КОМПЛЕКС ОЦИФРОВАННЫХ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КИНО- И ФОТОМАТЕРИАЛОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НА САЙТЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМЕНИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА ПОПОЛНЕН ДОКУМЕНТАМИ ИЗ АРХИВОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
| 18 Октября 2022
Среди документов из Национального архива Республики Беларусь, размещенных в Комплексе, – постановления и директивы Центрального комитета Коммунистической партии Белоруссии (ЦК КП(б)Б), докладные записки секретарей обкомов о положении в западных областях, ходе эвакуации, деятельности истребительных батальонов, отрядов народного ополчения.
30 июня и 1 июля 1941 г. вышли первые директивы ЦК КП(б) Белоруссии о переходе на подпольную работу парторганизаций районов, занятых врагом, а также о развертывании партизанской войны в тылу противника: «Необходимо действовать, не теряя ни минуты, и враг должен быть уничтожен... Все местности Белоруссии, занятые врагом, должны немедленно покрыться густой сетью партизанских отрядов, ведущих непрерывную ожесточенную борьбу на уничтожение врага… Твердо помнить, что партизанская борьба не имеет ничего общего с выжидательной пассивной тактикой. Она имеет боевой наступательный характер. Не надо ждать врага – надо его искать и уничтожать» (НАРБ. Ф. 4п. Оп. 3. Д.1209. Л. 43–44).
ЦК Ленинского коммунистического союза молодежи Белоруссии (ЛКСМБ) с началом войны занимался мобилизацией комсомольцев и молодежи на вооруженный отпор врагу, созданием боевого комсомольского подполья в тылу противника, организацией диверсионных групп, санитарных дружин. Итоги работы ЦК ЛКСМБ за первый месяц войны изложены в докладной записке секретаря ЦК ЛКСМБ М.В. Зимянина секретарю ЦК КП(б) Белоруссии Г.Б. Эйдинову 23 июля 1941 г. Если в западных областях Белорусской ССР руководящие комсомольские органы были застигнуты врасплох и в большинстве эвакуировались, не создав подпольной сети и боевых формирований, то в восточных областях – Минской, Витебской, Могилевской, Гомельской, Полесской – в истребительные отряды и народное ополчение пошли буквально все комсомольцы, способные носить оружие, недостатка в добровольцах-девушках для санитарной работы не было, – отмечалось в записке (НАРБ. Ф. 4п. Оп. 29. Д. 3. Л. 83 – 87).
В дневнике боевых действий партизанского отряда «Чапай» (Мстиславский район Могилевская область) за период август 1941 г. – август 1942 г. отражена борьба против состоящей из немцев и финнов полевой жандармерии, а также карателей (НАРБ. Ф. 4п. Оп. 33а. Д. 10. Л. 31 – 33 об.).
В документах НКГБ Белорусской ССР отложились агентурные донесения об оперативной обстановке в занятых противником районах. Так, разведчик «Нянькин» докладывал 13 июля 1941 г. о продвижении главных сил вермахта в направлении Слуцк – Бобруйск. Источник сообщал, что по пути следования противник распускает среди населения провокационные слухи о том, что немецкие войска якобы уже стоят в 50 км от Москвы, а советское правительство находится в Берлине. От беженцев получена информация о том, что на занятой противником территории в Западной Белоруссии – Брест, Белосток, Волковыск, Ломжа – организованы комендатуры и отделы гестапо. Банды из местных жителей, главным образом, поляков, ведут борьбу с лояльными к советской власти лицами, убивают беженцев и красноармейцев (НАРБ. Ф. 4п. Оп. 29. Д. 2. Л. 4–8).
В Комплексе дополнительно размещены документы оккупационных властей (на немецком языке): распоряжение командующего жандармерией Генерального округа Беларусь полковника Дирманна о вербовке рабочей силы (7 марта 1942 г.), донесение гебитскомиссара Глубокского округа генеральному комиссару Беларуси о ликвидации гетто в Докшицах, Друе, Миорах, Поставы, Опса, Лужки, Дисне (1 июля 1942 г.), в которых зафиксированы массовые убийства мирного населения и другие преступления нацистов.
Из коллекции Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов (БГАКФФД) в Комплексе представлено более 20 фотографий, в том числе немецкого происхождения, фиксировавших эпизоды вторжения германских войск на территорию СССР, боевые действия Красной армии на западном направлении.
Источник: