ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
| 22 Декабря 2016
С.В. ПЕРЕХОДОВ
г. Красногорск, Российская Федерация
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
К 90-летию Российского государственного архива кинофотодокументов и памяти заслуженного профессора РГГУ, основателя факультета технотронных архивов и документов Историко-архивного института РГГУ В.М. Магидова
На протяжении всего существования архива, а на сегодняшний момент это уже более 90 лет,коллектив Российского государственного архива кинофотодокументов всегда являлся оплотом профессионалов, болеющих за своё дело и великое предназначение. Хотелось бы отметить, что во все времена, находясь, порой в сложном финансовом положениии не всегда располагая достойной материально-технической базой, архив постоянно пополнял и сохранял свой «золотой» фонд, расширял сферу своей деятельности в просветительской и информационной плоскостях, оказывал содействие в создании многих художественных и документальных фильмов, а также телевизионных программ, в проведении исследовательской деятельности и научных разработок.
В век тотальной цифровизации в РГАКФД в структуре производственно-технического отдела в самом начале 90-Х был создан видео участок, который с 2012 года оснастили Телекинопроектором Миллениум. На сегодняшний день после открытия функций сканирования Миллениум позволяет получать качество изображения вплоть до 4К, что сейчас актуально,и востребовано в киноидустрии. Хотя стоит отметить, что основные заказчики ограничиваются стандартным разрешением или форматом высокого разрешения HD– это можно объяснить, как экономическим фактором, так и здравым смыслом исходя из качества исходного материала. До открытия функции сканирования в 2К мы спокойно обходились массивом с объёмом хранения порядка 6 ТБ расположенным на Clipster фирмы R&S, причем выполненные заказы сохранялись примерно за месячный период. При сканировании с разрешением в 2К и соответственно обработке их ранении значительно большего объёма мы стали использовать уже другой прибор того же производителя R&S – Spiсer Box с объёмом хранения на 86 ТБ.
Т.к. архив располагает всего двумя аппаратными работающими, прежде всего на нужды заказчиков - мы не можем пока уделить серьёзное внимание такому виду деятельности как плановая оцифровка кинодокументов. Более того, зачастую выполняя конкретный заказ-наряд мы оцифровываем фрагмент всего 2-3 секунды из одной части, что собственно и требуется заказчику. Данная специфика процесса серьёзно влияет и на работу оборудования в целом, например, постоянная деятельность в режиме старт-стоп приводит к преждевременному износу подшипников и, следовательно, замене.
В связи с вышеперечисленными аспектами для нужд РГАКФД через Росархив были заключены три госконтракта на оцифровку особо ценных кинодокументов с хроникой Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.
Технология процесса состояла из таких этапов:
I) сканирование
II) цветокоррекция
III) проверка отдела технического контроля (ОТК)
IV) запись картриджа (кассеты LTO)
V) проверка ОТК
Остановимся более подробно на этапах оцифровки:
I) Покадровое сканирование 35 мм киноплёнки с разрешением 2336*1752 пикселей или большим разрешением с соотношением длинной стороны кадра к короткой 4:3. Сканирование выполнялось в архивном режиме: изображение на всех кадрах должно быть отсканировано целиком, включая частично или полностью межкадровое пространство над верхней границей кадра и межкадровое пространство под нижней границей кадра, при этом разрешение изображения внутри кадра должно оставаться не менее 2048х1556 пикселей (2KFullAperture).Формат сканирования - последовательность кадров DigitalPictureeXchange (DPX) согласно SMPTE 268Mrel/1.0-2.0 в 16-битном линейном цветовом пространстве RGB для последующей цветокоррекции.
Коллеги из Центрального государственного архива аудиовизуальных документов Республики Татарстан использовали при покадровом сканировании формат файла TIFF, как я понимаю для возможности большей общедоступности.
II) После сканирования должна быть проведена тщательная чистовая цветокоррекция изображения внутри кадра, коррекция гамма-характеристик, уровней черного и белого, коррекция контрастности по каждой сцене в отдельности, с точностью до одного кадра.
Формат записи отсканированных кадров с изображением после цветокорекции - последовательность кадров DigitalPictureeXchange (DPX) согласно SMPTE268Mrel/1.0-2.0 в 10-битном линейном цветовом пространстве RGB с разрешением 2336*1752 пикселей или большим разрешением, соответствующим исходному разрешению после сканирования.
Уровень черного изображения внутри кадра находится в диапазоне от 0 до 128 по 10-битной шкале яркости. Уровень белого изображения внутри кадра должен бать в диапазоне от 800 до 1023 по 10-битной шкале яркости.
Оцифровка фонограммы с кинопленки осуществляется в формате PCM. Формат записи: файл с расширением *.WAV, 24 bit 48 kHz,stereo (для монофонических фонограмм моноканал дублируется).Уровень аудиосигнала: номинальный установочный уровень цифрового сигнала, согласно рекомендациям, изложенным в документе Европейского вещательного союза (EBU) R68-2000, должен равняться -18 (минус восемнадцать) dBFSпо цифровой шкале измерителя мгновенных значений, отградуированного в dBFS. Максимально допустимое мгновенное пиковое значение уровня цифрового аудиосигнала должно быть равно -1 (минус один) dBFS.
