| 10 Апреля 2010
Selivanov Igor N. ho chi minh and stalin: some episodes from history of the soviet-vietnamese attitudes
Аннотация / Annotation
Аннотация / Annotation
В статье рассмотрены некоторые проблемы начальной истории советско-вьетнамских отношений, не получивших достаточного освещении в исследованиях историков. Автор ввел в научный оборот и проанализировал ранее засекреченные документы российских архивов, касающихся контактов между лидером вьетнамских коммунистов Хо Ши Мином, И.В. Сталиным и ответственными сотрудниками аппарата ЦК ВКП (б) 1950−1951 гг. Дана характеристика мемуаров, а также исторических работ по данной теме.
In clause four episodes of initial history of the Soviet-Vietnamese attitudes which have not received sufficient illumination in researches historians are considered. By author are entered into a scientific turn and the coded documents of the Russian archives, concerning contacts between the leader of Vietnamese communists Ho Chi Minh, I.V.Stalin and responsibles of the device of Central Committee VKP (b) during 1950–1951 are analysed earlier. In clause the characteristic of memoirs, and also historical works on the given theme is given.
Ключевые слова / Keywords
Советско-вьетнамские отношения, Первая индокитайская война, личные контакты Сталина и Хо Ши Мина, история внешней политики СССР, новейшая история Вьетнама. The Soviet-Vietnamese attitudes, the First indochina war, Stalin's personal contacts and Ho Chi Minh, history of foreign policy of the USSR, the newest history of Vietnam
19 мая 2010 г. исполняется 120 лет со дня рождения одного из самых заметных политических лидеров ХХ столетия, основателя и первого президента Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) Хо Ши Мина. В советские времена о Хо Ши Мине писали достаточно много, но только в одном аспекте – как о «верном ленинце», стоявшим у истоков советско-вьетнамской дружбы, очень скромном в быту и любимым своим народом.
Такой лубочный образ входил в противоречие с работами многих зарубежных немарксистских авторов, достаточно критично оценивавших многие аспекты внутренней и внешней политики ДРВ, но и они признавали наличие у «дядюшки Хо» харизмы, позволявшей ему на протяжении всей своей политической карьеры пользоваться большим уважением как во Вьетнаме, так и далеко за его пределами.
Выходящие со второй половины 1990-х гг. исследования отечественных авторов отличаются значительно большей беспристрастностью, хотя остаются в рамках в целом позитивного отношения к личности Хо Ши Мина. В первую очередь следует назвать ученых-историков А.Л. Рябинина, А.А. Соколова, И.В. Бухаркина, И.В. Гайдука, И.А. Конореву, а также И.А. Огнетова, Е.В. Кобелева и М.М. Ильинского, которым удалось ликвидировать многие «белые пятна», связанные с изучением его политической биографии.
До сих пор не потеряли своей актуальности вопросы, связанные с личными контактами в начале 1950-х гг. между И.В. Сталиным и Хо Ши Мином. Данная тематика ранее затрагивалась нами в публикациях на страницах журналов «Исторический архив» и «Родина», однако некоторые рассмотренные в них сюжеты удалось уточнить и дополнить архивными источниками лишь сейчас. Последнее обстоятельство, на наш взгляд, весьма важно в контексте дискуссий, ведущихся на страницах некоторых научных периодических изданий: насколько значимы и достоверны неопубликованные архивные материалы и не слишком ли доверяют их содержанию профессиональные историки и общественность?
В настоящей статье, в качестве доказательства важности в контексте изучения политической биографии Хо Ши Мина имеющегося в распоряжении историков архивного материала, обратимся к нескольким эпизодам начальной истории советско-вьетнамских отношений. Они являются «неудобными», поскольку не вписываются в сложившиеся в отечественной историографии стереотипы, но и замалчивать их, по прошествии шестидесяти лет, уже нет смысла.
В феврале 1950 г., в разгар Первой индокитайской войны, Хо Ши Мин тайно прибыл в Москву. Данный сюжет впервые получил некоторое освещение в мемуарах Н.С. Хрущева, надиктованных во второй половине 1960-х гг., а затем опубликованных в США. Никита Сергеевич в них признавался, что не помнит, когда точно Хо Ши Мин был в Москве («где-то в 1950 или 1951 гг.»), но указал, что во время встречи тот достал из своего портфеля специально принесенный журнал, «кажется, это был «СССР на стройке», на котором попросил расписаться на память И.В. Сталина и других присутствовавших на встрече советских руководителей. Но этот журнал во время аудиенции Сталин у Хо Ши Мина незаметно забрал.
Позднее некоторые отечественные и зарубежные авторы, в частности, известный американский эксперт по Индокитаю Дуглас Пайк, уже со ссылкой на Н.С. Хрущева, давали новую интерпретацию этому эпизоду.
Автор настоящей публикации познакомился с ранее секретными материалами, находящимися на постоянном хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) и попробует внести некоторую ясность в этот вопрос. В данном контексте речь идет о точности исторической реконструкции происходивших событий, что является профессиональной обязанностью любого неангажированного историка.
В одном из недавно рассекреченных дел, содержащих материалы Внешнеполитической комиссии ЦК ВКП (б), находится письмо от 2 апреля 1950 г. из советского посольства в Пекине от одного из его сотрудников - Н. Тимофеева (он и ответственные работники аппарата ЦК ВКП (б) И. Мошетов и В. Козлов являлись помощниками вьетнамского президента в ходе его поездки в Москву), в котором имеются интересующие нас сведения. Н. Тимофеев позднее сопровождал Хо Ши Мина на обратном пути из Москвы в Пекин, а затем на родину, во Вьетнам.
Приведем его текст полностью:
«Уважаемый тов. Мошетов,
Надеюсь, что Вам уже известно о нашем благополучном возвращении из Москвы в Пекин. Т. Дин, пробыв несколько дней в Пекине, выехал в свой район и теперь уже вероятно прибыл к себе домой. Пребыванием в Москве он был очень доволен и возвращался на родину в хорошем настроении. Перед отъездом из Пекина он просил меня передать Вам т. Козлову большую благодарность за заботу и внимание, которые Вы оказали ему во время его пребывания в Москве. Он также просил меня письменно запросить и выяснить крайне волнующий его вопрос о судьбе загадочно пропавшего на даче журнала «СССР на стройке» с автографами т.т. Сталина, Молотова и других руководителей нашей партии и правительства и о результатах сообщить ему через члена ЦК компартии т. Фына, оставшегося в Пекине в качестве представителя. В связи с этим прошу, если это не затруднит Вас, согласовать с руководством и сообщить, как ответить на вышеуказанный вопрос. Еще на обратном пути, Дин неоднократно интересовался, как могло случиться, что проживая на даче, где материальные условия соответствовали условиям коммунистического общества, все было хорошо, а журнал с автографом пропал. Он вспоминал вас его дачное окружение из обслуживающего персонала и пришел к выводу, что все эти люди были честными и никто из них взять этот журнал не мог, а вероятно его «случайно» взял т. Мошетов или т. Козлов вместе с литературой, которую они приносили для него и уносили обратно. Мне ничего не оставалось, как только успокоить его и убедить, что журнал со временем найдется.
Перед отъездом на родину мы подарили ему ружье – охотничье с патронами, бинокль и другие мелкие вещи, необходимые в пути. Со своей стороны он подарил нашим сотрудникам посольства, познакомившимися с ним во время его пребывания, фотокарточки – своего Генерального секретаря ЦК компартии Дрон Дина и министра национальной обороны Во Нуен Яна, один экземпляр которых (подаренный мне лично) направляю Вам с этим письмом на случай практической надобности. Посылаю Вам также фото представителя ЦК компартии в Пекине т. Фына, с которым мы сфотографировались перед отъездом Дина на родину в Пекинском Кремле.
Посол т. Рощин, советник т. Федоренко и группа партийных работников благополучно прибыли к нам и приступили к своим обязанностям.
Следует надеяться, что централизация в руководстве всей работой командированных аппарата значительно поможет искоренить все недостатки, которые имели место в прошлом.
Привет т. Козлову.
С приветом к Вам Н. Тимофеев
Посольство СССР в НРК, г. Пекин
2.IV.1950 г.»
Таким образом, становится ясно, что факт исчезновения журнала, принадлежавшего Хо Ши Мину, действительно имел место. Но это был не «Огонек», а «СССР на стройке» и на нем поставил свой автограф не только И.В. Сталин, но и В.М. Молотов, а также еще некоторые находившиеся на сталинской даче в тот момент советские руководители (а не в Кремле один И.В. Сталин, как пишет М.М. Ильинский). Действительно, такой «компромат» не стоило оставлять и его, по всей видимости, действительно не оставили.
