Выбор читателей:

О ПОДТАСОВКАХ И ФАЛЬСИФИКАЦИЯХ ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНИКИ В КИНО- И ТЕЛЕФИЛЬМАХ

Печать PDF







Кинохроника, как никакой другой источник, легко подвергается различного рода «препарированиям», некорректно используется средствами массовой информации. Самую раннюю фальсификацию документальных киносъемок архивисты РГАКФД впервые выявили, когда изучали русский вариант фильма французского режиссера Л. Нонге «Русско-японская война» фирмы «Бр. Пате», созданный якобы на основе фронтовых съемок и демонстрировавшийся на экранах уже в 1904 году.

При внимательном рассмотрении оказалось, что единственные хроникальные съемки - движение французских военных кораблей в море, смотр Николаем II в Красном селе войск перед их отбытием на войну, группа русских казаков у вокзала в г. Мукдене, а также спуск артиллерийского обоза и конного отряда командующего Маньчжурской армией генерала Н.П. Линевича по склону (да и то нельзя исключать того, что эти сюжеты были вклеены при подготовке русского варианта московским отделением фирмы). Остальные же сюжеты - грубая инсценировка в макетах «боевых действий русских солдат и офицеров» с участием статистов, одетых во французскую военную форму.

Аналогичная ситуация имела место в отечественном кинематографе в начале Первой мировой войны. В 1915 г. журнал «Сине-фоно» неоднократно информировал читателей о том, что на экраны выходят фильмы, в которых содержатся инсценировки или «вырезки» из старых лент. Январский номер журнала 1915 г. утверждал: «В кинематографах часто демонстрируются эпизоды из происходящей войны. Картины эти не являются фотографическими снимками мест событий, а инсценированы, но сделано это с такой реальностью и подробностями, что картины часто производят на зрителей при демонстрировании тяжелое и нежелательное впечатление. В виде этого сделано распоряжение, чтобы картины военных событий представлялись бы предварительно в военно-цензурное отделение при штабе, от которого и будет зависеть разрешение на демонстрирование такого ряда картин перед публикой».

Историк раннего российского кино С.С. Гинзбург также писал об этом: «Так как новых сюжетов не хватало, на экраны выпускались старые хроникальные засъемки, …в ход пошла и старая кинохроника, посвященная французской и английской армиям. В первые дни войны вновь появились на экране даже те сюжеты старой немецкой кинохроники, в которых заснята была германская армия». В качестве примера С.С. Гинзбург называл фильм «Священная война», в который были вклеены новые, сфабрикованные титры. Хотя в РГАКФД на хранение он никогда не поступал, один из фильмов подобной серии в фондах архива имеется. Это «Бой в Рижском заливе», выпущенный на экраны г. Ревеля 29 сентября 1915 г. прокатно-производственной конторой А. Хохловкина. Скрупулезное изучение материала позволило нам понять, что сюжеты боя фирма скомпоновала из инсценировок (в том числе и игровых фрагментов Русско-японской войны), съемок военных учений 1913 г., довоенных сюжетов 1914 г. (вид гавани, плывут французские, итальянские и английские военные корабли, подводные лодки в море, стреляют корабельные орудия, дымовая завеса, торпеда попадает в цель, взрывы плавучих мин во время учений, поврежденный корабль), а (восполняя отсутствие съемок авиационных сражений) на позитиве-оригинале создатели фильма красными чернилами попытались сымитировать падающий подбитый врагом самолет.

Примеров некорректного использования документальной кинохроники было немало и в советское время. В одних случаях для общей визуальной характеристики времени режиссеры методом монтажа формировали нужный им видеоряд, а в других (из-за отсутствия подлинных съемок) для усиления зрительского восприятия съемки одних событий комментировали совсем другие события. Историческая хроника (скопированная в РГАКФД и других архивах) в студийных описях часто проходила под грифом «Фильмотека». Были и откровенные подделки. Наиболее распространенные из них – фрагменты игрового фильма режиссера С.М. Эйзенштейна «Октябрь» производства 1927 г. Киносъемок расстрела демонстрантов в Петрограде 4 июля 1917 г. не существуют, а те кадры, которые выдаются в фильме за оригинальные, были инсценированы С.М. Эйзенштейном по подлинной фотографии события. Игровой фрагмент «взятия Зимнего дворца» до сих пор кочует из одного хроникального фильма в другой, и зрители еще несколько лет тому назад искренне верили, что эти съемки подлинные. Все это на долгие годы сформировало у граждан нашей страны устойчивое представление о том, что только после упорного сопротивления Зимний дворец был захвачен революционными массами.

Многие специалисты знают историю с пересъемкой выступления И.В. Сталина 7 ноября 1941 г. во время военного парада на Красной площади, которую киноработники реконструировали с помощью макета трибуны Мавзолея, сооруженного в Большом Кремлевском дворце, хотя потом более полувека эти кинокадры выдавались за подлинные.

