ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КИНОФОТОФОНОДОКУМЕНТОВ.

Печать PDF

Е.М. ГРИНЕВИЧ, г. Дзержинск, Республика Беларусь

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ В БЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КИНОФОТОФОНОДОКУМЕНТОВ.

Аннотация

В статье освещается опыт работы архивистов Белорусского государственного архива кинофотофонодокументовв области использования архивных аудиовизуальных документов. Автор характеризует основные формы работы, связанные с реализацией принятой Правительством Беларуси Государственной программы «Архивы Беларуси» на 2011–2015 гг., которая предусматривает создание АИС аудиовизуальных документов.

Ключевые слова

Документы Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, Государственная программа «Архивы Беларуси», аудиовизуальные документы, пользователи аудиовизуальной информацией

Сегодняшние дни стали периодом бурного развития информации, Интернета, компьютерных и мультимедийных технологий. Новые формы получения, обмена информацией, возросшие возможности ее использования стали важным направлением деятельности человека. Аудиовизуальные документы, образующиеся в процессе деятельности общества и отдельных лиц, занимают все большее место в общем объеме архивных документов. Фиксирование информации посредством фотодокументирования, аудио и видеозаписи стало неотъемлемой частью деятельности органов государственной власти и управления, общественных организаций, физических лиц и др. Несомненно, аудиовизуальные документы по своей научной и практической ценности не уступают документам на бумажной основе, в некоторых случаях и превосходят их.В современном обществеони выполняют целый ряд взаимосвязанных функций информационно-пропагандистского, социального, познавательного, эстетического характера. Аудиовизуальные источники обладают своим собственным языком, своей особой системой передачи социальной информации, уникальными возможностями в отражении действительности. Трудно переоценить роль аудиовизуальных документов в духовной жизни общества, его идеологическое и нравственно – эстетическое воздействие на массовую аудиторию. Преимущество аудиовизуальных документов по сравнению с традиционными (на бумажных носителях) является бесспорным фактом, так как они не только обеспечивают адекватное фиксирование и тиражирование образной и звуковой информации, но и обеспечивают эмоциональную основу, эффект присутствия при ее восприятии.

Формы использования аудиовизуальных документов в Республике Беларусь определены «Правилами работы Государственных архивов РБ с кино-, фото-, фоно- и видеодокументами» и включают:информационное обеспечение пользователей (государственных органов, иных организаций и граждан) в соответствии с их запросами, а также в инициативном порядке;предоставление документов пользователям для исследования в читальном зале; организацию выставок документов;использование документов в средствах массовой информации;проведение информационных мероприятий (экскурсий, встреч с общественностью, презентаций, «Дней открытых дверей», лекций, докладов, уроков для студентов и школьников, читательских конференций, кинолекториев, просмотров кинодокументов, прослушивания фонодокументов, выездных ретроспектив) с использованием архивных документов; выдачу документов во временное пользование;публикацию документов в различных формах.

Информационное обеспечение пользователей в соответствии с их запросами является одним из приоритетных направлений развития работ в области использования документов в архиве. Актуальной и сегодня для сравнительно небольшой республики, какой является Беларусь, остается инициативная подготовка архивом информационных писем, содержащих краткое сообщение об архивных документах по определенной теме, событию, проблеме. В данной работе архив руководствуется календарем знаменательных и памятных дат по истории Беларуси.В первую очередь, для популяризации документов архив использует юбилеи наших белорусских брендовых предприятий, фабрик, заводов, учебных заведений, учреждений культуры и здравоохранения. Однако опыт работы показывает, что при планировании инициативного информирования далеко не все, на первый взгляд, важные юбилейные и знаменательные даты следует использовать как ключевые. Практика показала, что данный вид работы дает ощутимые результаты. Около 75% информационных писем находят широкий интерес у адресата. Увеличилось число организаций, учреждений, предприятий, обратившихся с просьбой изготовить копии архивных документов по их истории для создания ведомственных музеев, написания книг памяти, проведения торжественных мероприятий, приуроченных к юбилею той или иной организации, создания видеофильмов, пополнения фондов музея и другое. Популяризацию архивных материалов посредством инициативного информирования архив планирует применять в своей работе и в условиях внедрения все более современных информационных технологий.

В силу специфики аудиовизуальных документов содержание поступающих в архив запросов носит тематический характер. Это запросы о предоставлении информации по определенной проблеме, теме, событию или факту. С появлением Интернета (архивных сайтов) появилась возможность шире популяризировать состав и содержание архивных фондов и документов, а также предоставляемые архивом услуги в их использовании.

