| 09 Сентября 2009
Каждому исследователю, работающему в архивах, знакомо то чувство азартного узнавания, когда находишь документы, открывающие через завесу времени утраченную, казалось бы навсегда, информацию. Такие находки особенно впечатляют, когда освещают интересующую тему с совершенно неожиданной стороны.
По ряду причин меня давно интересует развитие кредитной кооперации в России, и тема эта хорошо освещена в дореволюционной литературе, заметен интерес к ней и в последние годы. Мною проработано значительное количество дел в различных архивах страны, но при этом никогда не приходилось встречать материалы о роли Русской Православной Церкви в этом вопросе.
Одной из удивительных находок стало для меня обнаруженное в Российском государственном историческом архиве дело о переписке министра финансов В.Н. Коковцова с главами епархий Русской Православной Церкви по участию священнослужителей в «товарищеских учреждениях мелкого кредита (кредитных и ссудо-сберегательных товариществах)».
Аргументируя свою позицию, министр писал: «...Благосостояние населения и духовное и нравственное развитие его находятся в столь тесном взаимодействии, что меры, направленные к улучшению материального быта его, несомненно облегчат пути и способы к поднятию умственного и нравственного уровня его и обратно - распространение знаний и укрепление начал христианской нравственности косвенно содействуют сбережению и накоплению богатства»1.
Обращение министра финансов объективно учитывало наличие тех культурных сил в сельской местности, которые реально могли содействовать развитию столь важного государственного дела. Из представителей сельской интеллигенции -врачей, учителей, священников - по ряду причин именно представители церкви могли наиболее успешно содействовать развитию кредитной кооперации.
Говоря о роли церковно-приходских попечительств и советов, министр надеялся, что «та огромная услуга, которую сии организации могли бы оказать прихожанам в деле устройства кредита, на началах, столь близких духу нашей православной церкви - взаимопомощи, взаимодействия и взаимного доверия - несомненно, лишь укрепило бы живую, осязательную связь между ними (т.е. этими организациями) и церковным приходом»2.
В заключение своего трехстраничного обращения к митрополиту Московскому и Коломенскому Высокопреосвященней-шему Владимиру министр писал: «Испрашивая святых молитв Ваших, с отличным почтением и совершенною преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства, Милостивого Государя и Архипастыря покорнейшим слугою Владимир Коковцов»3.
С подобным же письмом министр обратился ко всем митрополитам, архиепископам и епископам, возглавлявшим епархии России.
В правительстве П.А. Столыпина министр финансов В.Н. Коковцов считался наиболее сильной фигурой, но он понимал, что одними административными мерами успеха в деле развития кредитной кооперации не добьешься, чему была подтверждением сорокалетняя практика ее внедрения в России.
Церковь с пониманием отнеслась к просьбе финансового ведомства, справедливо усматривая в кредитной кооперации дело государственной важности, одной из задач которого было освобождение крестьян от гнета ростовщиков. Святейший Правительствующий Синод указом от 18 января 1909 г. признал возможным допустить священнослужителей к участию в товариществах.
Все епархии, за редким исключением, очень живо откликнулись на обращение министра. Как пример такого живого отклика можно привести выдержку из письма Гурия, архиепископа Новгородского и Старорусского о «том, что порекомендовано приходским священникам: 1)...в своих приходах стараться убеждать местное население в том, что к возможному улучшению материального быта особенно сельского населения в нынешнее время, в виду необходимости христианского взаимодействия друг ДРУГУ и во имя христианской любви к ближнему, выражающейся в фактической помощи нуждающимся ближним, весьма необходимо открытие таких местных учреждений мелкого кредита, которые намечены к открытию по заботливости правительства о всяком гражданине, ищущем помощи в его честном труде благонамеренных предприятиях; 2) принимая на себя почин к открытию кредитных и ссудо-сберегательных товариществ в своих приходах или в соседних местностях непосредственно участвовать в этих учреждениях в качестве членов или попечителей, или в должности членов правлений; 3) располагать в своих приходах особенно представительных и влиятельных лиц, например, церковных старост, членов приходских попечительств и приходских советов, чтобы и они мерами убеждений содействовали наибольшему распространению учреждений мелкого кредита, а равно и сами принимали непосредственное участие в этих учреждениях, в том сознании, что все экономические интересы каждой местности христианского населения должны объединять людей между собою на почве общественной взаимопомощи, каковая соответствует и свойственна взаимной христианской любви к ближнему»4.
Помимо сообщений о принятых мерах в письмах содержится много интересной информации об особенностях деятельности священнослужителей в различных областях Российской империи. До сих пор эта интересная страница в истории Русской православной церкви не получила заслуженного освещения. Кредитные товарищества - тот редкий случай в хозяйственной жизни, когда религиозные воззрения и практическая деятельность по сути своей дополняют друг друга.
Примечания
1 РГИА. Ф. 582. Оп. 4. Д. 13319. Л. 1.
2 Там же. Л. 2.
3 Там же.
4 Там же. Л. 83, 83 об.