Выбор читателей:

ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ (1860-1917 гг.)

Печать PDF

Источниковой базой исследования деятельности государственных органов по обеспечению безопасности границы Российской империи в Средней Азии (1860–1917 гг.) явились, прежде всего, опубликованные документы, материалы, имеющиеся в распоряжении ряда российских архивов, а также мемуары и справочно-статистические издания, условно разделенные автором на четыре группы.

Первая группа источников включает законодательные акты Российской империи, документы правительства и государственных органов, в первую очередь, Военного министерства и Министерства финансов:

о заключении Российской империей договоров с Китаем, Англией, Афганистаном и Персией о прохождении государственной границы;

о создании Семиреченского казачьего войска, пограничного надзора и 7 округа Отдельного корпуса пограничной стражи в Средней Азии, как основных военных структур, на которые возлагалась функция обеспечения безопасности границы империи в среднеазиатском регионе; утверждения Положений данных военных структур, таможенных уставов, на основании которых они осуществляли свою деятельность по обеспечению безопасности границы;

о переселенческой политике государственных органов Российской империи как аспекте обеспечения безопасности границы и приграничных территорий посредством проведения их казачье-крестьянского освоения;

о мнениях Государственного совета по строительству и развитию Отдельного корпуса Пограничной стражи Министерства финансов;

постановления, регламентировавшие особые преимущества государственной службы по военному ведомству в отдельных местностях империи;

Высочайшие приказы и приказания по войскам ОКПС; действующие указы и распоряжения по таможенной части в Средней Азии, раскрывающие в определенной степени деятельность государственных органов по обеспечению безопасности государственной границы империи в Средней Азии.

Вторая группа источников состоит из документов Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Отдела письменных источников Государственного исторического музея (ГИМ ОПИ), Центрального пограничного музея ФСБ России (ЦПМ ФСБ России), Центрального Государственного архива Киргизской Республики (ЦГА КР).

Среди привлеченных источников этой группы следует выделить материалы Военного министерства Российской империи, хранящиеся в РГВИА, где были изучены материалы фондов Военного министерства и Министерства финансов: Ф. 330 «Казачий отдел Главного штаба»; Ф. 483 «Военные действия в Средней Азии»; Ф. 1396 «Штаб Туркестанского военного округа; Ф. 1434 «Семиреченское казачье войско» и Ф. 1436 «Штаб войск Семиреченской области», непосредственно касающиеся истории создания и служебно-боевой деятельности Семиреченского казачьего войска; Ф. 4888 «Отдельный корпус пограничной стражи; Ф. 4893 «Управление 7 округа Пограничной стражи»; Ф. 15868 «30-я пограничная Закаспийская бригада». В них сконцентрированы огромные документальные массивы, раскрывающие:

последовательность присоединения территорий Средней Азии к Российской империи;

процесс разрешения спорных территориальных вопросов с сопредельными государствами и установление государственной границы;

деятельность государственных органов (в первую очередь Военного министерства и Министерства финансов) по созданию специальных военных структур (сил) по обеспечению безопасности формируемой границы;

деятельность региональных и местных государственных органов (в лице Туркестанского генерал-губернатора и областных военных губернаторов) по практическому решению вопросов обеспечения безопасности государственной границы на юго-восточном и южном направлениях среднеазиатского региона;

необходимость в последующем постепенной передачи функции охраны государственной границы, в ведение специально предназначенной для этого структуры – Отдельному корпусу пограничной стражи;

определение основных направлений деятельности государственных органов по обеспечению безопасности среднеазиатского участка Государственной границы Российской империи исследуются документы, в которых раскрывается необходимость того, что ОКПС должна быть только военной организацией, предпринята попытка обоснования эффективности агентурно-сторожевого (оперативно-войскового) способа охраны границы перед преимущественно агентурным (оперативным).

Военное министерство играло важную роль в планировании и проведении политики царского правительства в Средней Азии и поддерживало теснейший контакт с Министерством иностранных дел. Использование данных военного ведомства дало возможность уделить меньше времени работе над фондами Министерства иностранных дел, ибо бумаги дипломатических органов царского правительства, как правило, пересылались для сведения, или согласования высшим военным руководителям Российской империи.

По степени информационной насыщенности и полноты архивные материалы РГВИА не имеют себе аналогов и являются прочной, фундаментальной базой изучения выбранной темы.

Несомненный интерес представляют документы, хранящиеся в ГАРФ, где были изучены материалы Ф. 672 «Николай I» и Ф. 678 «Александр II». Работа с ними позволила получить сведения, касающиеся:

деятельности первых лиц Российской империи – Николая I и Александра II по решению вопросов о присоединении территорий Средней Азии;

наделении Александром II, с учетом большой удаленности региона от столицы империи, Туркестанского генерал-губернатора широкими полномочиями в вопросах определения внешней и внутренней политики региона, определения прохождения государственной границы и создания специальных сил по обеспечению ее безопасности;

деятельности государственных органов по всестороннему обеспечению (материальному, финансовому и др.) частей и подразделений Туркестанского военного округа, привлекаемых к обеспечению безопасности границы;

численности казачьих войск в Туркестанском генерал-губернаторстве, изменениях в их составе; мерах по улучшению военной подготовки нижних чинов и офицеров; службе казачьих войск, их снабжением новым оружием и снаряжением.

