МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ЮНОШЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ЮНЫЙ АРХИВИСТ», ПОСВЯЩЕННЫЙ 75-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941–1945 ГГ. И МОСКОВСКОЙ БИТВЫ

Печать PDF

На территории Московской области в течение февраля–мая 2016 г. проводился очередной областной конкурс юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист», в котором приняло рекордное для области число участников.В адрес оргкомитета поступили 145 работ (индивидуальных и групповых), подготовленных 186 учащимися при консультировании научных руководителей (учителей средних школ, преподавателей истории и других предметов средних и средних специальных учебных заведений, работников музеев, центров внешкольного образования, сотрудников муниципальных архивов)из 45 муниципальных образований Московской области.

Сразу после объявления ЦС РОИА о проведении очередного IV Всероссийского конкурса «Юный архивист» организаторы областного конкурса предложили приурочить его к важнейшим историческим событиям текущего года для Подмосковного региона. Распоряжением Главархива Московской области от 12.02.2016 было утверждено Положение о Московском областном конкурсе юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист», посвященном 75-летию начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и Московской битвы. В нем обозначены основные цели и задачи конкурса: привлечение молодежи к изучению и сохранению историко-культурного наследия, документальных источников по истории войны и истории своей семьи, воспитание патриотизма на примерах подвигов советских воинов на фронте и героического труда населения в тылу в годы войны. Все это должно формировать у подрастающего поколения чувство национальной гордости, любви к Родине и стремление изучать ее историю.

Соучредители конкурса (Главное архивное управление, Министерство образования Московской области, Комитет по делам молодежи, спорта и туризма Московской областной думы, Московское областное отделение РОИА и Общественный совет при Главархиве Московской области) привлекли к его проведению не только средние общеобразовательные учебные заведения (школы, лицеи, колледжи, гимназии, техникумы), но и вузы, научно-методические центры и учреждения культуры Подмосковья. Во все 68 муниципальных образований Московской области были направлены письма с предложением участвовать в конкурсе, а размещенное на официальном сайте Главархива Положение о конкурсе помогло снять многие вопросы по его проведению на местах.

Согласно Положению о конкурсе предполагалось, что он будет проводиться в два этапа: на муниципальном уровне (с 15 февраля по 15 апреля) определялись победители в рамках муниципального образования, которые направлялись в оргкомитет областного конкурса, где члены жюри оценивали их по специальным критериям. Основными из них были: актуальность темы (связь с современными проблемами Московской области; научная актуальность); использование архивных источников и научной литературы; оформление ссылок, сносок и выносок; грамматика, пунктуация и шрифтовое оформление работы; степень самостоятельности работы; использование современных научных методов исследования и интернет-технологий.

Муниципальный этап конкурса представлял определенную трудность, поскольку школьные работы должны были отвечать требованиям не только по оформлению, но прежде всего по содержанию и другим критериям. Однако многие работы не соответствовали основным требованиям. Положением о конкурсе предусматривалось отобрать пять лучших работ на муниципальном уровне для направления на рассмотрение жюри конкурса, но, скорее всего, такого отбора не было: из Раменского района поступили 8 работ, из городского округа Подольск–11, из Чеховского района–13, в то же время ряд муниципальных образований не направили ни одной.

Члены жюри конкурса (работники Главархива, руководители и научные сотрудники государственных архивов, преподаватели Московского государственного областного университета (МГОУ), члены Общественного совета Главархива Московской области) в течение месяца рассмотрели все поступившие работы. Состав авторов конкурсных работ был достаточно широким: учащиеся городских и сельских средних общеобразовательных школ, гимназий,лицеев, студенты техникумов (Чеховский техникум, Луховицкий агропромышленный техникум, Орехово-Зуевский техникум, Сергиево-Посадский социально-экономический техникум), колледжей (Волоколамский и Звенигородский филиалы Красногорского колледжа, Лыткаринский промышленно-гуманитарный колледж – филиал Университета «Дубна», Ногинский колледж, Подольский колледж, Раменский колледж).

