Выбор читателей:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КУРСКОГО ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО И КУСТАРНОГО МУЗЕЯ, УЧРЕЖДЕННОГО В ПАМЯТЬ ПОСЕЩЕНИЯ НИКОЛАЕМ II КУРСКА В 1902 Г.

Печать PDF

Рубеж XIX—XX вв., именуемый «серебряным веком» русской культуры, был периодом неслыханной тяги народа к просвещению. В провинции особенно популярной стала, прежде всего, музейная деятельность. Не остался в стороне и провинциальный Курск.

Несомненно, Курску повезло, что в ноябре 1902 г. новым губернатором был назначен Николай Николаевич Гордеев , который по роду своей службы уделяя внимание многим вопросам хозяйственной деятельности губернии, в частности, сельскому хозяйству, садоводству, строительству и другим важным вопросам, но в то же время был истинным поклонником русской старины.

В свое первое посещение губернского статистического комитета, который существовал в Курске с 1836 г., где ему представили уникальные экспонаты кабинета исторических редкостей, старинные книги и архивные документы, он предложил создать губернский музей.

Учреждение 23 апреля 1903 г. (по новому стилю — 6 мая) ученой архивной комиссии и музея при ней является одной из значимых заслуг губернатора Н.Н. Гордеева перед курянами. В этот день, на первом заседании Курской губернской архивной ученой комиссии губернатор отметил важность архивной деятельности, предложив устройство при комиссии музея. Он обратил внимание присутствующих на «постоянный рост дела народного образования, охватившего слои населения… и первые начинания в деле исследования и изучения исторической и этнографической жизни края» .

Николай Николаевич был убежден, что всякое начинание, имеющее общественный интерес, может быть плодотворным только при условии, если оно не будет замкнуто в узком кружке специалистов и стать достоянием общества в широком смысле этого слова. Губернатор также обратил внимание на организацию и правильную постановку дела устройства музея, как проводника исторических знаний и изучения старины, этнографии по образцам прошедших веков и поколений. Он горячо верил в плодотворное воспитательное значение изучения отечественной истории и этнографии, не только по книгам и научным исследованиям, но и вещественным памятникам родной старины и по образцам народного творчества. По его мнению «это учреждение должно организовать, направить и объединить все местные работы по исследованию и изучению губернии в археологическом и этнографическом отношении и создать то хранилище, без которого нет возможности спасти уцелевшие редкие предметы старины и представить наглядно в хронологическом порядке образцы труда русского народа с древнейших времен» .

Будучи в Петербурге на аудиенции у государя императора он представил план по устройству историко-археологического и кустарного музея. Открытие музея предполагалось к годовщине пребывания Николая II в Курске в 1902 г., когда император присутствовал на проходивших здесь военных маневров российской армии.

Вскоре было получено сообщение за № 2083 от 15 марта 1903 г. от министра финансов С.Ю. Витте «Государь император 14 марта повелел отпустить из сумм государственного казначейства 10 тысяч рублей на оборудование в Курске историко-археологического и кустарного музея» . Эти деньги поступили в Курское отделение госбанка по смете Министерства народного образования в виде государственного кредита.

В Государственном архиве Курской области хранятся любопытные документы, в том числе уведомление из Министерства внутренних дел от 12 мая 1903 г.: «Государь император 9 мая 1903 г. дал согласие на присвоение учрежденному в городе Курске музею наименование: «Курский историко-археологический и кустарный музей, учрежденный в память посещения Его императорским Величеством Государем императором Николаем Александровичем города Курска в 1902 году» . В то время Курск, стал местом проведения маневров Российской армии, на которых присутствовал Николай II.

Интересен и тот факт, что Курский музей взял под свое покровительство великий князь Михаил Александрович. В телеграмме из Гатчины он сообщал: «Очень рад принять комиссию и состоящий при ней музей под мое покровительство и шлю наилучшие пожелания успеха в работе по изучению истории края и развитию кустарного дела, столь полезного подспорья в крестьянском хозяйстве. Михаил» .

Делу становления Курского музея способствовали почетные члены Курской губернской ученой архивной комиссии граф С.Д. Шереметев , графиня П.С. Уварова , профессора Московского университета Д.Н. Анучин и Д.Я. Самоквасов , преподаватель Киевской духовной академии Николай Петров , епископ Курский и Белгородский Лаврентий, И. Бартрам и многие другие.