Однако, практика показала, что архивными сайтами в настоящее время в основном пользуются специалисты, которым документы требуются для профессиональной работы. Учитывая это, в 2010 г. с целью привлечения внимания как можно большего количества потенциальных пользователей архив принял решение выйти на общеинформационные сайты Беларуси. В качестве наиболее популярного был выбран занимающий активную позицию в интернет-пространстве портал TUT.BY, который теперь не только крупный оператор новостей, но и сам выступает в роли автора интересного контента, тем самым развивая белорусский сегмент сети Интернет (посещаемость – до 700 000 человек ежедневно).Начиналось наше сотрудничество с совместного проекта «Это мы», где размещались редкие архивные фото и видеоматериалы о выдающихся деятелях науки и культуры Беларуси: известных ученых, писателях, артистах, режиссерах, художниках и др.

В 2011 г., убедившись в успешности начинания, был заключен договор о продолжении проекта «Это мы», а также о создании двух новых – «Как это было» и «Всемирное фото», в рамках которых размещались интереснейшие документы из фондов архива. С целью охвата целевых пользователей эта информация одновременно была доступна и на сайте «Архивы Беларуси». В проекте «Как это было» размещаются видеоматериалы о наиболее значимых событиях в жизни страны, а также хроника жизни и быта людей. Одна из популярных тем.Проект «Всемирное фото» содержит интереснейшие фотодокументы, работызарубежных профессиональных фотографов начала ХХ в.. Это жанровые фото, пейзажи, портреты (малоизвестные) мировых знаменитостей, таких как Ф.Шаляпин, Б.Шоу, Р.Тагор, Ч.Чаплин, И.Штраус, Л.Толстой, К.Станиславский. Разово в проект размещалось до 15 фотодокументов с подробными аннотациями.

С целью популяризации фонодокументов в 2013 г. был создан новый проект «Голоса эпохи», в рамках которого размещались аудиозаписи голосов известных людей республики, а также рядовых людей, рассказывающих о каких-то значимых событиях в их жизни.Здесь же были размещены фото иллюстрации, дополненные фонодокументами.В 2014 годубыл опробован проект «Советская Атлантида».

Учитывая особенности Республики Беларусь, главное внимание обращается на популяризацию документов, обеспечение широкого доступа к фондам. Кинодокументы выступают в качестве единого специфического комплекса исторических источников, обладая высокими информационными свойствами (посредством изображения и звука). Ониявляются ценнейшими памятниками истории и культуры, приобретая сегодня особую значимость и актуальность. О потенциальных пользователях аудиовизуальных документов, таких как телерадиокомпании, киностудии, видеоцентры можно не говорить – их специалисты располагают знаниями, где и как найти требуемый материал.

С каждым годом увеличивается число историков-краеведов, научных работников, преподавателей высших и средних учебных заведений, журналистов, корреспондентов, руководителей организаций и предприятий, музейных работников, сотрудников реставрационных организаций, а также студентов и учащихся учебных заведений, посещающих читальный зал архива. Цель их исследований – выявление документов с последующим использованием для иллюстрации научных работ (диссертаций, дипломных и курсовых работ), сборников, публикаций, создания монографий, подготовки к конференциям, оформления фотовыставок и музейных экспозиций, разработки проектов реставрации памятников истории и культуры Беларуси, проведения юбилейных торжеств (подготовка юбилейных буклетов, фотовыставок, видеофильмов).

В целях удовлетворения пользователей (исследователей) документной информацией и обеспечения ее сохранности в архиве существует система научно-справочного аппарата, одной из составляющих частей которой являются каталоги. Для киновидеодокументов – систематический, именной, фильмовой, журнальный; справочные картотеки на режиссеров, операторов, актеров, сценаристов, композиторов, художников. Для фотодокументов – систематический, именной, особо ценные фотодокументы; справочная картотека на коллекционеров. Для фонодокументов – фонодокументы: систематический, авторский, исполнительский.

Изданы путеводители:1. Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов. Справочник. ч. 1. Кинодокументы. Молодечно. 716 с.; Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов. справочник. ч. 2. Фонодокументы. Минск, 2013. 562 с.С одной стороны, путеводители морально стареют, если учесть, что идет постоянная модернизация автоматизированной информационной системы архива (АИС), а с другой – интерес к ним не ослабевает, особенно, у пожилых пользователей.