Важнейшим условием при подготовке конкурсной работы являлось использование архивных документов, в том числе из личных архивов, хранящихся в семьях ветеранов войны и труда, из фондов государственных и муниципальных архивов, проведение поисков по архивным источникам, получение навыков исследовательской работы. Многие конкурсанты при подготовке работ обращались к личным архивам, используя главным образом визуальные документы – фотографии из семейных альбомов, которые поместили в качестве приложений к тексту, кратко их комментируя.В приложениях к основному тексту работы нередко были представлены фотокопии фронтовых писем, наградных материалов к орденам и медалям ветеранов войны и труда, почетных грамот, благодарственных писем и других документов. Авторы ряда конкурсных работ провели анализ документов муниципальных и государственных архивов (федеральных – Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив кинофотодокументов в г. Красногорске)и региональных (Центральный государственный архив Московской области, Государственный архив Воронежской области,Государственный архив Кировской области и др.), а также такого крупнейшего документального собрания как Центральный архив Министерства обороны России в г. Подольске (Е. Антипова - 10 кл. СОШ № 19 г. Подольска, А.Лобанова -10 класс средней общеобразовательной школы (СОШ) № 25 г. Подольска, Р.Мурашкин – 8 кл. СОШ № 2 г. Шатуры). Однако подобных работ было немного. Большая же часть представленных на конкурс сочинений подготовлена на основе интернет-рессурсов,исторической литературы, устных воспоминаний участников войны и их родственников.

Согласно Положению о конкурсе работы рассматривались по девяти номинациям: «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»; «Дорогами войны»; «Тыл фронту», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Виртуальный историко-культурный туристический маршрут по местам Боевой Славы Подмосковья», «Религия: история монастырей, храмов, судьбы духовенства в период Великой Отечественной войны», «Почетные граждане Московской области (муниципального образования) – участники войны и труженики тыла (биографии в документах и фотографиях)», «На защите Москвы», свободная тема номинации.

Наибольшее количество работ относилось к номинациям «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (31), «Никто не забыт, ничто не забыто» (37),свободная тема номинации (33). В них рассказано о жизни, деятельности, боевом пути ветеранов войны.Многие из них были удостоены правительственных наград, иребята с гордостью описывали подробности, взятые из наградных документов, приводили цитаты из фронтовых писем, бережно хранящихся в семьях ветеранов, их детей и внуков (Е.Боев – Щелковская гимназия, М.Кирьякулова – Шеметовская СОШ г.о. Серебряные Пруды, Т.Паршина – гимназия № 10 г. Пушкино, Р.Мурашкин – СОШ № 2 г. Шатуры, И.Чермашенцев – Балашихинский индустриально-технологический техникум и др.). Как правило, авторами подобных работ являлись правнуки ветеранов войны, которые вместе со своими родителями участвовали в известной акции «Бессмертный полк», о чем подробно рассказано в работе учащихся 9 класса гимназии № 1 г. Рузы Р.Осиповой, и А.Разумной «Герои Бессмертного полка». В приложениях к конкурсным работам представлены фотографии участников подобных акций из различных городов и населенных пунктов Подмосковья (г. Луховицы – А.Лазутина, 5 кл.;г. Клин – А.Книголюбова, 1 курс колледжа «Подмосковье»; г. Подольск– С.Малышев, 11 кл. СОШ № 29; п. Малаховка Люберецкого района – Т.Салия, 9 кл., г. Лобня – Д.Шкловская, 7 кл. СОШ № 7 и др.).

В номинации «Дорогами войны» представлено 13 работ:наиболее яркие из них – рассказы о ратных подвигах и боевых буднях фронтовиков, связанных с конкурсантами родственными узами. Так, в работе десятиклассника Домодедовской школы № 6 В.Скрипкина «Военный путь моего прадеда Скрипкина Игоря Леонидовича» названы наступательные операции Красной армии, в которых участвовал его прадед: Ржевско-Вяземская, Ржевско-Сычевская, Донбасская, Мелитопольская, Корсунь-Шевченковская, Пражская. На интернет-сайте «Подвиг народа» он нашел наградные документы из Центрального архива Министерства обороны на И.Л. Скрипкина и с гордостью сообщает оего боевых заслугах, цитируя строки наградных листов: «В ожесточенном бою за деревню Ново-Семёновское он, находясь непосредственно в ротах, своим бесстрашием, огненными призывающими лозунгами вел батальон на уничтожение врага. Воодушевленные призывом военкома бойцы стремительно ворвались во вражеские укрепления, беспощадно уничтожая врага батальон овладел пунктом Ново-Семёновское и уничтожил до роты немецкой пехоты и захватил пленных, и трофеи… В бою за деревню Буруково командир батальона был ранен, тов. Скрипкин принял на себя командование и решил успех боя. В боях за деревню Буруково тов. Скрипкин был сильно контужен. Его подразделения прочно удерживали завоеванный рубеж». Таким образом, конкурсанты не только осваивали работу с архивными источниками, но и узнавали подробности о подвигах защитников Родины в годы войны.

Одним из главных направлений школьных исследований предполагалось сделать документы и воспоминания участников и очевидцев о Московской битве 1941–1942 гг., защитниках столицы и Подмосковья. Но лишь небольшая часть конкурсных работ посвящена этой теме: Г.Квижинадзе, В.Самарин (г. Балашиха)– «На защите Москвы»;А.Чернего(г. Подольск)– «На защите Москвы»; Е.Ивасенко(Солнечногорский район) – «Освобождение деревни Тимоново и города Солнечногорскаот фашистских захватчиков», Д.Лысенко (г.о. Домодедово) – «Ночной таран»;С.Ткачук, (г. Коломна) – «Московская битва: Коломна на защите столицы»;П.Киселев(г.Звенигород) – «Звенигородский район в период битвы под Москвой»;И. Журавлев (г. Котельники) «Первый период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: начало войны и битва за Москву» и др.

При подготовке конкурсных сочинений школьники не только изучили документы семейных архивов, расспросили родных и близких о своих предках, участниках событий 75-летней давности, но и привлекли к поискам родителей, одноклассников, а также учителей, руководителей школьных музеев, сотрудников краеведческих музеев и муниципальных архивов.Некоторые из них стали научными руководителями конкурсных работ.В результате одна из важнейших задач, поставленных организаторами конкурса – приобщение подрастающего поколения к изучению истории своей страны, родного края, своей семьи получила развитие и была выполнена.

Важнейшая составляющая конкурса – заинтересовать школьников в выявлении и изучении малоизвестных фактов истории Великой Отечественной войны,их участие в установлении людских судеб по архивным источникам. В работе А.Астаховой (г. Лотошино) «Мы с железным конем все поля обойдем, уберем и посеем и вспашем…» (женская тракторная бригада Лотошинской МТС в 1942–1945 гг.) использованы как воспоминания участников событий, записанных авторами работ, так и архивные документы – приказы по личному составу и основной деятельности Лотошинской МТС, протоколы заседаний Лотошинского райисполкома, хранящиеся в Лотошинском муниципальном архиве, протоколы заседаний Мособлисполкома из Центрального госархива Московской области. Автор работы рассказала как в тяжелые годы войны девочки-подростки, став трактористками, заняли место ушедших на фронт отцов и старших братьев, поведала о непростых судьбах детей военной поры.

Некоторые конкурсанты, уже со школьной скамьи выбрали для себя профессию архивиста как направление своей будущей деятельности, о чем сообщали в анкетах, которые в соответствии с Положением о конкурсе присылали вместе со своими работами. Так, Е.Антипова (10 кл. СОШ № 19 г. Подольска) отметила в анкете, что посещает кружок по краеведению, факультатив по истории, а после окончания школы намерена поступать в Историко-архивный институт РГГУ. Участие в областном конкурсе поможет школьникам лучше постичь работу с документной информацией, уметь за скупыми строками архивных документов увидеть человеческие судьбы, правильно оценивать факты, анализируя различные источники, в которых они отражены.

В конце мая 2016 г. были подведены итоги областного конкурса. Дипломами лауреата 1-й степени награждены 42 конкурсанта (их работы согласно установленным критериям набрали свыше 50 баллов); дипломами лауреата 2-й степени награждены 82 конкурсанта (работы – свыше 40 баллов); дипломами лауреата 3-й степени награждены 43 конкурсанта (работы – свыше 30 баллов); дипломы участника конкурса получили 19 человек (работы – менее 30 баллов). Благодарственным письмом Главного архивного управления Московской области за подготовку лауреатов (участников) областного конкурса были награждены 126 научных руководителей школьных работ.

О результатах проведенного конкурса на официальных сайтах муниципальных образований, сайтах учебных заведений размещены информационные сообщения и названы имена лауреатов, участников конкурса, отдельные работы опубликованы в местной прессе.

Семь лучших школьных работ областного конкурса направлены в оргкомитет IVВсероссийского конкурса «Юный архивист». Их авторы – десятиклассница из Лотошинской СОШ № 1 Анастасия Астахова («Мы с железным конем все поля обойдем, уберем и посеем, и вспашем…» (женская тракторная бригада Лотошинской МТС в 1942–1945 гг.»), Анастасия Колчина десятиклассница из Наро-Фоминской СОШ № 6 («Помним их поименно, сердцем помнимсвоим»),учащаяся 7 класса лицея № 5 г. Зарайска Анастасия Шишкова («Как я выжил, будем знать только мы с тобой»), учащаяся 9 класса гимназии № 1 из г. Рузы («Память»), учащийся 9 класса гимназии № 9 г. Коломны Петр Ломако («Судьба человека»), учащийся 9 класса Липицкой СОШ Серпуховского муниципального района Иван Степанов («Воздушный ас, Герой Советского Союза Г.А. Григорьев»), учащийся 7 класса Лотошинской СОШ № 2 Даниил Косарев («Война – и дыбом волосы: на челках детских седые волосы…». Они достойно представят Подмосковье, его славную историю, жителей Московской области, своими ратными подвигами и героическим трудом прославивших родной край.