ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ КИНОФОТОФОНОДОКУМЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Печать PDF

С момента распада СССР и единой архивной инфраструктуры суверенные республики начали разработку национальных архивных законодательств.

6 мюля 1992 г. главами государств СНГ было подписано Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов прежнего СССР. В соответствии с этим стороны, исходя из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур Российской Империи и СССР, и документов, хранящихся в государственных архивах за пределами территорий республик, не претендовали на право владения этими комплексами документов. Кроме этого, сторонами был признан, в соответствии с их национальными законодательствами, переход под юрисдикцию государственных и других архивов прежнего союзного уровня, находящихся на их территории, включая государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР (Геологический, Госфильмофонд и др.).

Это, в свою очередь, определило постановку новых задач и разработку направлений в деятельности Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Республики Узбекистан (ЦГА КФФД РУз), послужило усилению его роли в системе национальных научных институтов.

Большие изменения произошли как в структуре архива, так и в его деятельности. Сегодня в ЦГА КФФД РУз функционируют следующие отделы: административный; ведомственных архивов, комплектования и экспертизы ценности документов; научно-справочного аппарата и методической работы; использования документов; обеспечения сохранности документов; материально-технического снабжения, эксплуатации и обслуживания здания.
 
С начала 1990-х гг. стали обновляться нормативные документы архивных учреждений. В ЦГА КФФД была составлена рабочая инструкция по проверке наличия и состояния кинодокументов, в 1992 г. разработана инструкция по внесению изменений в схему классификации фотодокументов. Новые правила были разработаны на основе опыта работы узбекистанского архива, исходя из географических и природно-климатических условий Республики.

В последующие годы с претворением в жизнь закона «О государственном языке» Республики Узбекистан в архиве стали проводиться работы по переводу на государственный язык нормативных документов архива, по созданию на государственном языке научно-справочного аппарата, методических пособий по использованию и публикации документов. Так, в 1996 г. был составлен плановый список «Основных правил» работы с кинофотофонодокументами и видеофонограммами, разработано положение «Об отделе комплектования и экспертизы ценности документов».
Особое внимание уделяется комплектованию архива кинофотофонодокументами. На смену монополии государственных структур пришли многочисленные и разнородные частные, акционерные, совместные фирмы, компании, ассоциации и другие организации подобного рода. Современная тенденция такова, что преобладают именно негосударственные формирования, являющиеся для госархива совершенно новыми партнерами, в первую очередь, с точки зрения правовых основ взаимоотношений с ними. Безусловно, создавшееся положение затронуло теоретические и методические вопросы отбора документов на государственное хранение.

В этих условиях архив был вынужден искать новые пути комплектования. Возникла проблема выбора из множества потенциальных источников комплектования именно тех, чьи ки-нофотофонодокументы представляют архивно-исторический интерес. Применявшиеся в архивной практике критерии определения круга источников комплектования госархива в современной ситуации почти не действуют, так как они разрабатывались применительно к конкретным историческим реалиям. Изменение государственной системы, исчезновение иерархических ведомственных структур лишили смысла такие понятия, как значение организации или масштаб ее деятельности. Ныне архив имеет дело с самостоятельными, независимыми организациями, масштабы и значения их деятельности являются величинами непостоянными, меняющимися в зависимости от множества факторов.

Наиболее рациональной основой выбора источников комплектования архива служит наличие в организации аудиовизуального материала, представляющего ценность для постоянного государственного хранения. При этом из числа сдатчиков исключаются организации, занимающиеся коммерческим тиражированием кинофотофонодокументов, но не создающие и не имеющие оригиналов. После изучения характера деятельности организаций и анализа документов наступает этап экспертизы и отбора кинофотофонодокументов для сдачи в госархив. Все принятые документы утверждаются экспертно-проверочной комиссией архива.

Приоритетной задачей архива является обеспечение сохранности документов. Архив располагает техникой, которая позволяет реставрировать пленку, готовить страховые копии, переводить кинодокументы с горючей основы на негорючую. Однако данные работы часто приостанавливаются из-за нехватки средств на приобретение пленки, химикатов и из-за устаревшей техники. К примеру, с 1996 г. архив прекратил работы по созданию страхового фонда. Вместо этого в настоящее время сотрудники проводят большую работу по реставрации старых фотоальбомов архива и физико-технической обработке фотодокументов.

Хранящиеся в ЦГА КФФД РУз кинофотофонодокумен-ты широко используются в практических и научно-исторических целях. Ежегодно в архив обращаются киностудии, студии радиовещания и телевидения, музеи, институты Академии наук, издательства, театры, учебные заведения, научно-исследовательские институты, художники, писатели, артисты, режиссеры и др.
В целях наилучшего использования кинофотофонодокументов в архиве проводится информационная работа. Она заключается, во-первых, в ответах на запросы о наличии как конкретных документов, так и кинофотофонодокументов на определенную тему, а во-вторых, в составлении инициативных информации. Если при составлении ответов на запросы работники используют весь научно-справочный аппарат архива, то в информационных письмах сообщается о кинофотофонодоку-ментации, поступившей в архив за определенное время. Так, в 2003 г. на запросы американских следователей Вадима Аско-на и Ради Ионида был составлен перечень 150 фотодокументов на тему: «Народы, эвакуированные в Узбекистан во время Второй мировой войны». По собственной же инициативе архив информирует учреждения, организации, предприятия, музеи о наличии документов, относящихся к их истории. Инициативно-информационные материалы составляются на основании научно-справочного аппарата архива, с учетом приблизительных юбилейных дат. Справки-ориентировки, тематические перечни и обзоры рассылаются исследователям и входят в качестве постоянного элемента в состав научно-справочного аппарата. Согласно плану каждый год составляется не менее семи инициативно-информационных материалов.
Ежегодно в учебных заведениях, организациях и учреждениях в целях пропаганды архивных документов проводятся тематические выставки.
Оказание платных услуг по копированию фотографий, перезаписи кинофонодокументов позволяет архиву получать дополнительные доходы. Часть денег расходуется на материально-технические нужды архива, часть - поступает в фонд заработной платы работников.

Тематика собранных в ЦГА КФФД РУз документов разнообразна, а для раскрытия содержания хранящихся документальных материалов и для облегчения работы исследователей в кинофотофоноархиве создан научно-справочный аппарат. Если в архивах, где хранятся письменные источники, название фонда, описи, историческая справка о фондообразователе и материалах фонда раскрывают содержание документов, то в ЦГА КФФД РУз при отсутствии фондов аудиовизуальных документов каждый фильм, фото- и фонодокумент является основной классификационной единицей.

Поскольку кинофотофонодокументы не систематизируются по фондам, то и обзоры этих документов по группам, аналогичным архивным фондам письменных материалов, не составляются. За последние годы работниками отдела использования кинофотофонодокументов составлено большое количество тематических обзоров, перечней, справок, информирующих исследователей о составе и содержании хранящихся в архиве документов.

Сосредоточенные в архиве документы согласно научно-справочному аппарату по историческим периодам представляют собой два раздела. Первай - фотодокументы о Туркестане в период завоевания царской Россией с 1867 по 1917 гг.; второй - кинофотофонодокументы периода советской власти с 1917 по 1990 гг. Что касается новейшего периода, то необходимо отметить, что в архиве отложилось незначительное количество аудиовизуальных документов (фотодокументы за 1991-1995 гг.; кинодокументы за 1991-1993 гг.), которые в ближайшем будущем должны пополниться и войти в новый, третий, раздел - период независимого развития Узбекистана.

Документы первого и частично второго разделов описаны в путеводителе архива. Из-за сравнительно небольшого числа фотодокументов первого периода они разделены по следующим тематическим группам: государственная власть, государственное устройство и управление Туркестанским краем; полиция и суд; международные отношения; вооруженные силы; общественно-политическая жизнь края; экология; наука и просвещение; здравоохранение; искусство; быт; религия.

Советский период описан в пяти разделах: октябрьский переворот и установление советской власти; государственное устройство, государственная власть и охрана государственности; общественно-политическая жизнь, общественно-политическое движение; народное хозяйство; культура, наука, здравоохранение5. Каждый раздел подразделяется на подразделы, темы и др. Но при всем удобстве пользования путеводителем (он был выпущен в 1989 г.) не все документы архива получили достаточно полное освещение. В связи с этим каталоги архива являются желательным и наиболее полноценным элементом научно-справочного аппарата.

В архиве для каждого типа документов составлены своеобразные каталоги. Так, для работы с фотодокументами в архиве разработаны систематический и именной каталоги. В систематическом каталоге сосредоточены фотоснимки, относящиеся к определенной теме. Именной каталог позволяет найти снимок определенного, интересующего исследователя лица. В архиве создан и авторский каталог, который в несколько раз облегчает наведение справок; к нему обращаются чаще всего при использовании художественных фотографий или фотодокументов как произведений искусства. Такой каталог позволяет найти имеющиеся в архиве работы известных фотомастеров Узбекистана, творчество которых может явиться предметом исследований или вызвать интерес к истории фотографии и фотоискусства.

В архиве имеются дополнительные каталоги: фильмовой, хронологический, систематический, именной. Используя фильмовой каталог, исследователь может найти в архиве фильм по его названию. Если исследователь не знает точного названия, но помнит приблизительную дату выпуска фильма, то при помощи хронологического каталога он может определить, какие фильмы, когда и кем выпускались за тот или другой промежуток времени. В свою очередь фильмовой и хронологический каталоги разделены на каталоги по студиям.

За последнее десятилетие улучшилась материально-техническая база архива. Приобретены новые виды техники и оборудования, появились новые услуги по копированию, обеспечению сохранности документов. Применяемая в архиве компьютерная технология помогает интенсифицировать работу с документами, начиная от первичной обработки до создания научно-справочного аппарата. Данная технология применяется при подготовке описей и тематических перечней.

