| 26 Февраля 2009
Опись книг, священных предметов и икон, сделанная при игумене Арсении, основывалась на более старом перечне 1103 года и давала представление о составе монастырской библиотеки, интересах его обитателей, достаточно высоком положении монастыря в православном мире, а также – о системе приобретения новых рукописей.
Согласно этой описи, к началу XIII в. библиотеку наполняли книги почти исключительно духовного содержания, всего 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Среди книг, перечисленных в этой описи, много копий труда по аскетике Василия Великого, несколько томов «Катехизиса» Феодора Студита (включая редкую копию «Великого Катехизиса»), две копии «Эвергетинона» Павла Эвергетина и список служебного устава иерусалимского монастыря св. Савы. Благодаря своим книжным богатствам, монастырь сделался духовным и интеллектуальным центром на всем острове и за его пределами. В монастырском архиве сохранился относящийся к началу XIII в. своего рода «лист выдачи книг», в котором зафиксированы все передачи, на время или в дар, принадлежащих монастырю манускриптов; по записям видно, что фондами библиотеки пользовались как многочисленные метохии монастыря, так и отдельные лица .
Опись, сделанная в 1335 г., отражает процесс наполнения библиотечного фонда и иными манускриптами: трудами по истории и философии, литературными произведениями (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.); самые ранние из рукописей относились к V в. С того времени библиотека, благодаря неослабевающему интересу монахов к книжной мудрости, пополнялась все новыми рукописными, а затем и печатными кодексами.
Однако к рубежу XVIII-XIX вв. этот процесс, по-видимому, ослабевает. Французский профессор Виктор Герен, посещавший монастырь в середине XIX в., отмечал, что монастырская библиотека, прежде включавшая свыше шестисот манускриптов, значительно обеднела и насчитывает теперь лишь 240 рукописных книг. Герен составил аннотированный каталог этих книг (мимоходом отметив, что до того момента монахи не озаботились ничем подобным), следуя тому порядку, в каком книги были расставлены в двух шкафах.
В конце XIX в. известный греческий палеограф Иоанн Саккелион, бывший учителем в Патмосской монастырской академии и заведовавший затем отделением рукописей библиотеки Афинского
***
В настоящее время библиотека Патмосского монастыря является одной из наиболее крупных и обустроенных библиотек христианского мира. Некогда «ядро» библиотеки составляли 330 томов, переданных еще Христодулом и его последователями; ныне же рукописных книг – более тысячи (из них 194 относятся к византийскому периоду). Хранятся здесь и старопечатные книги (11 томов), и около 1 200 печатных книг, приобретенных уже в конце XVIII столетия, и несколько тысяч современных томов. Архив монастыря содержит уникальнейшие документы; один из них – тот самый хрисовул Алексея Комнина (апрель 1088 г.), которым официально было положено начало существованию обители – в 2005 году был предложен для включения в реестр документального наследия ЮНЕСКО «Память мира».
С 1989 г. Международным центром сохранения книг (Centre Interregional de Conservation du Livre, Arles - France) в рамках программы по сохранению письменного наследия ведется работа по реставрации и консервации патмосских документов и кодексов.