Кроме того, доступные исследователям на сегодняшний день архивные источники позволяют более точно определить дату и место встречи И.В. Сталина с Хо Ши Мином. Учитывая, что телеграмма от И.В. Сталина с согласием на приезд Хо Ши Мина инкогнито в Москву была отправлена в Пекин 1 февраля 1950 г., становится ясно: содержащаяся в некоторых научных и учебных работах информация, что приезд был приурочен к 70-летию со дня рождения «вождя народов, не соответствует действительности. Торжества происходили во второй половине декабря 1949 г., то есть более чем за месяц до отправления телеграммы Сталина в Пекин с разрешением на приезд Хо Ши Мину.
Из содержания письма Н. Тимофеева следует, что добрались они с Хо Ши Мином до Пекина из Москвы не позднее последней недели марта 1950 г., поскольку его письмо датировано 2 апреля и в нем сообщается, что Хо Ши Мин пробыл в Пекине с Н. Тимофеевым несколько дней. Каким видом транспорта они добирались до Пекина, из данного письма неясно. Если поездом, то на поездку из Москвы в Пекин у них ушло около недели и тогда дата отъезда из Москвы отодвигается к середине марта 1950 г. Также, как и приезд на поезде Хо Ши Мина из Пекина в Москву не мог произойти ранее 10 февраля 1950 г. Таким образом, хронологические рамки нахождения Хо Ши Мина в Москве сужаются до периода с 11 февраля по 15 марта 1950 г.
Опять же, если брать информацию из работ историков, то имеются как минимум, две версии – И.А. Огнетов относит отъезд Хо Ши Мина из Москвы на конец февраля 1950 г., а английские исследователи Юн Чжан и Дж. Холлидей приводят в своей книге «Мао» более красивый вариант: Хо Ши Мин отправился в Пекин 16 февраля 1950 г. вместе с Мао Цзэдуном на одном поезде. В первом случае Хо Ши Мин прибыл в Пекин приблизительно 5–6 марта, а во втором – 22 февраля. Но в письме Н. Тимофеева нет никаких упоминаний о том, что они ехали вместе с Мао Цзэдуном и из его содержания явно следует, что посол Рощин и советник посольства Федоренко добирались до Пекина отдельно от них и в более поздние сроки.
Но вот перед нами еще один рассекреченный документ: письмо Хо Ши Мина в Москву, написанное 26 февраля 1950 г. Его адресатами являются уже упоминавшиеся нами ранее сотрудники аппарата ЦК ВКП (б) Козлов и Мошетов, которых Хо Ши Мин благодарит за оказанный теплый прием в Москве и сожалеет, что уехал из Москвы, так и не встретившись с М.А. Сусловым. Письмо переведено на русский язык, судя по имеющимся на нем пометкам и штампу, 8 марта 1950 г.
Можно с большой долей уверенности предположить, что записка была написана Хо Ши Мином уже в Пекине, где он находился, как минимум, с 26 февраля. Передана она была, как следует из контекста письма, по каким-то иным каналам, а не через Н. Тимофеева, который, очевидно, не имел информации о содержании этой записки.
Не менее интересен вопрос о месте, где происходила аудиенция. Согласно версии М.И. Ильинского – в Кремле. Но несколько лет назад, благодаря усилиям редакции журнала «Исторический архив», был опубликован дневник посещений кабинета И.В. Сталина в Кремле за период с 1924 по 1953 гг., в котором вообще нет ни одного упоминания, что когда-либо Хо Ши Мин (Дин) в нем находился.
Вероятнее всего, встреча происходила на сталинской «ближней даче» в Кунцево, а жил Хо Ши Мин, и об этом есть краткое упоминание в мемуарах бывшего охранника И.В. Сталина - А.Т. Рыбина, на дачах Сталина в Липках, либо в Зубалово. Там, видимо, и были ему созданы условия «как при коммунизме», туда приносили необходимую литературу Козлов и Мошетов и там же бесследно (вероятно, в последний день проживания) исчез его журнал «СССР на стройке».
Автор настоящей статьи является сторонником укрепления российско-вьетнамских отношений, с большим уважением относится к личности Хо Ши Мина, но считает, что объективная, свободная от конъюнктурных соображений разработка таких сюжетов из истории двусторонних связей будет лишь способствовать установлению исторической истины, покажет неоднозначность и сложность событий, происходивших в те годы.
Подводя итог нашему небольшому исследованию, отметим, что архивные источники в процессе исторической реконструкции тех или иных событий могут играть важную роль, уточняя материалы «устной истории», а также информацию, содержащуюся в печатных материалах, прежде всего в мемуарах, в научных и публицистических работах.
Хочется надеяться, что несколько затормозившийся в последние годы процесс рассекречивания архивных материалов будет продолжен и это позволит исследователям внести ясность во многие дискуссионные вопросы как отечественной истории, так и истории международных отношений новейшего времени.
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.