Научно-справочная библиотека архива небольшая (20 тыс. ед. хр.): литература по истории, архивоведению, искусству, экономике, политике, юриспруденции, военному делу, технике, справочные издания. Есть 15 комплектов специализированных журналов (около 3 тыс. номеров). Постоянно востребованы работниками архива.

Новые перспективы,а одновременно проблемы в области использования архивных аудиовизуальных документов появились с принятием Правительством Беларуси Государственной программы «Архивы Беларуси» на 2011–2015 гг., которая и предусматривала создание АИС аудиовизуальных документов для учреждения «БГАКФФД». Использование апробированных технических решений собственной разработки Беларуси способствовало качественной реализации проекта в 2014 г. Информация существующих баз данных конвертирована и импортирована в базу данных новой системы. Сегодня продолжается развитие АИС. Сделана доработка технического проекта в части разработки решений по созданию специализированного электронного хранилища КФФВД.

Перспектива вхождения в систему «eArchive» Беларуси (а это предусмотрено) позволит использовать для любых видов государственных, территориальных, архивов государственных органов, иных организаций как электронный архив с функцией автоматизации и учета, так и единый комплексный электронный архив уровня государства при использовании возможности сетевого их объединения. Наличие предоставленных сервисов внешнего досуга позволяет организовать как обмен культурным достоянием (в электронном виде) между государствами, так и предоставить доступ к хранимым материалам и документам юридическим и физическим лицам. Перечень, формат и условия доступа (бесплатные и платные услуги) являются настраиваемыми элементами системы, как на локальном, так и на глобальном (государственном) уровне.

Дальнейшее развитие АИС архива (второй и третий этапы) включено в проект Программы информатизации Министерства юстиции Республики Беларусь на 2016-2020 гг. Программа предусматривает финансирование второго этапа: установку нового киносканера, системы хранения электронных копий КФФД (ленточная или дисковая библиотека), расширение программного обеспечения (ПО) до 2018 г. Третий этап: запуск сервера web-доступа к электронному архиву КФФД (использование прокси-копий) – до 2020 г. Выполнение первого этапа (стоимость – около 160 тыс. $), достаточно успешно освоенного, показало, что и второй и третий этапы (стоимость 650 тыс. и 190 тыс. $ соответственно) – реальны. Чтобы успешно на современном уровне развивать архивную систему, нужны деньги, и деньги большие.

В заключение отметим: одной из характерных черт складывающегося нового архивно-информационного пространства должна являться его принципиальная открытость для пользователей и та ведущая роль, которая отводится в формировании этой открытости архивистам. Можно определить сугубо практические действия по организации использования документов в условиях формирования нового архивно-информационного пространства и решение возникающих проблем:существование правовой и нормативной базы, начиная от закрепления понятий «безопасность государства», «тайна личности» применительно к архивным документам, порядок их использования с учетом защиты прав государства на свою интеллектуальную собственность;в перспективе при создании нового архивно-информационного пространства (глобализация АИС) должны быть вовлечены новые комплексы документов (в том числе и аудиовизуальные), в том числе зарубежных архивов. Очевидно, что освоение нового архивно-информационного пространства – процесс не одного десятка лет. Важно, чтобы это стало международным достоянием. В этом залог постижения истории. Такое освоение уже сегодня немыслимо без программного подхода, представления этапов разработки, форм взаимодействия, обмена информацией, использования современных технологий. В условиях развития современных архивных технологий важно переломить стереотипы вида, форм публикаций. Классические издания, безусловно, сохраняют свою значимость, но придется использовать и другое: оцифровывание всех видов документов позволяет создавать базы и банки данных, их подключение к информационным системам других стран.

Список использованных источников:

1. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 323-3 «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь». Принят Палатой представителей 20 октября 2011 года.

2. Правила работы государственных архивов Республики Беларусь (утверждены постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь 25.11.2005 № 7).

3. Правила работы государственных архивов Республики Беларусь с кино-, фото-, фоно- и видеодокументами (утверждены постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 09.04.2007 № 27).

4. Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Республики Беларусь (утверждены приказом Государственного Комитета по архивам и делопроизводства Республики Беларусь 25.11.1999 № 52).

Сведения об авторах

Гриневич Елена Мироновна, заместитель директора Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, Республика Беларусь, г. Дзержинск, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript