| 27 Января 2017
Д.И. ПЕТИН, М.М. СТЕЛЬМАК, Омск, Российская Федерация
БЕЛЫЙ ОМСК В КИНОХРОНИКЕ ФРАНЦУЗСКИХ ИНТЕРВЕНТОВ. 1919 г. К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ ИСТОЧНИКА
Аннотация
В статье представлены атрибуция и исторический анализ фрагмента документальной кинохроники французских военных кинооператоров, запечатлевшего различные аспекты городской жизни Омска в 1919 г. в период власти Российского правительства адмирала Колчака.
Abstract
This paper presents the attribution and historian analysis of fragments of documentary newsreel cameramen French military, depicting various aspects of life of the city of Omsk in 1919 during the government of the Russian government of Admiral Kolchak.
Ключевые слова
Исторический источник, кинохроника, Сибирь, Омск, Гражданская война, интервенция, краеведение.
Keywords
Newsreels, Siberia, Omsk, intervention, Civil war, sources, local history.
Гражданская война на востоке России оставила богатое фотодокументальное наследие в архивах, музеях и частных коллекциях как в нашей стране, так и за рубежом. Практически каждый крупный город Урала, Сибири и Дальнего Востока в 1918–1920 гг. оказался запечатлен объективом фотоаппарата. Немалое значение в этом принадлежит именно представителям войск иностранных держав, поддерживавших правительство адмирала А.В.Колчака. Закономерно, что Омску– столице антибольшевистского движения– иностранцами уделялось большое внимание. Благодаря интервентам, в нашем распоряжении сегодня имеется не только большой массив фотодокументов, запечатлевших «белый» Омск, но и кинохроника продолжительностью 9 мин. 23 сек.Она является одной из самых ранних выявленных документальных киносъемок Омска, запечатлев его весной 1919 г. Хроника была снята французскими военными кинооператорами, сопровождавшими войска интервентов.Она входит в состав двухчасового документального фильма. Были также обнаружены аналогичные съемки, сделанные французами в Новониколаевске (ныне – Новосибирске), Семипалатинске, Барнауле, Иркутскеи Владивостоке. Авторство омского фрагмента хроники точно установить не удалось. Но, опираясь на титры съемок в других городах в указанный период, можно с высокой долей вероятности предположить, что одним из операторов был Лусьен Аер (1898–1978). Кроме того, исходя из анализа ракурсов съемки и монтажа, мы высказываем предположение, что в Омске работало минимум два оператора.
Все перечисленные выше кинокадры сибирских городов в 1919 г. сейчас можно легко найти в сети Интернет. Но омская хроника свое широкое распространение получила, начиная с 2012г., благодаря деятельности Центра изучения истории Гражданской войны– выставочной и научной площадки Исторического архива Омской области, расположенной в здании бывшей резиденции Верховного правителя А.В.Колчака. Омским архивистам хронику передали представители консульства Франции в Новосибирске накануне открытия Центра. С 2012 г. эта французская хроника заняла ключевое место в кинолектории Центра и за четыре года его работы с ней ознакомились уже тысячи экскурсантов. Многие из них проявляют к ней огромный интерес, впервые видя привычные места Омска, но почти столетие назад, что создает особый колорит при погружении в историческую атмосферу «белой столицы». Хроника была снята еще в эпоху немого кино, поэтому кинокадры обязательно преподносятся посетителям с комментариями архивистов, проводящих экскурсию.
Российские кинематографисты, побывавшие на экскурсиях в Центре, отмечают особую актуальность данной кинохроники для съемок игрового исторического кино. Кроме того, кадры омской хроники уже неоднократно использовались при подготовке документальных фильмов о Гражданской войне российскими кинодокументалистами (А.Грачев, Л.Млечин, А.Омельчук и др.) а также видеосюжетов и аналитических программ для омского регионального телевидения.
Главная ценность французских документальных съемок, по нашему мнению, состоит в том, что они являются уникальным источником по истории Гражданской войны в Сибири, а также истории Омска. Несмотря на широкую известность кинокадров «белого» Омска, официально атрибуцию хроники никто из исследователей не производил. При этом в сети Интернет можно встретить различные комментарии к кинокадрам, которые не всегда корректны с исторической точки зрения. В связи с этим, на наш взгляд, представляется необходимым проведение источниковедческого анализа кинокадров и их атрибуции на основе источников и сведений, выявленных в ходе данной работы.