Но самое главное, к идее создания музея губернатором Н.Н. Гордеевым было привлечено огромное число представителей интеллигенции Курского края: чиновников, священнослужителей, преподавателей, представителей дворянства и купечества. Уже первые шаги по созданию музея в Курске были одобрительно встречены общественностью губернии. Музей создавался пожертвованиями частных лиц, закупками экспонатов на выставках и антикварных магазинах Петербурга и Москвы.

Изучая документы, хранящиеся в Государственном архиве Курской области, удалось составить список лиц, благодаря которым был создан музей. Список оказался внушительным . Около 400 частных лиц в период с 1903 по 1913 г. пожертвовали в музей свыше 12 тысяч музейных предметов: книги, монеты, награды, кресты, иконы, изделия из серебра, посуду, одежду, кустарные изделия и прочее. Пожертвования поступали в музей в виде денежных сумм и даров музейных предметов, книг и других. Экспонаты для Курского музея покупались в Эрмитаже, музеях Москвы, были изготовлены в Строгановском художественном училище в Москве. Кроме того, известные антиквары России почитали за честь предоставить музею для покупки предметы старины, а также доставить в Курск предметы «древностей и редкостей» .

Передали в музей свои дары князья П.Н. Волконский, А.И. Барятинский, Н.В. Голицын, княжна Н.В. Голицына, губернатор Н.Н. Гордеев и его супруга В.С. Гордеева , дворянин Р.Л. Марков из Щигров, курские купцы братья Новосильцевы, игумен о. Венедим и другие духовные лица. В Курский музей дары поступали со всех уголков страны. Сохранилось даже такое трогательное письмо: «Прошу не отказать принять от тверского помещика скромную лепту — пятирублевую ассигнацию 1835 года. Простите старика, что пишу Вам на листке малого формата, в Томаровке большего не имеется. 28 марта 1904 г.».

К работе по организации музея были привлечены многие члены губернской архивной комиссии, в создании церковного отдела музея принимали участие: ректор Курской духовной семинарии, протоиерей И.А. Новицкий, потомственный почетный гражданин, купец И.В. Пузанов, кафедральный протоиерей И.В. Праведников, кандидат богословия С.Д. Булгаков, священник И.М. Ломакин, потомственный почетный гражданин, заступающий место городского головы А.В. Алехин, директор Курской учительской семинарии Ф.Г. Кашменский и другие .

Обращает внимание тот факт, что члены комиссии, говоря о желательном сосредоточении в музее предметов, хранящихся в церквах Курской епархии, местных учреждениях или у частных лиц, подчеркивали, что ценные церковные предметы «могли бы быть приобретаемы, по мере возможности, или принимаемы в музей на условиях сохранения за их владельцами». В письме от 31 июля 1903 г. к епископу Курскому и Белгородскому Лаврентию губернатор Н.Н. Гордеев, обращаясь к владыке, написал: «В настоящее время Курская ученая архивная комиссия при содействии местного общества уже приступила к собиранию предметов, соответствующих важному назначению музея, в котором первое место должно быть предоставлено церковным памятникам Курской епархии: иконы, складни, киоты, кресты, священные сосуды, шитые церковные вещи… Имею честь просить Ваше Преосвященство, не признаете ли возможным оповестить: епархиальных благочинных, настоятелей и настоятельниц местных монастырей и заведующих духовными училищами о целесообразности с их стороны посильного содействия составлению упомянутой коллекции церковных древностей путем дара перечисленных и других предметов Курскому музею или же путем уступки их за небольшие деньги». 21 августа 1903 г. из Курской духовной консистории в адрес губернатора была направлена подробная ведомость о древних вещах, хранящихся в 35 церквах Курской епархии и «могущих быть уступленными Курскому историко-археологическому музею».

Кроме того, ставился вопрос и о том, что «если же заслуживающие внимание исторические предметы не могут быть переданы в музей ни на каких условиях, то было бы желательно иметь в музее описание этих предметов, фотографические снимки с них или рисунки, преимущественно акварельные» . Игумен Рыльского Николаевского монастыря отец Селиван выразил согласие разобрать и просмотреть сохранившиеся в монастыре исторические документы XVI—XVIII вв.

В письме от 15 ноября 1903 г. сообщалось, что Консисторией предложено «причтам церквей поименованных в ведомости доставить за счет архивной комиссии в музей старинные предметы, перечисленные в ведомости». Вот только некоторые сведения из этой ведомости о церковных предметах, предназначенных для передачи в музей: из Ахтырской церкви, с. Креминное Льговского уезда — два ковчега напрестольных серебряных 1759, 1782 годов; из Троицкой церкви, с. Троицкое Обоянского уезда ― напрестольный крест с распятием, серебряный вызолоченный, икона Иоанна Воина (очень древняя по живописи, деревянная), икона Святителя Николая, Аристратила Михаила и Параскевы (в рост человека, живопись с выпуклостями по местам с золотом и серебром). Надо отметить, что подробное описание было сделано по всем 35 храмам, с приписками: бесплатно, за плату по соглашению, просьба музею назначить цену.

С 1903 по 1906 г. музею было передано в виде пожертвований: 5 Евангелий, 64 иконы на полотне, дереве, жести и медных образков, плащаница, Распятие, 262 креста и складней деревянных и металлических, 2 царских врат, 84 предмета — потиры, дарохранительницы и прочее, 24 предмета ― церковные облачения, 53 грамоты митрополитов и архиепископов, 73 редких книжных изданий .

Некоторые церковные предметы были закуплены для музея на денежные пожертвования. Так, в результате переписки с Богомоловым Владимиром Михайловичем, проживающим в Казани, были приобретены для церковного отдела следующие предметы: икона Божией Матери (35 руб.), коллекция медных складней, образков и крестов (50 руб.), царские врата (10 руб.), чаша, тарелочка и свадебные венцы (3 руб.), паникадило (55 руб.).

Всего же в 1903—1913 гг. в музей, по нашим подсчетам, поступило в дар около 12 тысяч предметов от 371 частного лица и 20 учреждений и обществ. Из них 652 церковных предмета: 125 икон, 351 крест, 8 Евангелий, 168 предметов церковного облачения, плащаницы, брачные венцы, воздуха, хоругви.

Архивные документы дали ответ и на вопрос о том, как доставлялись в Курск перечисленные предметы, ведь многие приходы находились в Рыльском, Путивльском, Дмитриевском и других отдаленных уездах губернии. Все церковные ценности причты, согласно описям, передавали лично земским начальникам и уездным исправникам, для последующей доставки в Курск. Причты к некоторым описям прилагали письма с подробными сведениями о церковных предметах. Например, священник Иоанн Борзенко и псаломщик Симеон Попов из с. Казацкое Путивльского уезда сообщили местные предания о гетмане Самойловиче и событиях XVII в. В послании настоятельницы Курского Свято-Троицкого женского монастыря Игумении Софии сообщалось: «…имею долг при сем, представить древние монастырские вещи, хранившиеся в нашей монастырской ризнице и передать в курский музей: икону Знамения Богоматери, Епитрахиль шитый золотом, 2 оплечья от риз, шитые золотом и жемчугом». О пожертвованиях матушки Софии сообщалось в «Курских губернских ведомостях».

В 1904 г. по разрешению епархиального начальства из Георгиевской церкви с. Березовки Обоянского уезда была передана в музей оловянная дароносица, настоятелем Молченской Сафрониевой пустыни игуменом Паулином ― 9 печатных книг и 5 рукописных, а также церковные вещи: крест деревянный, обложенный перламутром, митра ― шитая золотом и серебром, риза красного бархата шитая золотом, при ней епитрахиль и поручи таковые же, стихарь красного бархата с шитьем, при нем такой же орарь.

На заседании архивной комиссии 14 мая 1904 г. губернатором было сообщено о получении уведомления министра внутренних дел № 5969 от 18 марта 1904 г. на соизволение государя императора на принятие музея под покровительство государя наследника и великого князя Михаила Александровича. На другом заседании 1 августа 1904 г. губернатор довел до сведения, что получено уведомление министра императорского двора № 5323 от 9 июля 1904 г. «о пожаловании Николаем Александровичем своего портрета в роскошной раме с собственноручной подписью его величества «Курскому историко-археологическому и кустарному музею». Поступила также телеграмма из Гатчины от Великого Князя Михаила о пожаловании им музею «фотографического портрета в художественной раме в боярском костюме XVII в.» .

Для музея в Курске было выделено одно из лучших по тому времени зданий присутственных мест. 21 ноября 1903 г. Курская казенная палата и казначейство перешли в собственный дом. Освободившееся помещение, где находилось казначейство и квартира казначея, хотя и требовало незначительного ремонта, но по своему наружному виду, расположению и числу комнат являлось наиболее удобным для устройства музея.