Несомненный интерес представляют документы, хранящиеся в АВПРИ, где были изучены материалы фонда 147 «Среднеазиатский стол». Работа с ними позволила автору получить сведения о деятельности:

государственных органов по экономическому развитию территорий Средней Азии, что существенно повлияло на обеспечение безопасности границы;

представителей пограничных комиссий при проведении демаркации государственной границы, боровшихся в прямом смысле слова за каждую пядь своей земли всеми доступными способами;

официальных представителей Британских властей по дестабилизации обстановки в приграничных районах Русского Туркестана;

об обстановке на отдельных участках государственной границы и деятельности пограничных подразделений по обеспечению ее безопасности.

Особое значение имеют так называемые личные фонды – документальные материалы, «отложившиеся» в архиве того или иного государственного, военного или общественного деятеля. Документы отдельных лиц, участвовавших в исторических событиях, дополняют материалы государственных учреждений и организаций, зачастую проливая новый свет на истинную подоплеку различных событий и помогая глубже раскрыть их смысл. Так фрагментарная, но не менее ценная и оригинальная информация о политике России на среднеазиатских окраинах, месте и роли в ней казачества, как основного военного элемента обеспечения безопасности границы, была получена автором в РГАЛИ. В нем был изучен фонд 191 «Ефремов П.А.».

Важную роль в создании фактологической базы исследования сыграли материалы, хранящиеся в ГИМ ОПИ, где были изучены личные фонды Черняева М.Г. (Ф. 208) и Гродекова Н.И. (Ф. 307) освещающие:

деятельность региональных органов власти по присоединению территорий Средней Азии, русской колонизации Туркестанского края;

переписку официальных лиц Туркестанского генерал-губернаторства с руководителями сопредельных государств по вопросам определения государственной границы и обеспечения ее безопасности.

Огромный интерес представляют материалы, хранящиеся в документальном фонде ЦПМ ФСБ России, освещающие службу пограничников (стражников Отдельного корпуса пограничной стражи) по обеспечению безопасности южного участка государственной границы.

В ЦГА КР изучен фонд 46 «Нарынская таможенная застава Семипалатинского таможенного участка Туркестанского таможенного округа». Документы фонда содержат:

правила и приказы Туркестанского таможенного округа;

инструкцию для таможенной стражи;

секретные циркуляры Департамента полиции;

книги приказов по Нарынскому таможенному району;

протоколы, переписку о задержаниях контрабандных товаров по району;

отчетные ведомости о пассажирском движении;

материалы по личному составу и его служебной деятельности.

Материалы, содержащиеся в делах фонда, позволили проследить деятельность государственных органов на местах по обеспечению безопасности юго-восточного участка границы на территории Семиречья, когда на смену войсковому прикрытию границы чинами Семиреченского казачьего войска шел таможенно-пограничный надзор.

Третьей группой источников в данной работе является многочисленная мемуарная литература, воспоминания участников военных походов и дипломатических миссий, описания научных экспедиций и путешествий. При всем субъективизме, присущем этим материалам, они зачастую содержат интереснейшие сведения, позволяющие лучше уяснить сложившуюся обстановку в России и странах Востока, позицию и взгляды того или иного политического или военного деятеля, ученого, дипломата, предпринимателя.

Таковы, например, мемуары И.Ф. Бабкова, М.И. Венюкова, Г.Е. Катанаева, П.Н. Краснова, Н.В. Леденева, Н.А. Симонова, А.П. Тарыкина, М.П. Чернушевича, Д.Н. Логофета, Б.Л. Громбчевского, М.В. Грулёва и других, раскрывающих в определенной степени деятельность частей и подразделений Военного министерства и Министерства финансов по обеспечению безопасности среднеазиатского участка государственной границы Российской империи.

Четвертая группа источников содержит справочные издания, которые помогают ориентироваться в нормативно-правовых документах, получить необходимые сведения, относившиеся к деятельности государственных органов по обеспечению безопасности среднеазиатского участка государственной границы Российской империи.

Таким образом, имеющаяся источниковая база позволяет провести полноценный анализ деятельности государственных органов по обеспечению безопасности границы Российской империи в Средней Азии (1860–1917 гг.).



SOURCES OF INVESTIGATION OF THE STATE AGENCIES (ORGANS) ACTIVITIES IN PROVIDING FOR BORDER SECURITY OF THE RUSSIAN EMPIRE IN MIDDLE ASIA (1860–1917)

Аннотация / Annotation

В статье анализируются источники изучения деятельности государственных органов по обеспечению безопасности границы Российской империи в Средней Азии (1860-1917 гг.). Источниковая база исследования представлена как опубликованными документами, так и архивными материалами, мемуарами и справочными изданиями.

The most effective method of discovering the truth in a scientific research by a historian is referring to the sources. The analysis of the sources related to investigation of the state agencies’ activities in providing for border security of the Russian Empire in Middle Asia in 1860-1917 allows dividing them theoretically into four groups. This work (article) is supported by publications, archive materials, memoirs and reference books.

Ключевые слова / Keywords

Российская империя; Средняя Азия; Китай; Афганистан; Персия; Военное министерство; Министерство финансов. Russian empire; Middle Asia; China; Afghanistan; Persia; War Ministry; Ministry of Finance.