Указанная кинохроника сегодня общеизвестна в авторском монтаже, произведенном, по всей видимости, в 1920–1930-е гг. К хронике приложены титры на русском и французском языках, сделанные, по всей видимости, уже в наши дни. Однако атрибуция съемок, приведенная в титрах, скупа и не во всех случаях корректно комментирует события, запечатленные кинокамерой. Также известно порядка двух десятков фотографий, сделанных или одновременно с хроникой, или являющимися стоп-кадрами с нее. Данные фотодокументы оказали существенную помощь для атрибуции омского фрагмента французской кинохроники.
Омская хроника начинается с вида на центр города. Перед нами предстает Успенский кафедральный собор со стороны главного входа (освящен в 1898 г., разрушен в 1935 г., восстановлен в 2007 г.) и прилегающие к нему здания, сохранившиеся и ныне: главная контора и склады акционерного общества «Эльворти» постройки 1913 г. (частично разрушено в 1982 г. из-за пожара, ныне центральный офис «ВТБ-банк») и здание бывшей Омской центрально-фельдшерской школы постройки ок. 1900 г. (ныне Прокуратура Омской области).
Далее мы можем видеть здание ТЭЦ-1, построенное осенью 1917 г., но из-за событий Гражданской войны введенное в эксплуатацию только в 1921 г. В период Гражданской войны в его стенах с октября 1918 г. располагался отряд французских войск. На трубе ТЭЦ-1 (не сохранившейся сегодня) хорошо видна радиомачта, установленная французскими военными, в период их дислокации в здании.
Далее перед нами предстает здание Управления Омской железной дороги, построенное в 1914–1917 гг., при участии военнопленных Первой мировой войны (ныне Омский государственный университет путей сообщения).Здесь располагались Ставка Верховного главнокомандующего, Министерство путей сообщения и Управление Омской железной дороги. Напротив здания мы видим вагоны, стоящие в тупике городской ветки (угол современных улиц К. Маркса и Маяковского). Мимо вагонов проезжает автомобиль с атаманом Оренбургского казачьего войска А.И. Дутовым. Он прибыл с рабочим визитом в Омск 9 апреля 1919 г. Автомобиль сопровождает отряд киргизов из личной охраны атамана. Здесь же мы видим и здание Омского водоканала, построенное в 1915 г., занимаемое им и поныне.
Затем в хронике на несколько секунд появляется здание Омского сельхозинститута (ныне главный корпус Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина). Здесь с конца 1918 г. по конец 1919 г. часть помещений занимал госпиталь Американского Красного креста 9 ноября 1918 г. Совет министров Директории постановил освободить здание института от постоя войск, чтобы предоставить данное помещение госпиталю.
Особое внимание операторы уделили вокзалу железнодорожной станции Омск. Сначала мы видим привокзальную площадь с двумя легковыми автомобилями, приготовленными для встречи делегации иностранных союзников. Затем в кадре предстает перрон и прибывающий с востока в Омск поезд, который встречают в торжественной обстановке, с оркестром русские офицеры и чехословацкие легионеры. Далее у вагона можно видеть командующего войсками интервентов в Сибири и на Дальнем Востоке дивизионного генерала М. Жанена и стоящего за ним (по субординации), командующего чехословацким корпусом генерал-майора Я. Сырового. В следующем кадре – атаман А. И. Дутов курит возле вагона, рядом стоят сопровождающие его лица.
В этом фрагменте хроники, вероятнее всего, операторами монтажа была допущена неточность. Так, в известных нам источниках не было выявлено каких-либо сведений, подтверждающих (хотя бы косвенно), что визит М. Жанена в Омск совпал с визитом А.И. Дутова.
М. Жанен и Я. Сыровой, прибывшие в Омск, садятся в автомобили для отбытия к месту проведения воинского смотра и парада. Смотр и парад проходили неподалеку, западнее от железнодорожного вокзала, на большом пустыре рядом с военным городком под Омском (ныне район улиц Орловского и Братской, прилегающий к 16 му военному городку). В военном городке в тот период были расквартированы несколько частей и учреждений белой армии.
За строем проходящих маршем легионеров с разных ракурсов различимы: железнодорожный состав, проезжающий конный обоз, постройки военного городка; среди прочего, видна каменная, однопрестольная Богородице-Покровская церковь 44 го Сибирского стрелкового полка. Этот храм был построен по типовому проекту в 1907-1908 гг. Функционировал до 1928 г.; впоследствии здание церкви использовалось как складское помещение на территории, принадлежавшей различным воинским частям. В 1960-е гг. храм был снесен. Ныне на его месте расположен жилой массив в районе улицы Орловского в 16-м военном городке. На этом фрагменте хроники можно видеть находившегося слева от М. Жанена одного из операторов, который частично заслонен фигурой стоящего французского офицера. На основании этого, можно утверждать, что как минимум, данная часть омской хроники, снималась именно с двух видеокамер.
