Выбор читателей:

История переезда РГАКФД в Красногорск

Печать PDF
3 апреля 2008 г. исполнилось 55 лет со дня официального переезда РГАКФД (ранее ЦГАКФФД СССР) в г. Красногорск. Это событие самым непосредственным образом связано с попыткой советского правительства организовать специальный архив киносъемок жизни и деятельности И.В. Сталина.

В 1949 г. к 70-летию вождя Центральному государственному архиву кинофотодокументов (ЦГАКФФД) СССР было поручено провести выявление и реставрацию всех подобных киноматериалов для последующего формирования из них особого (сталинского) кинофонд. Для размещения фонда 28 июня 1950 г. приказом министра внутренних дел СССР Главному архивному управлению (ГАУ) была передана часть здания Главного управления по делам перемещенных военнопленных и интернированных лиц (ГУПВИ), расположенного в подмосковном городе Красногорске
Однако для ЦГАКФФД СССР переезд фонда не решал многолетних проблем с рабочими помещениями, хранилищами и отсутствием кинолаборатории, которые возникли сразу же после того, как коллегия Центрархива РСФСР 12 октября 1926 г. приняла официальное решение об организации в ведении Архива Октябрьской Революции (АОР) архива фотокинонегативов союзного и республиканского значения. К тому времени в иллюстративном отделе АОРа была собрана коллекция примерно из 4 тыс. ед. хр. фотодокументов дореволюционной России и первых лет советской власти. Они размещались в трех шкафах, установленных в проходной комнате отдела.

В то же время, национализированные в 1918-1919 гг. киносъемки частных фирм (не разобранные и не учтенные) все еще лежали в мешках на различных складах. Для них осенью 1926 г. АОР оборудовал (в соответствии с решением Центрархива) небольшое временное кинохранилище на Большой Пироговской улице. Но разместить там удалось лишь часть национализированных материалов В феврале 1928 г. на территории Лефортовского дворца (Военно-исторического архива) было построено одноэтажное железобетонное кинохранилище. Туда в октябре (после преобразования фотокиноархива в самостоятельный отдел АОРа) из временного хранилища и со складов киноорганизаций были перемещены все собранные фонды.

Но новое здание не было рассчитано на развитие архива, так как представляло собой складское помещение с шестью небольшими камерами хранения без искусственного освещения и противопожарного оборудования. Смена воздуха в нем осуществлялась вентиляционной установкой из подвального помещения4. Поддерживать в хранилище постоянную температуру было невозможно, так как оно отапливалось только зимой (тепло подавалось по воздуховодам из небольшой калориферной установки с индивидуальной котельной, расположенной в 20 метрах от хранилища) Конденсация влаги на стенах и полу в осеннее время очень быстро стала губительно влиять на физическое состояние документов: на пленках появлялась плесень, стал отслаиваться эмульсионный слой. Но архив не мог заниматься реставрацией и копированием дефектных материалов, так как не имел собственной кинолаборатории Производственные помещения, оборудованные в бывшей котельной дворца, были более чем скромными: они состояли из двух рабочих комнат, крошечной кинобудки, фотохранилища и кинозала со старой дореволюционной проекционной аппаратурой. Но, несмотря на такие условия, сотрудники осуществляли весь комплекс работ по комплектованию, учету, описанию и использованию собранных материалов.

В середине августа 1931 г. фотокиноотдел получил статус самостоятельного учреждения - Центрального фотокиноархива РСФСР (ЦФКА), и так как Центральное архивное управление (ЦАУ) РСФСР приступило к организации Центрального государственного архива звукозаписей (ЦГАЗЗ) и последующего его объединения с ЦФКА, в ноябре 1932 г. было принято решение о строительстве нового здания архива. ЦГАЗЗ формально подчинили ЦФКА и материалы разместили на его территории.

Такое объединение просуществовало вплоть до 10 августа 1934 г. когда Постановлением Президиума ВЦИК их юридически объединили в Центральный фонофотокиноархив ЦАУ СССР (ЦФФКА СССР) но к строительству нового здания объединенного архива так и не приступили. Вместо этого архиву временно передали две рабочие комнаты в Центральном государственном военно-историческом архиве (ЦГВИА). К этому времени началось планомерное комплектование архива, что в сжатые сроки привело к отсутствию свободных мест в камерах хранения. Решению проблемы с архивохранилищами не способствовала и сложная кадровая ситуация в архиве: за шесть лет (с 1930 по 1936 гг.) сменилось семь руководителей и всерьез заниматься этой проблемой было некому Тем не менее, проверка работы архива специальной комиссией показала, что проблему архивохранилищ надо решать незамедлительно. В 1936 г. Президиум ЦИК СССР профинансировал проектирование нового здания архива, а через три года (в 1939 г.) проект строительства архива на Новорублевской улице был утвержден. Но, когда руководство ЦФКА познакомилось с ним, оказалось, что он предусматривает возведение только двухэтажного здания с хранилищами и рабочими помещениями без кинолаборатории. Дело ограничилось выделением денег на проект.

С 14 мая 1941 г. по новому Положению название архива было изменено на Центральный государственный архив кинофотодокументов (ЦГАКФФД СССР).

В июне 1941 г. началась Великая Отечественная война. Спасая наиболее ценные материалы по истории советского государства, большую их часть эвакуировали в г. Саратов. Оставшиеся в Москве архивисты занялись сбором материалов с фронтов. Но среди них стало поступать много технического брака из-за некачественной проявки. Дореволюционные материалы также требовали профобработки. Кроме того, пострадали и материалы, отправленные в эвакуацию, которые некоторое время пролежали в хранилище с земляным полом. Понимая, что после войны архивная коллекция значительно увеличится, руководство архива с 1943 г. вновь стало поднимать вопрос о строительстве нового здания с фото- и кинолабораториями, оборудованными по последнему слову техники. Но в результате после возвращения из эвакуации в 1944 г. было организовано только дополнительное фотохранилище и выделены еще две комнаты в ЦГВИА.

В мае 1945 г. Начальник архива С.И. Жбанков вновь поставил перед ГАУ вопрос о строительстве нового здания архива и кинолаборатории. В октябре были разработаны и после всевозможных согласований и экспертиз утверждены в 1946 г. новые основные положения по строительству архива. Прошел еще год... При очередной проверке физико-технического состояния архивных материалов комиссия ГАУ констатировала их угрожающее состояние, так как от 60 до 100% документов срочно требовали различной степени реставрации. Пытаясь сохранить киноленты, ЦГАКФФД СССР срочно договорился с лабораторией Научно-исследовальского кинофотоинститута (НИКФИ) о проведении у них реставрационных работ и активизировал усилия по решению проблемы строительства нового здания. Эти вопросы неоднократно обсуждались на производственных собраниях с участием представителей ведомства, на научных советах и различных совещаниях. Архив поддержала комиссия экспертов НИКФИ, Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ) ГАУ, Главкопирфильма и Института звукозаписи. Начальник реставрационной лаборатории НИКФИ И.М. Фридман предложил в качестве временной меры реконструировать старое фильмохранилище на той же территории.

В третьем квартале 1949 г., наконец, начались работы по строительству фотолаборатории. Так как они продолжались два года, ЦФФКА (вместо того, чтобы осваивать новый метод реставрации фотодокументов, предложенный Центральной научно-исследовательской лабораторией ГАУ), вынужден был на примитивном оборудовании собственными силами начать изучение причин возникновения и устранения дефектов на фотонегативах.

В 1951 г. было закончено строительство начатой еще в 1949 г. фотолаборатории, а ситуация с состоянием кинодокументов становилась критической. 31 мая 1951 г. из-за плохого противопожарного состояния было закрыто оборудованное в 1944 г. хранилище, в котором находилось больше половины киноматериалов, новая копировальная аппаратура и другое оборудование. Отсутствие мест для хранения документов привело к тому, что ведомства под разными предлогами стали задерживать сдачу материала. В 1951 г. архив (временно) смог принимать кинопозитивы только от ЦСДФ и оставил в Госфильмофонде научно-популярные и учебные фильмы. Из-за накопившихся проблем стало стремительно сокращаться использование документов.

