ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII-XX ВВ.: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Печать PDF





ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Церковь на протяжении многовековой истории нашей страны играла на важную роль в становлении и укреплении российской государственности. В архивах хранятся ценные исторические источники о различных направлениях деятельности Церкви. Документы о браке имеют особую важность для сохранения исторической памяти народа России, т.к. они освещают все стороны жизни православного населения, являются частью культурного наследия русского народа, историческим источником о жизнедеятельности как отдельных личностей, так и российского государства в целом.


Брачные документы дореволюционной России являются не только источником по демографии, они содержат информацию о самобытной культуре русского народа, о месте брачных отношений в системе государственной власти. Документы гражданского состояния составляют большую группу. Они фиксируют сложную процедуру вступления в брак, что формировало нравственные, экономические, правовые основы семьи, а это, в свою очередь, способствовало укреплению российской государственности. Анализ создания и развития форм церковных документов о браке позволяет дополнить знания о системе дореволюционного делопроизводства в российском государстве.

К брачным документам обращались такие исследователи как И.А. Косарева, Д.И. Мейер, И.И. Глуховская, С.Н. Романова и др. И.А. Косарева описывает порядок совершения бракосочетания в дореволюционной России: обручение, оглашение и обыск, само бракосочетание. Такой же порядок совершения бракосочетания, действовавший в дореволюционной России, определен Д.И. Мейером. Определения понятий «брачный обыск», «брачные документы» представлены в разработанном И.И. Глуховской и С.Н. Романовой «Указателе видов документов, содержащих генеалогическую информацию (XVI в. – 1917 г.)». Однако в настоящее время отсутствует обобщающий труд по истории возникновения и развития церковной документации о браке, не проведен ее системный источниковедческий анализ, что усиливает интерес к данной проблематике.

И.А. Косарева отмечает, что в XVIII в. в Российском государстве церковная форма брака стала обязательной. Автор выделила отдельные этапы брачных отношений: обручение, оглашение, обыск, бракосочетание (оформление супружеских отношений). Обручение (помолвка) перестало иметь юридическое значение со времен Петра I, представляло собой лишь предварительное соглашение между двумя лицами разного пола о будущем заключении брака. Оглашение состояло в троекратном объявлении в церкви предстоящего брака. По церковным правилам сила оглашения продолжалась в течение двух месяцев, если в этот срок брак не совершался, оглашение следовало возобновлять. И.А. Косарева утверждает, что цель оглашения заключалась в выявлении обстоятельств, препятствующих браку, но само оглашение носило формальный характер ввиду того, что упущение оглашения не влияло на действительность брака. Обыск сводился к удостоверению известными лицами - свидетелями - отсутствия оснований недействительности брака. К числу таких оснований относили родство, принуждение и т.д. Само бракосочетание - это церковный обряд венчания, совершаемый в личном присутствии сочетающихся, при свидетелях (двух-трех), сопровождавшийся обменом кольцами. По окончании венчания брачующиеся считались супругами. Каждый брак записывался в приходскую (метрическую) книгу.

Документирование процесса заключения брака в одной из крупнейших епархий России автор предлагает проследить на основе анализа документов Государственного архива г. Тобольска. Были исследованы фонды: № 57 - «Канцелярия Епископа Тобольского и Сибирского 1729-1929 гг.»; № 156 - «Тобольская духовная консистория 1721-1922 гг.», а также 34 фонда церквей Тобольской губернии: фонд № 120 - «Липоярская Богоявленская церковь с. Липоярское Тобольского уезда 1729-1900 гг.» (1 дело); фонд № 715 - «Градо-Брезовская Богородице-Рождественская церковь г. Березов, Березовского уезда 1812-1920 гг.» и др.

За основу взят порядок документирования брачных отношений, представленный И.А. Косаревой, и дополнен анализом самих брачных документов, т.к. последним исследователем кратко обозначены основные этапы, но описание необходимых для данной процедуры документов отсутствует. Первым документом можно считать брачный обыск, так как именно в этом документе фиксируется волеизъявление жениха вступить в брак. На основе этого документа церковью собиралась биографическая информация о будущих супругах, в результате чего создавался комплекс из десяти документов (предбрачное свидетельство; справка; паспорт; свидетельство о разрешении вступить в брак после вдовства или развода; удостоверение о разрешении на вступление в брак жениху, выданное купеческой мещанской управой; билет (свидетельство) о явке к исполнению воинской повинности; удостоверение сельского старосты; свидетельство об исповеди и причастии; письмо; рапорт). В результате новый брак записывался в метрическую книгу. Далее автор работы подробно рассмотрит каждый вид брачных документов согласно вышеописанному порядку.

Брачный обыск - письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления неродства вступающих в брак. Этот документ включал следующие сведения: фамилии, имена, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски от руки и без красной строки заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий и имели одинаковую форму изложения обысков (было просмотрено около 30 обысков).

Брачные обыски выглядели следующим образом: «…купец Петр Алексеев Богданов, дал сей обыск в том, что желает в брак вступить первым браком, … с дочерью его девицей Екатериной, кои между собой как плотского так и духовного родства не имеют … К бракосочетанию возбраняющего препятствия не имею и оных жених и невеста лет совершенных. А если по свенчании какое к бракосочетанию препятствие окажется, то мне тысяцкому … ни до какого ответу, и за несправедливое показание подвергаем себя к поступлению с нам и по всей строгости как Его Императорского Величества Законы повелевают». На основании брачного обыска церковью собиралась биографическая информация о будущих супругах, в результате чего создавался комплекс документов с дублирующейся информацией.

