| 26 Февраля 2009
Однако для ЦГАКФФД СССР переезд фонда не решал многолетних проблем с рабочими помещениями, хранилищами и отсутствием кинолаборатории, которые возникли сразу же после того, как коллегия Центрархива РСФСР 12 октября 1926 г. приняла официальное решение об организации в ведении Архива Октябрьской Революции (АОР) архива фотокинонегативов союзного и республиканского значения. К тому времени в иллюстративном отделе АОРа была собрана коллекция примерно из 4 тыс. ед. хр. фотодокументов дореволюционной России и первых лет советской власти. Они размещались в трех шкафах, установленных в проходной комнате отдела.
В то же время, национализированные в 1918-1919 гг. киносъемки частных фирм (не разобранные и не учтенные) все еще лежали в мешках на различных складах. Для них осенью 1926 г. АОР оборудовал (в соответствии с решением Центрархива) небольшое временное кинохранилище на Большой Пироговской улице. Но разместить там удалось лишь часть национализированных материалов В феврале 1928 г. на территории Лефортовского дворца (Военно-исторического архива) было построено одноэтажное железобетонное кинохранилище. Туда в октябре (после преобразования фотокиноархива в самостоятельный отдел АОРа) из временного хранилища и со складов киноорганизаций были перемещены все собранные фонды.
Но новое здание не было рассчитано на развитие архива, так как представляло собой складское помещение с шестью небольшими камерами хранения без искусственного освещения и противопожарного оборудования. Смена воздуха в нем осуществлялась вентиляционной установкой из подвального помещения4. Поддерживать в хранилище постоянную температуру было невозможно, так как оно отапливалось только зимой (тепло подавалось по воздуховодам из небольшой калориферной установки с индивидуальной котельной, расположенной в 20 метрах от хранилища) Конденсация влаги на стенах и полу в осеннее время очень быстро стала губительно влиять на физическое состояние документов: на пленках появлялась плесень, стал отслаиваться эмульсионный слой. Но архив не мог заниматься реставрацией и копированием дефектных материалов, так как не имел собственной кинолаборатории Производственные помещения, оборудованные в бывшей котельной дворца, были более чем скромными: они состояли из двух рабочих комнат, крошечной кинобудки, фотохранилища и кинозала со старой дореволюционной проекционной аппаратурой. Но, несмотря на такие условия, сотрудники осуществляли весь комплекс работ по комплектованию, учету, описанию и использованию собранных материалов.
В середине августа 1931 г. фотокиноотдел получил статус самостоятельного учреждения - Центрального фотокиноархива РСФСР (ЦФКА), и так как Центральное архивное управление (ЦАУ) РСФСР приступило к организации Центрального государственного архива звукозаписей (ЦГАЗЗ) и последующего его объединения с ЦФКА, в ноябре 1932 г. было принято решение о строительстве нового здания архива. ЦГАЗЗ формально подчинили ЦФКА и материалы разместили на его территории.
Такое объединение просуществовало вплоть до 10 августа 1934 г. когда Постановлением Президиума ВЦИК их юридически объединили в Центральный фонофотокиноархив ЦАУ СССР (ЦФФКА СССР) но к строительству нового здания объединенного архива так и не приступили. Вместо этого архиву временно передали две рабочие комнаты в Центральном государственном военно-историческом архиве (ЦГВИА). К этому времени началось планомерное комплектование архива, что в сжатые сроки привело к отсутствию свободных мест в камерах хранения. Решению проблемы с архивохранилищами не способствовала и сложная кадровая ситуация в архиве: за шесть лет (с 1930 по 1936 гг.) сменилось семь руководителей и всерьез заниматься этой проблемой было некому Тем не менее, проверка работы архива специальной комиссией показала, что проблему архивохранилищ надо решать незамедлительно. В 1936 г. Президиум ЦИК СССР профинансировал проектирование нового здания архива, а через три года (в 1939 г.) проект строительства архива на Новорублевской улице был утвержден. Но, когда руководство ЦФКА познакомилось с ним, оказалось, что он предусматривает возведение только двухэтажного здания с хранилищами и рабочими помещениями без кинолаборатории. Дело ограничилось выделением денег на проект.
С 14 мая 1941 г. по новому Положению название архива было изменено на Центральный государственный архив кинофотодокументов (ЦГАКФФД СССР).
В июне 1941 г. началась Великая Отечественная война. Спасая наиболее ценные материалы по истории советского государства, большую их часть эвакуировали в г. Саратов. Оставшиеся в Москве архивисты занялись сбором материалов с фронтов. Но среди них стало поступать много технического брака из-за некачественной проявки. Дореволюционные материалы также требовали профобработки. Кроме того, пострадали и материалы, отправленные в эвакуацию, которые некоторое время пролежали в хранилище с земляным полом. Понимая, что после войны архивная коллекция значительно увеличится, руководство архива с 1943 г. вновь стало поднимать вопрос о строительстве нового здания с фото- и кинолабораториями, оборудованными по последнему слову техники. Но в результате после возвращения из эвакуации в 1944 г. было организовано только дополнительное фотохранилище и выделены еще две комнаты в ЦГВИА.