Здания присутственных мест были построены в XVIII в. и несколько раз внутри перестраивались. В «Путеводителе по городу Курску» 1901 г. указано, что «к монастырю примыкают здания присутственных мест, расположенные в форме буквы «Г» на Знаменской площади и набережной (ныне корпус электроаппаратного завода). На площадь выходят помещения Курской казенной палаты, губернского казначейства и уездного полицейского управления. На набережную ― помещения губернского правления, квартира вице-губернатора, губернский статистический комитет, губернская типография, окружной суд, нотариат и канцелярия прокурора» . 22 января 1904 г. было получено разрешение № 4960 Министерства внутренних дел «занять под Курский историко-археологический музей помещение Курского губернского казначейства, которое находилось в помещении присутственных мест на Знаменской площади» .

Для оформительских работ в музее был приглашен из Московского Строгановского художественного училища ученый рисовальщик Константин Васильевич Орлов. В рекомендательном письме от 16 июня 1904 г. № 932 директор училища написал: «Я рекомендовал его работать в Курском музее. Орлов настолько талантливый и серьезный художник, что с будущего учебного года я приглашаю его в число преподавателей вверенного мне училища» . В одном из писем по поводу эскизов церковного и допетровского отделов музея художник писал: «я стремился выразить яснее общий характер каждого отдела. Рисунок и раскраска будут более детально разрабатываться на месте. В допетровском отделе я предполагаю среди растительного орнамента, посвятить характерные древнерусской живописи фигуры, условно изображающие добродетели и пороки» . И действительно, К.В. Орлов блестяще справился с оформлением музея.

Музей имел несколько отделов: церковный, допетровский, после петровский, палеонтологический, этнографический и кустарный. Этнографический и кустарный отделы разместились в двух залах.

В первом зале были представлены кустарные изделия из разных уездов Курской губернии. Из Старооскольского уезда ― представлен процесс выделка обуви, гребни, веретена; Грайворонского ― иконы, ювелирные изделия; Суджанского ― ткачество; Щигровского ― предметы кустарного производства и ткани. Привлекали посетителей два полных одеяния замужних женщин-крестьянок Обоянского и Корочанского уездов.

В следующем зале размещалась ― коллекция музыкальных инструментов Курской губернии, витрины кичек и головных уборов Льговского уезда… Посредине находились две большие витрины полотенец, прошивок и кружев работы крестьянок Курской губернии, дар князей Голицыных.

Среди отделов музея ведущее место занимал церковный отдел. «Церковный отдел весьма интересен: бросаются в глаза, прежде всего, несколько скульптурных изображений, из которых одно носит название «Христос в темнице», другое изображает Христа распятым на кресте ― вероятный пережиток языческой старины. Направо и налево от входа богатое собрание крестов, икон-складней и священнических одежд. Рядом седалище и очень тяжелые вериги, найденные в Фатежском уезде. По стенам многочисленные старинные иконы и изображения, в том числе чтимых местных чудотворцев св. Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского, а также снимок с иконы Знамения Божией Матери после взрыва 8 марта 1898 г. Посредине ― две большие витрины, в одной ― кресты, дарохранительницы, во второй ― старинные предметы церковного обихода (ковш, оловянные чаши, лампады, митры, венцы и так далее)» .

В августе 1904 г. Н.И. Златоверховников, правитель дел комиссии, секретарь губернского статистического комитета, выступил на заседании архивной комиссии с докладом об осмотре губернатором Н.Н. Гордеевым церковных и других памятников старины в Рыльском и Путивльском уездах . Его доклад был дополнен сообщением Н.Н. Гордеева о старинных церквах Рыльского Николаевского монастыря ― Крестовоздвиженской и Троицкой; колоколе, пожертвованном царем Михаилом Федоровичем; кресте, пожертвованном правительницей Софией Алексеевной и других осмотренных предметах.

