальнейшего использования. Современные технологии часто позволяют сохранить информацию, запечатленную фотографом посредством изготовления контратипа на фотопленке или оцифровывания, но оригинал при этом будет утрачен безвозвратно.

Важный момент в источниковедческом анализе фотодокумента – изучение так называемого контрольного отпечатка, который дает общее представление о фотодокументе. При просмотре негатива интересную информацию можно получить, изучая надписи и пометы на негативе. Тщательно изучается почерк, которыми сделаны надписи. В совокупности с данными, полученными при изучении почерков фотографов и их сравнении друг с другом, такая работа дает информацию об авторе съемки. Изучению подлежат и старые конверты, в которых лежат негативы. При их внимательном рассмотрении можно почерпнуть полезные сведения.

Личная способность специалиста обобщить и проанализировать информацию, полученную в результате исследования, его эрудиция и кругозор, знание исторической эпохи, в которой создавался документ, при расшифровке фотодокументов имеет очень большое значение, позволяя включить в состав Архивного фонда действительно ценные фотодокументы - носители зримой истории, составную часть памяти человечества. Такие специалисты формируются в течение длительного времени и являются достоянием любого государственного архива.


Moiseeva R.V. To the question about examination of value of photography documents that are send to constant storage in state archives (on an example of RGAKFD)

Аннотация / Annotation

В статье раскрывается специфика экспертизы ценности фотодокументов при подготовке их к приему в Российский государственный архив кинофотодокументов.
The article is devoted to the examination of value of photography documents that are ready to send in Russian state archive of cinema and photography documents.

Ключевые слова / Keywords

Фотодокумент, экспертиза ценности, комплектование, атрибуция. Photography document, examination of value, acquisition, attribution.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.