После сюжета с парадом чехословаков, в кадре можно видеть кавалерийский смотр, проходивший, по всей видимости, поблизости с Лагерным городком (ныне район улиц Жукова и Панфилова). Здесь можно наблюдать кавалерийский строй и элементы подготовки кавалеристов (преодоление барьера, рубка лозы). В заключительных кадрах этого эпизода в течение нескольких секунд мы издали видим адмирала А. В. Колчака одетого в сухопутную шинель и едущего верхом на лошади, но лиц, сопровождающих его, идентифицировать невозможно.
Далее следует, пожалуй, самый колоритный фрагмент кинохроники, запечатлевший торжественный парад, проходивший близ центра Омска в районе нынешнего стадиона «Динамо». Публикация официальной омской газеты «Русская Армия» по этому поводу сообщала следующее: «[…] В понедельник 14 апреля [по новому стилю 1919 г.] на площади около здания Судебных установлений [ныне правительство Омской области] главным священником армии и флота Протоиереем Касаткиным в сослужении со священнослужителями Морского Ведомства был совершен чин освящения знамени морских стрелков. На площади были построены: один батальон Морских стрелков, две специальные роты, и взводы пехотных и казачьих частей гарнизона. По окончании Богослужения и освещения знамени, Верховный Правитель, приняв знамя из рук Протоиерея Касаткина вручил его коленопреклоненному Капитану II ранга Степанову, который передал его знаменщику. […] После этого Верховный Правитель пропустил войска мимо себя церемониальным маршем. […] Стройными рядами, с бодрыми веселыми лицами, проходили под звуки оркестра бригады мимо Правителя, стрелки в серых шинелях с черными погонами и солдаты специальных рот в черных шинелях…».
Накануне этого парада, 13 апреля 1919 г., в личной резиденции Верховного правителя, в торжественной обстановке знамя, в присутствии офицеров и солдат (взвода стрелков и взвода специальной роты бригады) было прибито к древку. Французская кинохроника запечатлела момент освящения знамени бригады морских стрелков (Большого Андреевского флага) протоиреем А. Касаткиным, передачу знамени адмиралу А.В. Колчаку, вручение Верховным правителем знамени капитану 2 го ранга Степанову и часть торжественного парада.
Примечательно, что на параде (и съемках) 14 апреля 1919 г. Верховный правитель присутствовал в военно-морской форме, что явно выделяет его из остальных лиц, присутствовавших в кадре. Следует отметить, что в бытность Омска «белой столицей» А.В. Колчак одевал морской мундир достаточно редко и по особым торжественным случаям.
Верховного правителя на параде сопровождает контр-адмирал В.В. Ковалевский, который в апреле-мае 1919 г. являлся Временно управляющим Морским министерством при Российском правительстве А.В. Колчака. В связи с исполнением на тот момент должности и объяснимо присутствие контр-адмирала В.В. Ковалевского на данной церемонии. Вместе с А.В. Колчаком и В.В. Ковалевским присутствует некий морской обер-офицер, но точно идентифицировать его не удалось. Предположительно(исходя из внешнего сходства и анализа фотографий) это капитан 2 го ранга Н. Ю. Фомин (впоследствии капитан 1-го ранга), занимавший на тот момент в Морском министерстве Российского правительства А.В. Колчака должность начальника управления по оперативной части флота. Среди множества сухопутных офицеров, присутствовавших на параде 14 апреля 1919 г. хорошо узнается приветствующий А.В. Колчака А.Ф. Матковский – командующий войсками Западно-Сибирского военного округа, тогда генерал-майор (впоследствии генерал-лейтенант).
Известно лишь пять фрагментов документальных съемок с адмиралом А.В. Колчаком: один 1916 г. (Севастополь), один 1919 г. (сделан вероятнее всего в Приуралье) и три 1919 г. (Омск). Соответственно, описанные нами выше омские кадры, и в частности, парад, датируемый 14 апреля 1919 г., являются одними из четырех, относящихся к периоду Гражданской войны. Учитывая, что А.В. Колчак на подавляющем большинстве фотографий и немногочисленных кинокадрах предстает в образе сурового и серьезного политика, фрагмент с описанным выше парадом представляет собой уникум, поскольку здесь А.В. Колчак последовательно запечатлен в официальной и неофициальной обстановке. В частности, после парада, мы можем видеть его улыбающимся, ведущим непринужденную беседу с контр-адмиралом В.В. Ковалевским.
В следующем фрагменте кинохроники «белого Омска», снятом с двух ракурсов, французские операторы зафиксировали похоронную процессию на улице Лермонтовской (ныне Лермонтова), направлявшуюся к Казачьему кладбищу. По общему числу военных и штатских лиц (порядка 100 человек), оркестру и пышному убранству катафалка можно предположить, что покойный имел немалый чин, однако, кого именно на съемках провожают в последний путь, нам установить не удалось. В траурной процессии часть военных идет строем (не менее полуроты), часть – вне строя; среди них отчетливо различимы унтер-офицеры колчаковской армии, одетые в британские мундиры с русскими погонами. Траурная процессия заснята на фоне нескольких зданий, сохранившихся на улице Лермонтова и сегодня. Это доходный дом братьев Колмаковых (ныне здание арендуют коммерческие структуры), аптека В.Н. Юзефовича (ныне аптека «Доктор»), Министерство снабжения и продовольствия Российского правительства А.В. Колчака (ныне Клинический кардиодиспансер), чешская контрразведка (ныне административное здание).
В финальной сцене хроники запечатлен доходный дом Гутермахера и Лермана (ныне угол улиц 10 лет Октября и 30 лет ВЛКСМ), где на тот момент располагалась французская военная миссия и личная резиденция М. Жанена (ныне здание занимает ночной шоу-клуб «Жара»). В кадре хроники можно снова видеть М. Жанена, выходящего из здания, в сопровождении русских и иностранных офицеров, а также исполняющего обязанности Верховного комиссара Французской республики графа де Мартеля (в штатском). Они стоят на крыльце, которое не сохранилось.
Тем не менее, кроме описанной выше хроники, существует еще один небольшой омский видеофрагмент (продолжительностью 32 секунды), запечатлевший А.В. Колчака приблизительно в апреле – начале мая 1919 г. Однако при монтаже хроники режиссеры монтажа разместили его в части общего фильма, посвященной пребыванию иностранных союзников белого движения во Владивостоке в 1919г. Ошибка монтажа, по нашему мнению, очевидна, поскольку, во-первых, А.В.Колчака не было во Владивостоке в 1919 г. И во-вторых, на фрагменте хроники, можно хорошо атрибутировать Успенский кафедральный собор, Архиерейский дом (построен в 1904–1907 г., ныне УМВД России по Омской области и УФСБ России по Омской области) и пожарную каланчу (построена в 1915 г.). На кадрах мы видим А. В. Колчака в сухопутной шинели, выходящего из Успенского кафедрального собора в сопровождении военных и штатских лиц. Адмирал проходит вдоль строя солдат, затем садится в открытый автомобиль.
Используя сведения, взятые из дневника Н.В. Устрялова – директора Пресс-бюро отдела печати при Управлении делами Верховного правителя, можно предположить, что на съемке запечатлен официальный визит Верховного правителя в Успенский кафедральный собор, состоявшийся 19 апреля 1919 г. во время богослужения на Пасху.
Таким образом, анализ и атрибуция французской кинохроники, запечатлевшей Омск в 1919 г., позволяют ярко представить облик и картины повседневной жизни провинциального города, который волею обстоятельств военно-политического характера, стал временной столицей антибольшевистской России. Благодаря этой хронике, можно одновременно видеть как официальную сторону жизни«белого Омска» (различные мероприятия, события, ключевых политических деятелей), так и частные, но весьма ценные для историка детали городского быта и омскую урбанистику столетней давности. Отличительной особенностью документальных кинокадров является то, что, в отличие от многочисленных известных фотографий(каковые, как правило, статичны), хроника является источником, преподносящим историю «живую», запечатленную в динамике.
Выявление видеохроники, запечатлевшей восток России в годы Гражданской войны, является направлением, которое еще ждет своего исследователя и таит немалые открытия. В частности, внимание следует обратить на зарубежные архивы, все еще малоизвестные российским исследователям. Так, Национальный архив США, в минувшем году разместил в свободном доступе в сети интернет уникальное двухчасовое видео «Allied Expeditionary Forces in Siberia» («Союзные экспедиционные силы в Сибири»), в котором авторами данной статьи был выявлен еще один фрагмент, запечатлевший Омск в период власти Российского правительства А.В.Колчака. Данный сюжет также вошел в кинолекторий Центра изучения истории Гражданской войны Исторического архива Омской области.
Сведения об авторах
Петин Дмитрий Игоревич, кандидат исторических наук, доцент Омского государственного технического университета, главный архивист Исторического архива Омской области, г. Омск, Российская Федерация, 8 (950) 333–56–81.
Стельмак Максим Максимович, аспирант Омского государственного технического университета, главный архивист Исторического архива Омской области, г. Омск, Российская Федерация, 8 (950) 796–58–38.