С увеличением объемов хранения документов остро встает вопрос оперативного поиска как информации об имеющихся материалах, так и быстрого предоставления самих документов. Поэтому в архиве начаты работы по созданию базы данных наиболее используемых кинофотофонодокументов, способной обеспечить быстрый поиск необходимой информации. В базу данных будут вводиться тематические карточки каталогов на кинофотофонодокументы, в том числе такие сведения, как номер единицы хранения, производственный номер, название рубрики в соответствии с существующими в архиве правилами. С учетом специфики образования и содержания документа появится информация об организациях, учреждениях или о частном лице, от которых получен документ, о месте и дате снятия (записи или перезаписи, время звучания - для фонодокументов), данные о докладчиках или выступающих, заголовок и краткая аннотация.

База данных будет постоянно пополняться информацией о новых поступлениях.

Реформы, проводимые в современном Узбекистане, наряду с решением политических и экономических задач, требуют повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения. Остро поставлен вопрос о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства, в том числе архивного. Одним из примеров государственного подхода к решению этого вопроса может служить закон «Об архивах» Республики Узбекистан, принятый 15 апреля 1999 г. Это стало знаменательным событием: появился первый в истории Узбекистана закон, регулирующий архивное дело в Республике, появилось новое архивное законодательство, призванное отвечать научным, культурным, информационным потребностям и запросам формирующегося в нашей стране гражданского общества. Впервые в истории архивного дела в Узбекистане было введено понятие «Национальный архивный фонд» (НАФ), который состоит из государственной и негосударственной частей6.

Законодательно закрепленный принцип разграничения архивного фонда в зависимости от форм собственности полностью соответствует процессам общественного развития Узбекистана. Он обеспечивает права частных, общественных (включая и различные политические партии) владельцев документов, а также представителей религиозных конфессий на создание архивов и распоряжение ими. Одновременно в целях сведения к минимуму возможных негативных последствий для общества эти права в определенной мере ограничены вышеназванным законом некоторыми условиями. Это прежде всего необходимость государственного учета всех архивных документов вне зависимости от форм собственности, а также запрет на вывоз за пределы Республики уникальных и особо ценных документов государственной части НАФ, кроме оговоренных случаев. Архивное законодательство Узбекистана ориентировано и на защиту создателей кинофотофонодокументов и телерадиопрограмм, а также учреждений, осуществляющих их хранение.

В рамках закона «Об архивах» была разрешена часть правовых проблем комплектования госархива кинофотофоно-документами. Указание в законе на то, что аудиовизуальные документы наряду с другими архивными документами входят в состав НАФ Узбекистана, усилило темпы приема на государственное хранение кинофотофонодокументов. На 1 января 2004 г. в архиве было сосредоточено 16 578 ед. хр. кино-, 226 407 ед. хр. фото- и 14 334 ед. хр. фонодокументов.

Необходимо отметить, что согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 октября 1999 г. «Об утверждении нормативных документов по архивному делу» кинофотофонодокументы государственных предприятий, учреждений и других организаций, которые являются источником комплектования государственного архивного фонда, должны передаваться в государственные архивы на хранение как часть НАФ каждые три года со времени их создания. В постановлении оговаривается и то, что при ликвидации или реорганизации органов государственной власти и управления, государственных, совместных предприятий, учреждений, организаций и объединений, а также в случае изменения их форм собственности их архивные документы в упорядоченном состоянии должны быть переданы на государственное хранение.

В статье 5 закона «Об архивах» подчеркивается, что документы государственного архивного фонда не могут быть объектом разгосударствления и приватизации, купли-продажи или иных сделок, связанных с передачей права собственности, и предоставляются лишь во временное пользование.

Применение некоторых положений нормативных документов порой вызывает конфликты, когда прежние субъекты комплектования не заинтересованы в передаче на постоянное хранение продукции, представляющей материальную ценность, и заявляют преимущественные права на ее постоянное хранение и использование, хотя зачастую не в состоянии должным обра-
 
зом обеспечить сохранность своих документов. В связи с этим и учитывая особенности хранения аудиовизуальных источников, руководство архива считает необходимым разработать особые правовые принципы защиты собственности этих видов документов, как это сделано в ряде зарубежных стран.

Наряду с положительными моментами в деятельности архива случаются и негативные. Это, во-первых, сохранившаяся система планирования всех видов работ и установление обязательных показателей, что порой усиливает формальное отношение работников к труду. Во-вторых, нехватка высококвалифицированных работников: из 29 архивистов только 12 имеют высшее образование, имеют специальность историка и историка-архивиста всего двое. В-третьих, из-за дефицита материальных средств почти не выполняется химико-техническая обработка кинофонодокументов, приостановлена публикаторская деятельность. Отсутствие реставрационной машины ставит под угрозу сохранность документов.

И все же, несмотря на существующие трудности, верится, что дальнейшее совершенствование в Узбекистане архивного законодательства и установление взаимовыгодного сотрудничества с архивистами России наилучшим образом повлияют на развитие архивного дела в Республике.