Особенно широкий размах фальсификации приняли в последние 20 лет. В эти годы значительно вырос спрос на публицистические и документальные телефильмы по истории нашей страны. Но киноработники и журналисты, призывавшие к разрешению доступа в архивы всем без исключения желающим, к сожалению, вместо того, чтобы объективно изучать историю и рассказывать людям правду, цинично и быстро перешли грань, забыв о своих «чистых помыслах». При работе над «документальными циклами», в поисках малоизвестного материала киноработники стали «изобретать» сенсации. Они оповещают зрителей, что в архиве обнаружены киносъемки, «до недавнего времени хранящиеся под грифом “секретно”». В различных фильмах-исследованиях некоторые откровенные мистификации стали выдаваться за подлинные редкие съемки, несмотря на то, что экспертами они уже давно разоблачены как инсценировки. К этой категории относятся съемки прохода по лесу «снежного» человека и вскрытие «трупа инопланетянина».

Самыми «невинными» подделками можно признать те, когда в результате неправильно опознанных киноработниками персоналий (иногда внешне похожих на объекты исследования, а иногда нет) одни люди уверенно выдаются за других. Так, например, в одном из документальных фильмов о советских военачальниках, вместо маршала С.М. Буденного (рассказывая о его пышных усах) авторы фильма показали командарма 1-го ранга С.С. Каменева (у которого усы были гораздо пышнее и больше), а вместо председателя ОГПУ Г.Г. Ягоды – зам. председателя СНК СССР А.И. Микояна (хотя они совершенно не похожи друг на друга).

Довольно часто работники телевидения продолжают советскую традицию и монтируют из сюжетов «коллажи», превращая историческую хронику в видеоряд. Приведем конкретный пример. В августе 2009 г. по 3-му телеканалу был показан фильм «Клятва верности» из цикла «История предательств», в котором при рассказе о Русско-японской войне реальные события сопровождались не только игровыми фрагментами вышеуказанного фильма Л. Нонге 1904 г., сюжетами документального фильма 1913 г. «Балтийский флот» Акционерного общества «А. Ханжонков и К0», съемками Первой и Второй мировых войн, но даже съемкой тонущего трофейного корабля во время американских учений в 1920-е гг.


О «голодоморе» на Украине в начале 1930-х гг. в качестве подлинных съемок с мест событий зрителям нередко демонстрируют фрагменты документального фильма «Неурожайные губернии России» фирмы Гомон 1911 г. и съемки о голоде в Поволжье (к которому привела страшная засуха 1921-1922 гг.). При этом из имеющихся в РГАКФД съемок голода в Поволжье показываются только жертвы, хотя в этих материалах есть и съемки транспортировки хлеба для голодающих районов, санитарные поезда, бесплатные столовые и оказание медицинской помощи голодающим.
Ни одна из государственных киностудий заказа на съемки расстрела приговоренных к казни никогда не получала и их просто не существует, кинорежиссеры, рассказывая о «сталинских репрессиях» вставляют в фильмы одни и те же съемки Первой мировой войны и учебных стрельб в 1930-е гг., которые кочуют из фильма в фильм, из года в год, с телеканала на телеканал. Приведем лишь некоторые примеры фильмов канала НТВ.
В декабре 2009 г. в серии «Советские биографии» на НТВ были показаны фильмы «Михаил Фрунзе» и «Н.С. Хрущев», а в феврале 2012 г. - «Эффект домино. Февральская революция в судьбе России». Рассказ о «репрессиях» в этих фильмах сопровождался съемками захоронения убитых немецких солдат в братской могиле на Юго-Западном фронте в ноябре 1914 г.

Malysheva G.E. About jugglings and falsifications of the historical chronicle in film and television movies

Аннотация / Annotation

В статье анализируются факты недобросовестных «расследований» и откровенной дезинформации, которые выдаются кинематографистами и теледокументалистами за подлинные сюжеты. Появление подобных «кинематографических раритетов» создает для РГАКФД серьезные проблемы при формировании каталогов, вынуждает проводить источниковедческие исследования подлинности съемок. В сложившейся ситуации киноархивисты являются единственными гарантами точности информации.

In this article the facts of unfair "investigations" and open misinformation which stand out cinematographers and teledocumentary film makers for original plots are analyzed. Appearance similar «cinema rarities» creates for RGAKFD serious problems at formation of catalogs, compels to carry out source study researches of authenticity of shootings. In the circumstances film archivists are the unique guarantors of accuracy of information.

Ключевые слова / Keywords

Архивный кинодокумент, опись кинодокументов, источник, РГАКФД, кинохроника, компьютерные технологии, псевдоисторические кинохроники, теледокументалистика, фальсификации. Archival film document, inventory of film documents, source, RGAKFD, newsreel, computer technologies, pseudo-historical newsreels, teledocumentary, falsifications.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.