В мае 1945 г. Начальник архива С.И. Жбанков вновь поставил перед ГАУ вопрос о строительстве нового здания архива и кинолаборатории. В октябре были разработаны и после всевозможных согласований и экспертиз утверждены в 1946 г. новые основные положения по строительству архива. Прошел еще год... При очередной проверке физико-технического состояния архивных материалов комиссия ГАУ констатировала их угрожающее состояние, так как от 60 до 100% документов срочно требовали различной степени реставрации. Пытаясь сохранить киноленты, ЦГАКФФД СССР срочно договорился с лабораторией Научно-исследовальского кинофотоинститута (НИКФИ) о проведении у них реставрационных работ и активизировал усилия по решению проблемы строительства нового здания. Эти вопросы неоднократно обсуждались на производственных собраниях с участием представителей ведомства, на научных советах и различных совещаниях. Архив поддержала комиссия экспертов НИКФИ, Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ) ГАУ, Главкопирфильма и Института звукозаписи. Начальник реставрационной лаборатории НИКФИ И.М. Фридман предложил в качестве временной меры реконструировать старое фильмохранилище на той же территории.
В третьем квартале 1949 г., наконец, начались работы по строительству фотолаборатории. Так как они продолжались два года, ЦФФКА (вместо того, чтобы осваивать новый метод реставрации фотодокументов, предложенный Центральной научно-исследовательской лабораторией ГАУ), вынужден был на примитивном оборудовании собственными силами начать изучение причин возникновения и устранения дефектов на фотонегативах.
В 1951 г. было закончено строительство начатой еще в 1949 г. фотолаборатории, а ситуация с состоянием кинодокументов становилась критической. 31 мая 1951 г. из-за плохого противопожарного состояния было закрыто оборудованное в 1944 г. хранилище, в котором находилось больше половины киноматериалов, новая копировальная аппаратура и другое оборудование. Отсутствие мест для хранения документов привело к тому, что ведомства под разными предлогами стали задерживать сдачу материала. В 1951 г. архив (временно) смог принимать кинопозитивы только от ЦСДФ и оставил в Госфильмофонде научно-популярные и учебные фильмы. Из-за накопившихся проблем стало стремительно сокращаться использование документов.
Многолетние усилия архива и заинтересованных организаций привели к тому, что 20 июля 1951 г. приказом начальника Главного архивного управления МВД СССР была образована комиссия из представителей ГАУ, ЦНИЛ и архива для разработки нового планового задания на строительство ЦГАКФФД СССР в 25-40 км. от Москвы. Но даже в этом случае строительство технического корпуса и лаборатории предусматривалось лишь в неопределенном будущем. Поэтому, для ЦГАКФФД идея создания «сталинского фонда» была единственной возможностью решить все наболевшие проблемы.
Начальнику ЦГАКФФД пришлось обратиться непосредственно в МВД и ЦК КПСС с разъяснением стоящих перед архивом задач в комплектовании, обеспечении сохранности документов и невозможности дальнейшего развития архива. Результатам стал приказ министра МВД СССР от 22 января 1952 г. "Об улучшении условий хранения кинофотофонодокументов о тов. Сталине и остальных документов, сосредоточенных в ЦГАКФФД СССР", в соответствии с которым все здание бывшего архивохранилища ГУПВИ в г. Красногорске с оборудованием и земельным участком передавалось архиву.
На начальника архива возлагалась обязанность разработать план переоборудования здания и строительства кинохранилищ14. В проекте предполагалось оборудовать пять одноэтажных хранилищ для материалов «сталинского фонда», кинонегативов, кинопозитивов и дубль-негативов общего фонда, для фотодокументов и фонодокументов. Хранилища должны были быть подвальными, состоять из отдельных боксов с 6-ти ярусными стеллажами, иметь искусственное освещение, центральное отопление, аппаратуру для кондиционирования воздуха и контроля температурно-влажностного режима. Хозяйственные и административные помещения распределялись по трем корпусам здания: рабочие помещения (для составления монтажных листов, проверки технического состояния документов, культурно-бытовых мероприятий), научно-справочный аппарат, кино и фотолаборатории, кинобудка со зрительным залом, библиотека, камеры предварительного хранения документов, секретариат, хозпомещения, военизированные пожарная и вахтенная охраны.
15 сентября 1952 г. особый фонд был преобразован в отдел особого (сталинского) фонда. В его состав добавили материалы о советском правительстве, Коминтерне и другие. 28 марта 1953 г. переоборудованное здание было принято и официально передано ЦГАКФФД с 3 апреля. Территорию архива (площадью 12 000 кв. м) огородили с двух сторон деревянным забором с колючей проволокой в четыре ряда (впоследствии ее сняли), посадили 120 деревьев и 180 кустов.
К перебазированию было подготовлено 21 650 коробок кинодокументов, 315 839 фотонегативов, 1 083 фотоальбома, 1 032 коробки кинодокументов особого фонда, инвентарные книги, описи на кинодокументы и каталоги. Перевозили документы с 26 января по 1 апреля в специально оборудованных автомобилях с вооруженной охраной.
В г. Красногорске началась новая страница истории архива. Отдел особого фонда просуществовал недолго: в 1956 г. он был ликвидирован и изъятые негативные фрагменты возвратили в первоисточники.
С 1955 г. в кинолаборатории началось пробное копирование архива, в 1958-1960 гг. были построены подземные кинохранилища, а в 1983 г. вступило в строй 9-ти этажное кинохранилище для документов на триацетатной основе. В 1967 г. фоноотдел преобразовали в Центральный государственный фоноархив СССР и он вернулся на 2-ю Бауманскую улицу. В 1992 г. ЦГАКФФД СССР был переименован в Российский государственный архив кинофотодокументов.