Предбрачное свидетельство – документ, выдававшийся церковью и содержащий такие сведения о вступающих в брак, как вероисповедание, дата рождения, находится ли в здравом уме, имеется ли дозволение родителей, бытие на исповеди и причастии. Документ подписывал священник и псаломщик, скреплялся печатью Тобольской епархии. Предбрачное свидетельство от 19 января 1907 г. № 12 содержал следующую информацию: «Состоящая в нашем приходе и имеющая жительство в деревни … крестьянская девица, Марья Яковлева Печеркина … объявила нам, что она … имеет намерение вступить в брак с прихожанином Градо Тобольской Спасской церкви … с крестьянином Алексием Петровичем Балиным. Вследствии чего мы, нижеподписавшиеся, свидетельствуем, что Печеркина 1) девица; 2) веры православной; 3) 27 лет … 4) находится в здравом уме; 5) … имеет дозволение от своих родителей … 6) у исповеди и у св. причастия в 1906 году не была по отлучки; 7) по троекратном оглашении, учиненном … в нашей приходной церкви с желанием ее вступить в брак с … препятствий никем не объявлено. О чем дано ей … сие свидетельство по силе п. 3 … в приложении к ст. 26 тома X Зак. гражд. и ст. 41 инстр. благочин. …».

Справка – документ, выдававшийся церковью будущему супругу для вступления в брак, содержащий биографические сведения (дата и место рождения и крещения, о родителях и т.д.). В этом документе говорилось: «По метрикам Градо–Тобольской Богородице–Введенской церкви за 1884 год под № 53 значится…родился…крещен 11 ноября…». Справка составлялась от руки и была подписана священником.

Паспорт – документ, содержащий такие сведения, как вероисповедание, дата рождения, род занятий, пол, место жительства и др. Для процедуры заключения брака делалась заверенная священником и псаломщиком копия паспорта, составленная от руки. Под наименованием вида документа («паспорт») в заголовке указывались национальность, фамилия, имя, отчество человека, которому выдавали паспорт. Текст делился на две части, отделенных вертикальной линией. В левой части указывалось вероисповедание, возраст, род занятий и семейное положение. В правой – губерния, уезд, волость, деревня проживания, фамилия, имя, отчество и др. Подписывал копию паспорта писарь под правой частью текста документа. Копия заверялась священником и псаломщиком, об этом делалась отметка по центру под подписью, состояла из слов «с подлинностью верно: » и подписей.


На основании анализа архивных документов можно сделать вывод, что в брачной документации использовалось четырнадцать реквизитов, позволяющих их идентифицировать и использовать для осуществления тех или иных функций церкви: адресант (современное наименование организации); наименование вида документа; дата документа; регистрационный номер документа; место составления или издания документа; адресат; заголовок к тексту; текст документа; подпись; оттиск печати; отметка о заверении копии; указание на копийность; отметка о смятии копии; отметка об уплате гербового сбора. Из них 12 реквизитов соответствуют современным по ГОСТ Р 6.30-2003. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Последние три реквизита в настоящее время отсутствуют.

Размещение реквизитов имело свои особенности. Реквизит «адресант» использовался только в письмах и проставлялся в верхнем левом углу документа в виде печати, в которую входило название села, церкви, уезда и епархии. Наименование вида документа располагалось центрированно в верхней трети документа. Дата документа не всегда выделялась из текста в качестве отдельного реквизита и имела различный порядок написания: 1) число, месяц, год; 2) месяц, число, год; 3) год, месяц, число. Регистрационный номер документа, расположенный по левому полю документа, как правило, повернут на 90 градусов против часовой стрелки, и читается, соответственно, снизу вверх. Реквизит «место составления или издания документа» указывался только в рапорте под текстом и подписью с правой стороны. Реквизит «адресат» указывался только в письмах с правой стороны ниже адресанта. Заголовок к тексту писался только в копии паспорта под наименованием вида документа. Заголовком являлись национальность, фамилия, имя, отчество человека, которому выдавали паспорт. Текст документов писался с красной строки еще не во всех документах, применялась нумерация. Трафарет начал применяться с конца XIX в. в таких документах, как указы, метрические книги и др. Однако многие документы: выписки из метрических книг, билеты, справки, и в начале XX века составлялись от руки.


После революции церковь была отделена от государства, и, как следствие, брак был выведен из-под ее юрисдикции. Декретом от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» была провозглашена секуляризации брака: «...Российская Федерация впредь признает только гражданские браки... Церковный брак... является частным делом брачующихся». В настоящее время документы Русской православной церкви, хранящиеся в исторических архивах федерального и регионального уровней Российской Федерации, могут обогатить знания о традициях делопроизводства, существовавших в российском государстве.


Spichak A.V. Documenting of marriage process in Russian Empire in 18th – 20th centuries. On materials of the Tobolsk State archive

Аннотация / Annotation

Статья посвящена рассмотрению порядка документирования процесса вступления в брак в Российской империи в XVIII-XX вв. В работе анализируются состав, содержание и оформление брачных документов дореволюционной России. Автор статьи выявила комплекс документов, используемых для данной процедуры, выделила реквизиты документов.
The article is devoted to consideration of documenting of marriage process in the Russian Empire in 18th – 20th centuries. In work is analyzed the structure, contents and registration of marriage documents of pre-revolutionary Russia. The author of this article revealed a complex of the documents used for this procedure, allocated requisites of documents.

Ключевые слова / Keywords

Источник, брачный документ, Русская православная церковь, ценный исторический источник, Святейший Правительствующий Синод, архивный документ, архивный фонд, Тобольская епархия. Marriage document, Russian Orthodox Church, valuable historical source, Most Holy Governing Synod, archival documents, archival funds, Tobolsk diocese.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.