Многолетние усилия архива и заинтересованных организаций привели к тому, что 20 июля 1951 г. приказом начальника Главного архивного управления МВД СССР была образована комиссия из представителей ГАУ, ЦНИЛ и архива для разработки нового планового задания на строительство ЦГАКФФД СССР в 25-40 км. от Москвы. Но даже в этом случае строительство технического корпуса и лаборатории предусматривалось лишь в неопределенном будущем. Поэтому, для ЦГАКФФД идея создания «сталинского фонда» была единственной возможностью решить все наболевшие проблемы.
Начальнику ЦГАКФФД пришлось обратиться непосредственно в МВД и ЦК КПСС с разъяснением стоящих перед архивом задач в комплектовании, обеспечении сохранности документов и невозможности дальнейшего развития архива. Результатам стал приказ министра МВД СССР от 22 января 1952 г. "Об улучшении условий хранения кинофотофонодокументов о тов. Сталине и остальных документов, сосредоточенных в ЦГАКФФД СССР", в соответствии с которым все здание бывшего архивохранилища ГУПВИ в г. Красногорске с оборудованием и земельным участком передавалось архиву.
На начальника архива возлагалась обязанность разработать план переоборудования здания и строительства кинохранилищ14. В проекте предполагалось оборудовать пять одноэтажных хранилищ для материалов «сталинского фонда», кинонегативов, кинопозитивов и дубль-негативов общего фонда, для фотодокументов и фонодокументов. Хранилища должны были быть подвальными, состоять из отдельных боксов с 6-ти ярусными стеллажами, иметь искусственное освещение, центральное отопление, аппаратуру для кондиционирования воздуха и контроля температурно-влажностного режима. Хозяйственные и административные помещения распределялись по трем корпусам здания: рабочие помещения (для составления монтажных листов, проверки технического состояния документов, культурно-бытовых мероприятий), научно-справочный аппарат, кино и фотолаборатории, кинобудка со зрительным залом, библиотека, камеры предварительного хранения документов, секретариат, хозпомещения, военизированные пожарная и вахтенная охраны.

15 сентября 1952 г. особый фонд был преобразован в отдел особого (сталинского) фонда. В его состав добавили материалы о советском правительстве, Коминтерне и другие. 28 марта 1953 г. переоборудованное здание было принято и официально передано ЦГАКФФД с 3 апреля. Территорию архива (площадью 12 000 кв. м) огородили с двух сторон деревянным забором с колючей проволокой в четыре ряда (впоследствии ее сняли), посадили 120 деревьев и 180 кустов.

К перебазированию было подготовлено 21 650 коробок кинодокументов, 315 839 фотонегативов, 1 083 фотоальбома, 1 032 коробки кинодокументов особого фонда, инвентарные книги, описи на кинодокументы и каталоги. Перевозили документы с 26 января по 1 апреля в специально оборудованных автомобилях с вооруженной охраной.

В г. Красногорске началась новая страница истории архива. Отдел особого фонда просуществовал недолго: в 1956 г. он был ликвидирован и изъятые негативные фрагменты возвратили в первоисточники.

С 1955 г. в кинолаборатории началось пробное копирование архива, в 1958-1960 гг. были построены подземные кинохранилища, а в 1983 г. вступило в строй 9-ти этажное кинохранилище для документов на триацетатной основе. В 1967 г. фоноотдел преобразовали в Центральный государственный фоноархив СССР и он вернулся на 2-ю Бауманскую улицу. В 1992 г. ЦГАКФФД СССР был переименован в Российский государственный архив кинофотодокументов.

В результате РГАКФД стал одним из крупнейших кинофотоархивов в мире. Наша коллекция насчитывает сегодня свыше 240 тыс. ед. хр. кинодокументов, более 10 тыс фотоальбомов, 1 млн. фотодокументов и 2 тыс. ед.хр. видеофонограмм.