Император Николай II неоднократно проявлял интерес к Курскому музею. Так, например, 4 мая 1904 г. губернатор Н.Н. Гордеев имел беседу о деятельности Курского музея с государем императором и наследником, которые следовали проездом в салон-вагоне из Белгорода в Харьков. На заседании ученой архивной комиссии 14 мая губернатор процитировал присутствующим слова Николая II: «Тот народ, который уважает свою старину, сам себя уважает… Для исследования ее возникают новые специальные учреждения, увеличивается в провинциях число музеев, древлехранилищ и прочее, как отрадное явление общественного самосознания» . В июне 1904 г., на одной из встреч в Петербурге с Николаем II, Николай Николаевич Гордеев вместе с правителем дел архивной комиссии, а впоследствии первым директором музея Н.И. Златоверховниковым, преподнес ему в дар альбом фотоснимков отделов Курского музея. Когда в 1911 г. вышел в свет первый выпуск Трудов курской губернской архивной комиссии А.Н. Кобылину, его помощнику Н.Н. Лоскутову и директору музея Н.И. Златоверховникову было поручено вручить императору Николаю II памятный адрес и книгу. Император принял курскую делегацию в своей летней резиденции в Ливадии. Кроме «Трудов...» ему вручили альбом фотографий курского музея. Особое внимание императора привлекла пряничная доска с изображение праздничного боярского пира, составляющая и сейчас гордость музейных фондов.

Один их ценных даров музею — Евангелие Виленской печати 1575 г., пожертвованное Александром Николаевичем Лагофетом. В музей поступало много ценных книг религиозного содержания, в том числе и рукописные. 18 июня 1905 г. директор народных училищ Курской губернии Н. Дубасов подарил рукописную книгу, писанную уставом «О чудесах Божьей Матери». Активный участник комплектования церковного отдела музея — курский священник Иосиф Максимович Ломакин. На заседании архивной комиссии 1 августа 1904 г. он высказался «о желательном со стороны Курской консистории содействии в деле привлечения для Курского музея старинных церковных предметов, хранящихся в монастырских и других церквах Курской епархии» . Он лично осмотрел церковные предметы, хранящиеся в Тихвинском женском монастыре, Грайворонского уезда, в Успенской, Михайловской и Троицкой церквах, сделал подробное сообщение на заседании архивной комиссии о хранящихся там ценностях, а также в ризнице Курского Сергиево-Казанского собора, которую осматривал с А.Н. Кобылиным, Н.Н. Лоскутовым и И.В. Пузановым.

Практически все члены Курской губернской ученой архивной комиссии были страстными поклонниками музея и почитали за честь передать в дар музею ценные экспонаты. Так, в 1910 г. П.Г. Попов передал в музей икону Иоанна Предтечи из Новооскольского уезда, Волотовской волости Курской губернии; Н.А. Левенталь ― гравюрный снимок с иконы Божией Матери Волдайской и сборник гравюр, относящихся к житию преподобного Сергия Радонежского. В 1911 г. председатель архивной комиссии А.Н. Кобылин пожертвовал в музей Типик Софийского собора (XI век), который он лично доставил на выставку на XV археологический съезд в Новгород.

В 1909 г. член архивной комиссии П.Г. Попов обратил внимание на взаимоотношения Древлехранилища при Курской духовной семинарии и городского музея. Он считал, что Древлехранилище «имеет целью дать для воспитанников только некоторые наглядные образцы по церковной старине, церковный же отдел музея комиссии должен иметь обобщающее значение в деле собрания, изучения разнообразных церковных древностей и ознакомления с ними многочисленных посетителей музея», в том числе и воспитанников духовной семинарии. С ним согласились остальные члены губернской архивной ученой комиссии.

О том, насколько серьезно занимался делами музея сам губернатор, свидетельствуют воспоминания А.А. Танкова, опубликованные в 1910 г. в «Историческом вестнике»: «И вот пошел у нас ряд заседаний в губернаторском доме, где обсуждались вопрос за вопросом по музею. Сам Н.Н. Гордеев, вооруженный большими серьезными знаниями, опытом, начитанный в высшей степени, вкладывал всю душу в предпринятый им подвиг. Без него в здании музея не делалось ничего более или менее важного. Каждая подробность, каждая деталь устройства научного хранилища, обсуждалась с членами ученой архивной комиссии. Николай Николаевич выслушивал своих коллег самым внимательным образом, возражал. При этом делались сопоставления с другими музеями ― столичными и провинциальными. Засиживались иногда до двух часов ночи. Достав свой хронометр, Н.Н. Гордеев, обращаясь к присутствующим, говорил: «Господа, пора и честь знать. Будем расходиться».

Конечно, трудно сейчас представить наших современных чиновников, обсуждающих до двух часов ночи проблемы обустройства музея. Но Николай Николаевич считал своим долгом вникать во все вопросы становления музея. Предложил организовать временную комиссию для устройства местной историко-археологической выставки из тех предметов, которые были уже собраны для музейной коллекции. Вскоре появились археологическая, церковная, архивная, этнографическая, кустарная комиссии, а также временная комиссия по составлению жизнеописания преподобного Серафима Саровского чудотворца. Но самое главное, губернатор привлек к идее создания музея огромное число представителей интеллигенции Курского края чиновников, священнослужителей, преподавателей. Представителей дворянства и купечества. Он всячески поддерживал деятельность иконописной школы в слободе Борисовка, а также мастерской художественных резных изделий в деревне Семеновка Льговского уезда, развитию разнообразных кустарных промыслов Курской губернии. Он с удовольствием посещал все губернские выставки. На одной из них приобрел для музея на свои личные средства лучшие образцы кустарных изделий на сумму около 400 рублей, а также подарил музею образ Спасителя, исполненный в Борисовской иконописной школе. Подобные дары он делал музею неоднократно.

Н.Н. Гордеев поддержал идею организации при Курском музее исторических лекций, подчеркивая их важность в распространении знаний по истории края в обществе. Он и сам читал великолепные лекции по археологии, поражая слушателей глубиной знания этого предмета. Губернатор постоянно вникал в деятельность работы музея и после его открытия. Например, предложил сделать бесплатным посещение музея для горожан и гостей Курска. Для людей же состоятельных был введен один платный день в неделю «чтобы этим днем могли пользоваться лица, желающие внимательней рассмотреть коллекции музея, не стесняясь присутствием многочисленной публики».

Среди посетителей преобладали: интеллигенция (60%) и учащиеся (35%). Все дни недели, кроме четверга, музей работал бесплатно. Музейная экспозиция вызывала большой интерес посетителей. Например, в особой книге для посетителей председатель Пермской ученой архивной комиссии Малченко написал 7 февраля 1905 года: «…немногие ученые архивные комиссии могут даже мечтать пока о подобном помещении и подборе научных пособий». В первый год работы, в 1905 г., музей посетило 5 тыс. 600 человек, а в 1912 г. ― 11 тыс. 700 человек .

Курский музей неоднократно представлял свои экспонаты для демонстрации на различных выставках. Например, ценные реликвии из Курска были отправлены в Москву на выставку, посвященную 100-летию Отечественной войне 1812 г. (сохранился список этих предметов), в Петербург на выставку при Академиии художеств, на многие археологические выставки.

Первая мировая война прервала мирную жизнь курян, затем последовали события 1917 года, Гражданская война, голод, разруха. Курский музей выдержал все это лихолетье, сохранив большую часть своих коллекций, хотя пострадало от пожара здание музея, было предпринято множество переездов из одного помещения в другое. Вот уже 110 лет Курский областной краеведческий музей бережно хранит память о своих создателях.

Kuznetsova L.A. Kursk historical-archaeological and handicraft museum in memory of the visit of Nicholas II Kursk city in 1902

Аннотация / Annotation

В статье с использованием архивных документов исследуется история создания «Курского историко-археологического и кустарного музея в память посещения его императорским Величеством Николаем Александровичем города Курска в 1902 году», созданного по инициативе губернатора Н.Н. Гордеева. Первым меценатом музея был император Николай II, покровителем – великий князь Михаил Александрович. Супруга губернатора была подругой великой княгини Елизаветы Федоровны, казначеем Марфо-Мариинской обители.

The history of «Kursk historical-archeological and handicraft museum in memory of the visit of his Imperial Majesty Nicholas Alexandrovich of Kursk city in 1902» is shown on the basis of the archival documents. The museum was founded on the initiative of the governor N.N. Gordeev. The Emperor Nicholas II became the first patron of the museum, the patron - Grand Prince Mikhail Alexandrovich. The wife of the governor - treasurer of the Martha-Mariinskoy abode was a friend of the Grand Duchess Elizabeth Feodorovna.

Ключевые слова/ Keywords

Источник, архив, историко-археологический и кустарный музей, губернская ученая архивная комиссия, меценаты и покровители музея, хранилище древностей. Source, archive, historical-archaeological and handicraft museum, the provincial scientific archival commission, philanthropists and patrons of the museum, the repository of antiquities.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.