III) При возникновении вопросов в отношении качества материала по критериям ОТК – производится либо повторная цветокоррекция либо сканирование и цветокоррекция. Тоже происходит и с фонограммой.
IV) Запись на кассеты LTO.
Изображение - Имя файла: название файлов должно состоять из двух частей: 1) номер части, 2) порядковая нумерация внутри части с 5-ю лидирующими нулями.
Если материалы с одним наименованием содержат несколько частей, то каждая часть записывается в отдельную папку на том же носителе.
Звук - Имя файла: названия файлов должны содержать наименование материала и номер соответствующей части (если данное наименование состоит из нескольких частей).
Файлы фонограммы должны быть записаны на тот же носитель, что и файлы изображения соответствующего наименования. Фонограмма должна синхронно соответствовать изображению одного наименования.
V) Выборочный контроль файлов DPX, проверка файла фонограммы.
Так как РГАКФД пока не имеет ленточной библиотеки, а формат DPX, хранящийся на кассетах LTO не позволяет его оперативно использовать, то было принято решение об изготовлении дополнительно цифровых копий для фонда пользования, который подразделяется на две категории: читальный зал, в том числе и виртуальный и так называемый рабочий фонд пользования.
Для изготовления цифровых просмотровых копий для читального зала выполняется сведение цифрового изображения в формате DPX и фонограммы в формате WAV, наложение на изображение временного кода и логотипа РГАКФД. Формат записи: файл с расширением *.MP4, H264, разрешение 720*576 пикселей, размер пикселя (PixelAspectRatio) – 1,094.Имя файла: названия файлов должны содержать наименование материала и номер соответствующей части (если данное наименование состоит из нескольких частей).
Для изготовления цифровых копий рабочего фонда пользования выполняется сведение цифрового изображения после цветокоррекциив формате DPX и фонограммы в формате WAV. Формат записи: файл с расширением *.MOV, AppleProRes 422, с разрешением 2336*1752 пикселей или большим разрешением, соответствующим исходному разрешению после сканирования и цветокоррекции. Имя файла: названия файлов должны содержать наименование материала и номер соответствующей части (если данное наименование состоит из нескольких частей).
Создание таких массивов позволяет достаточно быстро и просто получать заказчикам материал, который занимает «всего» 10,9 Тб в разрешении 2K, а просмотровки с тайм –кодом и логотипом 156 Гб. Много это или мало судите сами – 634 единицы хранения в формате DPX записаны на 71 кассету LTO-5 и 41 кассету LTO-6 общим объёмом порядка 200 Тб.
Снова хотелось бы обратиться к выше упомянутому прибору SpycerBoxe, как вы понимаете, рабочий фонд хранится именно на нём. Также с его помощью мы передавали материалы заказчикам в Австралию, Германию посредством оргазации ftp сервера, позволяющего избегать облачных сервисов.
Сегодня будет много говориться о различных носителях и новых технологиях, но хочется обратить внимание на то, что мы намеренно отказались при работе с заказчиками от использования таких носителей как видеокассеты любого формата, хотя как это, ни странно, но иногда возникают желающие получить материал на Dvcam, HDcam и даже BettaSP. Проблема заключается в том, что РГАКФД как Госфильмофонд и другие архивы, хранящие аудиовизуальные документы не имеют регламентирующих положений и инструкций по электронным аудиовизуальным документам, а именно нет ГОСТов по форматам и методам хранения. Смена технологий и форматов происходит всё стремительнее, и мы должны быть вынуждены, не отставая от прогресса в тоже время иметь техническую возможность работать с уже не используемыми носителями и форматами.
До тех пор, пока не существует утверждённого регламента по работе с цифровыми аудиовизуальными документами, РГАКФД принимает на хранение комплект на видеокассетах HDcam или BettaDig и DVD c тайм-кодом как просмотровая версия для заказчиков.
Большие надежды коллектив РГАКФД возлагает на возводимое здание нового лабораторного корпуса, которое при достойном финансировании должно решить многие существующие технические проблемы путём закупки необходимого оборудования и привлечения новых квалифицированных специалистов за счёт расширения штата - это позволит вывести РГАКФД на новый качественный уровень.
В заключение хотелось бы обратить внимание и на старую добрую киноплёнку – формат, проверенный многими странами, которым она служила и продолжает служить вторую сотню лет. На 2016 год в мире работают 70 кинолабораторий, кстати, половина из них в Европе. Франция -Национальный центр Кинематографии СNC обязывает снятые в цифре короткометражные фильмы, не говоря о полном метре, хранить в архивах исключительно на киноплёнке, киностудии США идут аналогичным путём и всё это делается для сохранения культурного наследия.
Сведения об авторе
Переходов Сергей Васильевич, начальник производственно-технического отдела Российского государственного архива кинофотодокументов, Российская Федерация, г. Красногорск, ул. Речная, д. 1, 8 (495) 563-38-38, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript